За 34 года режиссерской практики Кевин Костнер выпустил 4 фильма – по одному за 8,5 лет в среднем. Ясно, что работа над ними отнимала не все время. Но цифры показательны: кто понял жизнь – тот не спешит. Костнер ее понял давным-давно. В 1990-м его дебют «Танцующий с волками» не только взял охапку «Оскаров», включая главные (лучший фильм и режиссура), но и напомнил Голливуду о величии старинных эпических вестернов. Которые могут идти 3 часа, но заработать состояние – «Танцующий» собрал $424 млн при бюджете $22 млн. Хотя «Почтальон» 1997-го торжественно провалился. Зато «Открытый простор» 2003-го доказал, что Костнер не растерял форму.
С тех пор прошел еще 21 год. И вот в российский прокат врываются «Горизонты», первая глава саги, чьи масштабы слегка пугают. В августе эта сага продолжится сиквелом, а там и другие части не за горами. Фильм успел побывать в Каннах, где не понравился примерно никому. Говорили, что Костнер либо вернет вестернам былую славу, либо окончательно их похоронит (в таком олдскульном формате – уж точно). Правда как обычно посередине. Давайте же разберемся, что это вообще за «Горизонты» такие. Выясним, что у Костнера получилось, а что скорее не вышло. Ну и заодно расскажем, кому их обязательно стоит посмотреть, а кому лучше воздержаться. Как минимум без предварительной подготовки.
Сперва немного контекста. «Горизонты» для Костнера – такой же проект мечты, как «Мегалополис» для Фрэнсиса Форда Копполы. Недаром в мае они провели совместный круглый стол, порассуждав о превратностях режиссерских судеб. Кевин задумал этот фильм еще в 1988 году – как обычный полнометражный вестерн. Несколько лет он шлифовал сценарий в ожидании удачного момента для запуска съемок. Да что-то не срасталось все время. Наконец Костнер плюнул и вложил в проект свои сбережения. Пресса писала про сумму $20 млн. Но Кевин заявил, что это враки, и на самом деле он отстегнул $38 млн. В целях экономии первые два фильма он снимал одновременно. А еще до старта проката объявил, что сага обзаведется не только третьей, но и четвертой частью. Амбиции безумца. Или абсолютно уверенного в себе человека. Что ж, на безумца Кевин никогда не был похож.
Еще для контекста важно знать, каким фильмам респектует сам Костнер. Итак: «Война на Диком Западе» (2 ч 44 мин), «Лоуренс Аравийский» (3 ч 36 мин), «Гигант» (3 ч 21 мин), «Мост через реку Квай» (2 ч 35 мин), «Бен Гур» (3 ч 32 мин), «Спартак» (3 ч 17 мин), «Большой побег» (2 ч 52 мин). Все это, как видим, картины минимум полувековой давности и неоспоримой эпичности. В числе его любимчиков, конечно, есть и менее глобальные ленты. «Хладнокровный Люк», например. Или «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Но в целом Костнер однозначно тяготеет к крупным формам, что он и продемонстрировал в «Танцующем с волками», чья режиссерская версия идет 4 часа. «Почтальон» оказался без малого трехчасовым, а «Открытый простор» на этом фоне выглядел скромненько – «всего» 2 ч 19 мин. Зато каждый эпизод «Горизонтов» тоже растянется на 3 часа.
Ну и наконец третий факт. В 2018-м Костнер возглавил каст «Йеллоустоуна» – известнейшего вестерн-сериала наших дней. Который не только реанимировал его карьеру, принес ему «Золотой глобус» и подарил лучшую роль в принципе, но и разросся до целой вселенной. В этом году, правда, шоу завершится на пятом сезоне. Костнер рассорился с его создателем Тейлором Шериданом (параллельно разводясь с женой), и тот с горечью отметил, что собственные творения для Кевина «являются бóльшим приоритетом». В интервью последний настаивал на обратном. «Йеллоустоун», дескать, у него всегда был на первом месте. А «Горизонтами» он в свободную минутку занимался.
