Кино

«Теща»: Фееричный Харламов, флегматичная Гузеева

Стартапер-неудачник в преддверии Нового года ссорится с собственной тещей. После этого ночью происходит чудо, и наутро они обнаруживают, что поменялись телами. Ситуация дополнительно осложняется рядом обстоятельств: ему нужно послезавтра свой проект инвесторам представить, а она служит кем-то вроде директора управляющей компании и, кажется, присвоила деньги, выделенные на общественную елку. К тому же муж тещи, судя по всему, налево ходить повадился. А у зятя жена со дня на день родить должна. За оставшиеся до праздника пару дней двум родственникам, которые терпеть друг друга не могут, предстоит все это сообща разрулить, в процессе, естественно, наладив меж собой контакт, и вернуть свои бренные оболочки обратно.

Что может быть актуальнее под занавес 2023 года, чем кино про обмен телами, эксплуатирующее стереотипы об отношениях между зятем и тещей? Так и разит за версту морозной свежестью и оригинальностью от этой идеи, которая посетила светлую голову кого-то из авторов комедии «Теща». Вероятно, в ту минуту, когда он, разбирая старый хлам на антресоли, наткнулся на DVD с фильмом «Любовь-морковь» и сборник анекдотов в мягкой обложке, купленные кем-то давным-давно в пригородной электричке по пути на дачу, чтобы скоротать вечер после трудового дня на огороде. Тут же дух ностальгии как налетит на этого человека, да как впечатает в его сознание мысль о том, что вот такое кино нам сейчас всем определенно необходимо.

Собственно, оно, может, так и есть. Может, действительно не хватает нам новогодних семейных комедий про чудеса и родственников, которые сначала ругаются, а потом мирятся, помимо очередных «Елок» и всех остальных подобного рода бесхитростных развлекательных опусов, выходящих целыми очередями под конец года. В них ведь нет Гарика Харламова и Ларисы Гузеевой (трудно утверждать наверняка, но вроде бы все-таки нет), а в «Теще» есть.

Тем она в первую очередь и выделяется из гомогенной массы конкурентов – наличием в касте дуэта столь именитых артистов. По отдельности никто из них не представляет собой такую уж большую ценность в качестве инструмента для привлечения зрителей. Но штука в том, что некоторое время назад они публично пикировались в соцсетях, и это активно освещалось в СМИ, так что их нынешняя коллаборация теоретически сама по себе должна стать заметным событием и обеспечить повышенное внимание к картине. То есть, грубо говоря, Харламов и Гузеева – это примерно как Райан Рейнольдс и Хью Джекман, а «Теща», соответственно, – как «Дэдпул 3».

Однако на деле из них двоих честно старается только Харламов. Ему явно доставляет удовольствие изображать неприятную сварливую тетку в своем пузатом теле, щеголять в пушистой шубе, громко материться, выкрикивая знаменитую фразу Гузеевой, а также макать последнюю лицом в торт и в купель для крещения. Она же в этих всех комичных взаимодействиях, вокруг которых и строится фильм, участвует как будто из-под палки и выглядит на фоне экранного напарника бледной тенью, растворяясь на заднем плане. Из-за чего многие сцены работают не так эффективно, как могли бы.

Есть даже основания полагать, что какие-то фрагменты с Гузеевой ввиду ее вызывающей флегматичности просто вырезали на монтаже. Это могло бы, по крайней мере, объяснить, почему побочный сюжет про украденные средства на благоустройство ничем толком не заканчивается (впрочем, он в любом случае смотрится неуместно). Так или иначе, Гарика Харламова на экране гораздо больше во всех смыслах. А как известно, когда его много, это бывает утомительно. И все же справедливости ради минимум пару раз (хотя и вряд ли больше) он своей экспрессивной подачей способен заставить улыбнуться.

Если же попытаться вынести Харламова с Гузеевой за скобки, то в «Теще» сложновато найти что-то еще сколько-нибудь занимательное. Но можно. Например, непременно стоит отметить определяющий момент, когда герой (точнее, героиня) Харламова попадает в гости к семье мигрантов из Средней Азии, и знакомство с ними позволяет ему (точнее, ей) многое для себя понять. Здесь мы наблюдаем фактически уже вполне сформировавшееся клише: ранее точно так же у мигрантов гостили персонажи Ингрид Олеринской в сиквеле «Неадекватных людей» и Павла Прилучного в «Васе не в себе».

Очевидно, наши кинематографисты таким образом стремятся искоренить ксенофобию в обществе и привить зрителю толерантность к приезжим. Правда, получается скорее какая-то странная социальная реклама: «В вашей жизни возникла неразрешимая проблема? Вам некуда идти? Вы оказались в чужом теле и не знаете, что делать? Просто напроситесь домой к произвольному гастарбайтеру! Там с вами поделятся чаем, вкусным пловом, вековой восточной мудростью и уложат спать. Вы получите незабываемый опыт погружения в экзотическую культуру, найдете ответы на волнующие вас вопросы, и все это – совершенно бесплатно». Звучит заманчиво, конечно, но проверять описанный лайфхак на практике было бы не совсем разумно.

Завершается «Теща» еще одним клише, но уже из совсем другой оперы, а конкретнее – из арсенала маэстро Жоры Крыжовникова. Александр Лыков в роли уличенного в измене и справедливо изгнанного с жилплощади супруга, чтобы вымолить прощение, исполняет на трубе ту самую пронзительно-сентиментальную мелодию из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». И это, не поверите, почему-то сразу помогает. Что довольно возмутительно с этической точки зрения.

Дело даже не столько в выборе композиции (Эдуард Артемьев, в конце концов, гениален и всегда в тему), сколько в самом культе всепрощения, который с завидным упорством повсеместно возводят и укрепляют различные деятели в нашем массовом кино. Предательство, домашнее насилие, присвоение казенных денег – все что угодно легко прощается, и любой конфликт сходит на нет, если на фоне вдруг заиграет что-нибудь душевное. Со стороны виновного притом не требуется прилагать абсолютно никаких ощутимых усилий, достаточно лишь демонстрации скромного музыкального или вокального таланта. И это, если вдуматься, такая себе мораль, откровенно вредительская.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад