Режиссера в России любят. Возможно даже больше, чем в родной Англии. И понятно – за что: герои его фильмов всегда живут по «кодексу чести», часто не совпадающему с уголовным, зато идущему прямо от сердца.
Гай Ричи «выстрелил» первым же фильмом. «Карты, деньги, два ствола» вышли в мае 1999-го, и идеально наложились на внутреннюю повестку страны, жившую в тот момент, как и главные герои, «по понятиям». Многие почему-то сравнивали Ричи с Квентином Тарантино, но если сходство и было, то чисто внешнее: оба режиссера, молодые и «борзые», казалось бы, полностью отказались от наработанных десятилетиями киношных приемов, логичных сценариев, линейного монтажа, причесанных положительных персонажей. Но Тарантино сделал ставку в буквальном смысле на «бульварное чтиво», Ричи же интересовал жизненный нон-фикшн: а мрачный, криминогенный, но романтичный Лондон до крайности напоминал в то время Москву.
Без «Карт, денег…» не было бы «Бумера» Петра Буслова и сериала «Бригада»: вся российская пацанская киноэстетика начала нулевых вдохновлена им. Но мало кто знал (а некоторые не знают до сих пор), что Гай в этой среде – казачок засланный. Что в отличие от большинства своих героев, у него был выбор, чем заниматься, и как зарабатывать на жизнь. Собственно говоря, он мог вообще не переживать о деньгах – они у него и так были.
Будущий автор «Джентльменов» вырос в родовом поместье, ходил в частную школу, и умел великолепно ездить верхом лет примерно с четырех – шансы повстречать кого-то вроде Кейт Миддлтон (которая, кстати, приходится ему дальней родственницей), были у Ричи гораздо выше, чем жениться на Мадонне. Но сложный брак родителей, врожденная дислексия и, как следствие, травля другими богатенькими мальчиками, сделали свое дело: уже в 15 лет Гай решил полностью порвать со своими корнями. Он бросил школу, пошел работать курьером на киностудию, обзавелся друзьями «не своего круга».
Британия середины 1980-х, когда Гай отчаянно искал себя, до крайности напоминала Россию 1990-х: политическое, экономическое, культурное «безвременье», отрефлексированное режиссером, вернулось к нам бумерангом. Поэтому героев «Карт, денег…» вполне можно было сравнить с каким-нибудь известным ОПГ: обе стороны сочли бы это за высочайший комплимент.
Но как бы Ричи не притворялся «своим» на улице, он все равно был чистеньким мальчиком из хорошей семьи, условным «Гришей Черных» в разношерстной «Республики ШКИД». И знакомства, и тусовки у него были соответствующие: первый полнометражный фильм Гая, те самые «Карты, деньги, два ствола», ему помогал продюсировать Стинг, а на вечеринке по поводу премьеры жена Стинга, Труди Стайлер, познакомила его с Мадонной.
Хороших мальчиков, как известно, всегда тянет к плохим девочкам (и наоборот) – это был тот самый случай. Роман развивался стремительно, во время сьемок «Большого куша»: Мадонна пиарила бойфренда, надевая растянутые футболки с названием будущего фильма, и показывая любовь к молодому англичанину со всей пылкостью, на какую была способна. Ему было чуть больше 30, ей почти 40 – зачем зря время терять?
В августе 2000 года родился сын Рокко, в декабре того же года Ричи и Мадонна поженились. Как истинный джентльмен, Гай предоставил жене именно тот образ жизни, который так ее привлекал, и от которого он бежал последние 15 лет: жизнь в собственном загородном поместье, чинные прогулки верхом по утрам, приемы, сделавшие бы честь и принцессе Диане. Мадонне, правда, довольно быстро все это надоело, она попыталась управлять мужем в своем вкусе: увлекла его каббалой, познакомила с голливудскими звездами, и главное – упросила снять фильм с собой в главной роли. Нужно же иметь какие-то бонусы от мужа-режиссера?
Но «Унесенные» однозначно воспринимаются всеми как катастрофа, едва не разрушившая карьеру Ричи. В ярости была даже Лина Вертмюллер, режиссер, снявшая фильм-оригинал: по ее словам, от социальной сатиры Ричи не оставил ничего, исказив и сюжет, и идею фильма. И хотя на словах Гай по-прежнему считает «Унесенных» полезным для себя опытом, вывод он, определенно, сделал: нужно держаться своих, революционно-пацанских идей, и не идти на поводу у женщины, особенно, если ты ее любишь.
Эта тема прослеживается во всех его фильмах, снятых после развода с Мадонной: за спинами у брутальных мужиков непременно видна женщина, но она всегда как бы в тени, ее роль несомненна, но все-таки второстепенна. Ричи это, конечно, ставят в вину: «Почему в вашем фильме так мало женщин? Почему ваши главные герои – исключительно мужчины?» Гай отвечает как есть: «Я снимаю про то, что лучше всего знаю. Так получилось, что мой мир – это мир мужчин». Честно, но не слишком соответствует политкорректной повестке – надо думать, феминистки Гая не жалуют.
Как говорил один из его героев: «Старая школа – лучшая школа, а я в ней директор». «Олдскульный» Гай уже четверть века придерживается кодекса чести, нигде не регламентированного, но понятного любому, кто вырос на улице. Этот кодекс диктует поступки не только Джейка Грина (Джейсон Стэтем в «Револьвере»), но и Шерлока Холмса, и молодого короля Артура («Меч короля Артура»), который дерется на улицах Лондиниума за деньги. Происхождение, общественный статус не имеет для Ричи никакого значения – доказать, что ты чего-то стоишь, можно только в честной драке, проигравший отходит в сторону, победитель получает все, и деньги, и славу, и женщину.
Вот поэтому этих героев так понимаем мы. Да и Ричи плохо скрывает свои симпатии к русским – даже если традиция требует изображать их антигероями. В противостоянии агента ЦРУ, и агента КГБ («Агенты А.Н.К.Л.») «наш человек» Илья Курякин одерживает верх – именно его в итоге предпочитает девушка. Самым обаятельным героем «Плохого куша» был «Борис-Хрен-Попадешь»: «Резкий, как удар серпом, жесткий, как удар молотом. Живой российский герб». Настоящие, идеологические злодеи для Ричи – вовсе не русские криминальные авторитеты, которые как раз живые люди, а напыщенные аристократы и капиталисты, сидящие на мешках с деньгами (хотя и сам Гай немного аристократ и капиталист).
Вообще, Ричи страшно злит многих. Кто-то считает, что он заигрался в своих уличных бандитов, кто-то – что он недостаточно «современен». Ричи отказывается играть в какую-то социальную или политическую повестку, его идеальный герой – это обаятельный трикстер, повзрослевший Оливер Твист, карманник и плут с золотым сердцем. Следующий фильм Ричи, кстати, о том, как целую компанию таких плутов вербует государство – «Министерство неджентльменской войны» будет историей о том, как Уинстон Черчилль, «священная корова» британской политики, придумывает целую шпионскую сеть, чтобы повлиять на исход войны. Своей цели он, конечно, достигнет, но до финала доживут не все. И это тоже нам понятно: у нас, как и во вселенной фильмов Гая, братство, добытое в бою или в уличной драке, только и имеет значение.
Англия сильно изменилась за последние 25 лет, но Ричи остался самим собой – и ему мы продолжаем верить. Как говорил Остап Бендер, духовный брат доброй половины его героев: «Я дам вам парабеллум, мы будем отходить в горы. Вы сможете нас прикрыть?»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…