«Я не переключался на «Горизонты», потому что устал от «Йеллоустоуна». Это чушь. И снимал их не для того, чтобы с «Йеллоустоуном» конкурировать», – выдал Костнер.
А в другом интервью уточнил, что за окончание сериала ему маловато денег предложили. Да и по креативной части не все было гладко.
Костнер трудился над главным кинопроектом в жизни, в то же время снимаясь в важном для себя сериале. Который, как и положено сериалу, включал множество персонажей, пересекающихся сюжетных линий и клиффхэнгеров в концовках сезонов. Нечего удивляться, что подобная сериальная структура перенеслась и в «Горизонты». Которые могут насчитывать хоть четыре, хоть пять, хоть десять фильмов, но в сериал от этого не превратятся. И в полнометражном формате сериальная подача материала, с постоянными скачками между героями, штатами, не связанными друг с другом событиями, выглядит рвано, а то и просто неряшливо. Что может отпугнуть тех, кто привык к четким сюжетным конструкциям.
Действие стартует в 1859-м. Мы видим, как некий мужик измеряет землю на берегу реки. Другой мужик куда-то на коне направляется. Затем прерии резко сменяются снегами, и Джена Мэлоун всаживает в некого типа пулю. В следующий раз она появится в кадре час спустя. Тогда же объявится и Костнер, играющий торговца лошадьми (как он себя называет) Хейза Эллисона. Попутно мы наблюдаем за тем, как толпа поселенцев во главе с суровым Люком Уилсоном караваном тащится через пустоши, Сиенна Миллер с дочкой находят пристанище в военном лагере, а мальчишка разыскивает индейцев, убивших его родителей, в компании рассерженных белых мстителей. Сходу можно насчитать штук 7 сюжетных линий, ни одна из которых не получает логического завершения. Надо же запас для других фильмов оставить.
С сериалами такой подход бы сработал. Раз в неделю мы бы получали положенную долю информации о переживаниях тех или иных героев, постепенно сроднились бы с ними, а в итоге они бы столкнулись с радикальными переменами, прокладывающими мостик к новым сезонам. Однако после первой части «Горизонтов» нужно ждать два месяца, пока выйдет фильм под номером два. Потом – ждать еще неизвестно сколько, пока появится фильм под номером три. И так далее.
Останется ли к тому времени в памяти предыстория всех персонажей, которых тут не один десяток, включая вон того индейца, и вот этого усатого дядьку, и еще одну смазливую дамочку? Вопрос риторический. Благо какое-никакое развитие характеров лишь в нескольких ветках имеется. Самая занятная – того мальчишки-сироты, который стремительно взрослеет на кровавом Диком Западе. На второй позиции – история героини Сиенны Миллер, вдовы, подкатывающей к лейтенанту с лицом Сэма Уортингтона.
В остальном мы имеем в худшем случае стереотипы, в лучшем случае – архетипы, а в случае героя Костнера – вообще нечто невразумительное. Понять его замысел можно. Подобно Киану Ривзу, который играет в группе и настаивает, что он в ней не главная звезда, Кевин сдвинулся на второй план, чтобы его харизма (прочих суперзвезд, правда, в касте все равно нет) не отвлекала от происходящего. Но в сухом остатке его Хейз – ни рыба ни мясо. Прибывает в городок, жмет на курок и пускается в бега. Прихватив с собой зажигательную проститутку в исполнении Эбби Ли и младенца (чужого), о котором та заботится. Если вы привыкли к Костнеру в образе непреклонного Джона Даттона, Эллисон вас неприятно удивит: он – законченный терпила, бубнящий что-то невнятное даже в той сцене, где проститутка в палатке собирается его оседлать. Конечно, кому понравится, когда к тебе Эбби Ли пристает.
