Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Опустошение»: Неуклюже брутальный боевик от автора «Рейда»

«Опустошение»: Неуклюже брутальный боевик от автора «Рейда»

4 мая 2025 /
«Опустошение»: Неуклюже брутальный боевик от автора «Рейда»

Том Харди против Тимоти Олифанта и злодейских триад.

Компания мелких жуликов похищает фуру со стиральными машинами. Предназначенными не для стирки грязных вещей, а для перевозки запрещенного порошка. Передать его требуется боссу триад. И тот уже потирает ручки в ожидании товара, как вдруг в разгар сделки в помещение врывается группа мужиков в масках и расстреливает всех присутствующих. Триады жаждут мести. Подозрение падает на отпрыска мэра, одного из тех жуликов. Отпрыск предусмотрительно скрывается в неизвестном направлении. Отыскать его берется потрепанный полицейский по фамилии Уокер (Том Харди), замешанный в темных делишках с участием мэра, но оторванный от собственной семьи.

Еще в 2021 году сценарист и режиссер Гарет Эванс, встряхнувший жанр боевиков дилогией «Рейд», взялся за проект, который Том Харди назвал «смачным ударом по роже». Для «Опустошения» актер ежедневно занимался кроссфитом с джиу-джитсу и явно стремился со всей пролетарской ненавистью отыграться за годы, проведенные на площадках трилогии «Веном». Съемки завершились в октябре 2021-го. Монтаж был готов в феврале 2022-го. А потом что-то пошло не так, и фильм завис в производственном аду, варясь на медленном огне пересъемок и забастовок. Лишь изредка в Сети всплывали снимки с бэкстейджа, напоминая, что клиент скорее жив. Но вот наступил февраль 2025-го, и «Опустошение» обзавелось дебютным тизером. В апреле за ним последовал трейлер, а за трейлером и сам фильм наконец пожаловал. Когда многие, вероятно, уже и ждать его перестали. Ну так и стоило ли оно того? 

«Опустошение»

Эванс – блестящий режиссер экшен-эпизодов. Хореография драк в «Рейде» – с отрывом лучшая в XXI веке: не фильм, а видеоигровой файтинг, где прокачанный полицейский отбивается от толп настырных врагов под бодрую музыку Майка Шиноды. Насилие было главным художественным приемом, ключевым элементом нарратива, а лаконичную, как затрещина, завязку иронично описывала фраза другого героя-полицейского: «Задание простое – заходим и валим этого подонка». В «Рейде 2» существенно выросли бюджет с хронометражем, а бои стали еще виртуознее, однако сюжетная конструкция неловко разветвилась, опутав мафиозные разборки и происки нечестных копов. От всего этого за версту веяло несвежими штампами второсортных боевичков, но полюбившийся герой Ико Увайса и потасовки, от которых отлетали челюсти злодеев и зрителей, позволяли со многим смириться.

А теперь даже краткий синопсис «Опустошения» намекает, что Эванс-сценарист окончательно растерял вдохновение и растворился в дешевой бульварщине. Где политик непременно должен оказаться прогнившим, злодейский слой представляют стереотипные азиаты, чье участие сведено к роли пушечного мяса, а копы обязаны продаться и замарать руки. При этом в стороне от всяких пакостей, безусловно, остается хрупкая девушка-коп, чье целомудрие так и сияет белой пушистостью на фоне общей развращенности. Рядом с порочной сволочью, которую играет Тимоти Олифант, крутой Уокер в исполнении Харди тоже может показаться скорее положительным персонажем. Но на самом деле и у этого товарища рыльце в пушку, так что рано или поздно воздаяние за грехи настигнет его. И он в принципе не возражает понести наказание. Лишь бы дочурке подарок под елочку передать. Да, это вообще-то рождественская картина. Примерно с той же позитивной атмосферой праздника, что и «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи.

«Опустошение»

Теоретически даже из такой пирамиды банальностей мог бы выйти толк. В конце концов, посредственность в кино нас на каждом шагу подстерегает, и порой надо ее просто принять, а не протестовать почем зря и нервы себе трепать лишний раз. Да, «Опустошение» паршиво написано, но Эванс никогда не был тонким драматургом – вряд ли кто-то ждал, что новая история перелопатит до глубины души и заставит о философских материях задуматься. «Главное – знать, в чем твоя сила», – как выразился один из героев второго «Рейда». А сила Эванса – в хлебе и зрелищах, феерическом махаче, в кровь разбитых костяшках, проломленных черепах и прочих радостях, за которые мы и ценим славный жанр боевиков.

Так, может, хоть здесь «Опустошение» авансы оправдывает? Зря что ли Харди денно и нощно джиу-джитсу осваивал. Отвечаем: не зря. Но развернутых экшен-сцен всего две, и первую их них Эванс только в середине фильма вываливает. До этого, собственно, нужно как-то вытерпеть бандитскую белиберду, треп про грязные деньги и Фореста Уитакера в роли мэра-коррупционера с положенными репликами а-ля «это мой город!». Город, кстати, безымянный, но как две капли воды похожий то ли на комиксный Готэм, то ли на новоголливудский Нью-Йорк (а снимали его вообще в Уэльсе).

Зато потом – как в бородатом, но забойном анекдоте с рейтингом R. Зашли однажды в клуб жулики, бандиты и продажные стражи порядка. И давай друг друга лупцевать да свинцом поливать в сиянии разноцветных светильников. Причем не только Харди ожидаемо срывается с цепи, но и, например, девушка того самого отпрыска мэра лихо кромсает супостатов мясницким ножом, пока типичная клубная музычка на фоне пульсирует. А Том тут абсолютно в своей стихии. Одно дело – в телефонную трубку ворчать, пытаясь с недовольной бывшей женой договориться. Совсем другое – редисок со второго этажа скидывать и буйные головушки с железной дубинкой знакомить. В поединках из «Рейдов» и более раннего «Мерантау», при всей яростной бескомпромиссности, сквозила кровавая поэтичность, почти красота. В «Опустошении» нет ни поэзии, ни изящества: Уокер воплощает грубую силу грузовика, на полном ходу врезавшегося в шеренгу легковушек. Эффективно? О да. Эффектно? Еще бы.

«Опустошение»

Еще более эффектным оказалось финальное мочилово – сведение счетов всех со всеми в хижине, где Уокер попытался спрятать молодежь, но не шибко в этом преуспел. Триады их выследили и принялись со знанием дела расстреливать. Одними кулаками с пистолетом уже не отбиться – пришлось Уокеру за дробовик взяться. И началась лютая пальба с разносом окон и стен, оммажами Джону Ву и бесконечными патронами в автоматных обоймах: с перестрелкой Эванс делает то же, что и с рукопашками, максимально взвинчивая темп и не позволяя отдышаться ни героям, ни нам с вами. Зевнешь, моргнешь, отвернешься – и пропустишь изобретательный конец какого-нибудь негодяя.

Одного из них Харди насаживает на гвоздь, другому распарывает кривым ножом физиономию и втаптывает в пол, наиболее подкованную в боевых искусствах мерзавку пронзает стрелой из гарпуна. Ради подобного карнавала ультранасилия поклонники Эванса и зачеркивали на календарике дни в ожидании релиза «Опустошения». И кто-то, несомненно, будет за терпение вознагражден. Но даже ярый хардиман десять раз подумает, стоит ли пересматривать этот фильм в дальнейшем, да и статус недооцененной классики ему не грозит. Слишком уж неказистой вышла сверхзатянутая экспозиция, где персонажи с грехом пополам складывают буквы в слова и нанизывают на шампур суровой драмы куски протухших клише.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: