К 90-летию классика КАРО.Арт проводит ретроспективу его лучших фильмов.
Режиссер, сценарист, народный артист РФ Александр Митта прославился еще в Советском Союзе, удачно соединив драматические истории и жанровое кино. Митта – признанный мастер юношеских картин, автор первого в нашей стране фильма-катастрофы, преподаватель и популяризатор сценарного искусства. К юбилею замечательного постановщика КАРО.Арт подготовил ретроспективу его хитов, которая пройдет с 5 по 16 апреля в киноцентре «Октябрь». А мы вспоминаем главные работы мэтра, вошедшие в историю отечественного кинематографа.
«Гори, гори, моя звезда» (1969)
Размышление Митты о судьбе художника и его отношениях с властью, ловко упакованное в жанр трагикомедии. За непрекращающейся чередой аттракционов Митта спрятал неудобные вопросы, которые не давали ему покоя. Стоит ли идти на компромиссы в творчестве? Как достучаться до зрителя? И как реагировать на цензуру? Главный герой – молодой артист и начинающий режиссер театра Искремас. В глуши революционной России 1920-х он пытается творить новое искусство, но сталкивается с безразличием публики и нападками сильных мира сего. Годы идут, власть сменяется, но заветный спектакль о судьбе Жанны д’Арк никак не удается поставить.
Роль неунывающего Искремаса должен был сыграть Ролан Быков, но цензоры потребовали взять другого актера. Так в картине появился Олег Табаков, который помог ей добраться до проката. Бойкого конъюнктурщика Пашку, чей синематограф будет веселить людей при любой власти, сыграл Евгений Леонов. А роль молчаливого затворника, отдавшего все силы живописи, исполнил Олег Ефремов. Невероятный актерский ансамбль дополнила юная Елена Проклова в образе деревенской девушки Крыси, которую Искремас хочет превратить в Жанну д’Арк.
КАРО 11 Октябрь, 5 апреля, 19:00
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
Известная экранизация неоконченного пушкинского романа с Владимиром Высоцким в главной роли. Для истории африканского подданного Петра I Митта выбрал жанр водевиля. «Сказ» – это красочная фантазия на тему реальных событий: здесь много музыки, комичных сцен и анимационных вставок. Нарочитая театральность действия усиливает эффект сказочности. Специально для фильма Высоцкий написал две песни: «Разбойничья» и «Купола». Но Митта отказался от них, чтобы сохранить развлекательный характер картины. В итоге получилось легкое кино для всей семьи с яркими актерскими работами.
Однажды Петру I (Алексей Петренко) дарят чернокожего мальчика, выходца из королевской семьи. Император видит в ребенке потенциал и делает его своим воспитанником. Обучившись в России, повзрослевший арап по имени Ибрагим (Владимир Высоцкий) отправляется во Францию. Там он становится героем, но из-за внебрачной связи его высылают обратно на родину. В России он наконец-то находит настоящую любовь – дочь боярина Наталью Ртищеву (Ирина Мазуркевич), но та боится чужеземца…
КАРО 11 Октябрь, 8 апреля, 17:00
«Экипаж» (1979)
Первый советский фильм-катастрофа покорил прокат: его посмотрело свыше 70 млн зрителей. Вряд ли кто-то ожидал такого успеха от двухсерийной картины длительностью более двух часов. Но Митта не сомневался: одной остросюжетной линии, даже со спецэффектами, будет мало – нужна продуманная история героев. Поэтому он разбил «Экипаж» на две части: первая – мелодрама о жизни пилотов, вторая – собственно фильм-катастрофа. Зритель не спеша погружается в бытовые проблемы и отношения главных героев, так что к началу рокового рейса экипаж самолета не отличить от настоящей семьи.
Командир пассажирского лайнера Тимченко, бортинженер Скворцов, второй пилот Ненароков и стюардесса Тамара вылетают в пострадавший от землетрясения город, чтобы вывезти оттуда оставшихся людей. После очередного толчка рушится нефтезавод, и потоки пылающей жидкости вот-вот затопят аэропорт. Самолет с трудом взлетает с поврежденной полосы, но из-за полученной неисправности начинается разгерметизация. Главные роли в ленте исполнили Георгий Жженов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев и Александра Яковлева. Несмотря на болезненные цензурные правки (пришлось перемонтировать постельную сцену и изменить финал), картина стала эталоном советского остросюжетного кино.
КАРО 11 Октябрь, 15 апреля, 17:00
«Сказка странствий» (1982)
Один из самых удивительных фильмов Александра Митты – философское фэнтези о разлученных сиротах, которые встречаются через десять лет. Когда Май был маленьким, его похитили бандиты: они надеялись разбогатеть за счет дара мальчика отыскивать золото. Его сестра Марта отправилась следом – ее попутчиком стал изобретатель и поэт Орландо (Андрей Миронов). Спустя годы бесплодных поисков девушка встретила жестокого и алчного принца, который оказался ее любимым братом.
В отличие от предыдущих фильмов, основу сценария «Сказки странствий» Митта написал сам. Режиссер поставил перед собой трудную задачу: соединить свои детские и взрослые картины в одно целое. На первый взгляд, «Сказка странствий» – простая, но увлекательная история в духе Х.К. Андерсена. Но внимательный зритель найдет для себя немало интересного: от сонной деревни на спине метафорического дракона до центрального образа полета. Обилие символов и экспериментальный подход к повествованию отпугнули многих зрителей, но «Сказка странствий» до сих пор остается выдающимся примером интеллектуального советского фэнтези.
КАРО 11 Октябрь, 9 апреля, 15:00
«Граница: Таежный роман» (2000)
Первый сериал Александра Митты тут же стал классикой российского телевидения. «Границей» вдохновлялись создатели «Бригады», с нее началось становление сериальной индустрии. Это остросюжетная история о дружбе-борьбе двух товарищей: капитана Голощекина (Алексей Гуськов) и лейтенанта Столбова (Марат Башаров). Волей судьбы оказавшиеся в гарнизоне на краю России, они связаны не только воинской присягой, но и чувствами к женщине. Медсестра Марина (Ольга Будина) разрывается между деспотичным мужем Голощекиным и молодым романтиком Столбовым. Когда ее супруг узнает об этом, он решает избавиться от противника.
Сам Митта называл «Границу» кинороманом. За неполные восемь часов режиссер успевает не только рассказать о любовном треугольнике, но и в подробностях показать жизнь таежного городка и быт других офицерских жен. Персонажи второго плана не уступают главным героям: пьяница (Михаил Ефремов) и его волевая жена (Елена Панова), аристократка (Рената Литвинова) и ее нелюбимый муж (Андрей Панин). Митта мастерски соединяет мелодраму и криминальный сюжет, так что восемь серий пролетают незаметно.
Комментарии