Но если на основе перечисленного вы сделали вывод, что «Горизонты» – посредственное кино, спешим разубедить. Да, кино неровное, иногда утомительное, подчеркнуто неторопливое и довольно сбивчивое. Как тут не вспомнить о важности недооцененного искусства монтажа. Но в его тяжеловесной поступи чувствуется такая мощь, о которой со времен «Танцующего с волками» мы и не вспоминали. Мощь размашистых старых баллад о покорении Запада, которые в какой-то момент просто перестали снимать. Переключившись на дешевые b-movies, наглый вестерн-ревизионизм и картины более камерного формата. Они стабильно появляются каждый год и даже гостят на фестивалях, но быстро забываются. «Старый Генри», «Мертвые не причиняют боли», усыпанная премиями «Власть пса» – отличные фильмы. Но часто ли их цитируют и пересматривают? Едва ли.
А что делает Кевин Костнер? Кевин Костнер снимает грандиозный эпик и пытается создать новый вестерн-миф взамен тех, что были когда-то. Миф об опасном фронтире, на просторах которого затерян город под названием Горизонт, – герои периодически вертят листовки с его упоминанием. Миф о переселенцах, чьи повозки бороздят бескрайние степи Вайоминга и Канзаса. Миф о краснокожих, которые в «Танцующем с волками» выглядели мудрыми и просветленными, а здесь кажутся агрессивными: ведь бледнолицые посягают на их земли, а цивилизация подкрадывается к диким краям, где недавно и из ружей-то никто не стрелял. Миф о простых людях, что трудятся бок о бок, отчаянно цепляются за жизнь, но все равно порой умирают.
Здесь нет места таинственным одиноким странникам, к которым нас приучили вестерны с Клинтом Иствудом, крутым шерифам или инфернальным негодяям. Таким, как бандюган из «Ровно в полдень», поставивший на уши городок, не успев туда даже прибыть. Да, Джейми Кэмпбелл Бауэр (Векна из «Очень странных дел») играет довольно скользкого типа. Но он – не злодей, а скорее злодейчик, один из кусочков общего паззла. Все прочие, включая Хейза Эллисона, – такие же кусочки.
Как бы лихорадочно ни скакал сценарий, подглядывать за героями увлекательно, ибо артисты чертовски хороши. Что красотка-модель Эбби Ли, что страдающая, но и в грязи неотразимая Сиенна Миллер, что благообразный Майкл Рукер в роли добряка сержанта. Костнер собрал топовый каст, сделав акцент на несгибаемых женщинах, но не слишком в этом переусердствовав. За трендами-то он никогда не гнался. Не гонится и теперь. Вестерн – самый консервативный жанр, а Костнер – самый консервативный его представитель (консервативнее только Иствуд). Так что на повестке – максимально традиционные ценности, классическая маскулинность, рассуждения о крепости семейных уз. Ничего свежего, но в наши дни напоминать об этом даже полезно. Можно сказать, «Горизонты» выполняют почетную воспитательную миссию.
Не обязательно дожидаться релиза второго, третьего, четвертого фильмов, чтобы заключить: шедевра у Костнера не вышло. Это не идеальная лента для начала знакомства с вестернами. Или с работами Кевина-актера. Или с небольшим, но насыщенным портфолио Кевина-постановщика. Но это фантастически красивое, с нежной любовью сделанное послание истинным фанатам жанра от такого же неравнодушного фаната, который пошел ва-банк, чтобы продемонстрировать, how the west was won.
И фанат этот ничуть не ослабил режиссерскую хватку: один из ранних эпизодов, когда индейцы совершают ночной налет на мирное поселение, а мужчины и женщины держат оборону в пылающей хижине, – с отрывом лучшая вестерн-сцена в кино последних лет. А лоскутки одеяла, которые девочка вручает солдатам, дабы те им напоминали о доме, – простая, но трогательная деталь. Деталь, способная придать воинам сил, по словам рукеровского героя. Режиссер замахивается на 12-часовую сагу и повествует о том, как зарождалась его страна, но находит в ней место и для таких мелочей. Потому что ему не все равно. И как его за это не уважать?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…