Кино

Главные российские премьеры ММКФ

45-й Московский международный фестиваль завершился 27 апреля. Но многие из показанных на нем фильмов хочется пересматривать, обсуждать и, конечно, рассказать о них тем, кому только предстоит их увидеть. Собрали яркие отечественные премьеры фестиваля, в которых нашлось место и пронзительным семейным историям, и поистине хичкоковским триллерам.

«Край надломленной луны»

Соня (Маша Лобанова) сбегает из дома, узнав, что от нее скрыли смерть родного отца. Обеспокоенные мать (Виктория Толстоганова) и старшая сестра (Анна Шепелева) бросаются на поиски, однако долгожданное воссоединение не приносит в семью мир. Скорее наоборот – затаенные обиды прорываются наружу, показной цинизм перекрывает сожаления, а желание задеть ближнего затмевает остатки здравого смысла. Бьющими наотмашь фразами одна взрослая женщина пытается воспитывать другую и не понимает, почему та огрызается. Никто не хочет признавать чужой правды. Все страдают и одновременно пытаются ранить друг друга еще больнее.

Но показано это очень тонко: сценаристка Наталия Мещанинова вновь демонстрирует умение резать без ножа. Здесь и фразы вроде «не лезь в нашу семью», обращенные к члену этой самой семьи, и нескрываемое желание сделать все, что угодно, лишь бы папа приехал и все опять стало хорошо. Детская и взрослая перспективы переплетаются причудливым образом, максимализм сталкивается с опытом (опыт, как правило, негативный), а новые кусочки сюжетной мозаики работают как калейдоскоп, раскрывая историю с иных сторон. Жюри это оценило: режиссерский дебют Светланы Самошиной получил серебряного «Святого Георгия» в конкурсе «Русские премьеры». 

Весна под Питером. Три женщины пытаются восстановить затопленный летний домик. Разочарование в жизни сменяется то отчаянием, то надеждой. Иногда – и тем и другим сразу: алкоголь Саша покупает в магазинчике «Благодать», а от нового знакомого (Артем Быстров) вместо очередного шанса забыться получает душевное тепло (лучшая постельная сцена без секса). Поколенческая история оборачивается универсальной драмой – и «Край надломленный луны» может предложить не универсальное, но все еще рабочее решение. Кровопролитие опционально.

«Райцентр»

Самая яркая сериальная новинка фестиваля, на показе которой яблоку негде было упасть. Действие разворачивается в деревушке Вармалей (снимали в Диево-Городище под Ярославлем), куда на 20-летие окончания школы съезжаются бывшие выпускники. Кто-то состоялся в жизни и покинул малую родину. Кто-то все это время прожил на одном месте. День торжества проходит нескучно: полицейская машина по недоразумению оказывается в реке, откуда следом выуживают другой проржавевший остов – с трупом внутри. И метеоритом, за которым 20 лет назад охотился местный геолог.

Флешбэки сшивают две временные линии, в которых любят, ненавидят и ссорятся молодые и взрослые герои (мискаст пока только один – нет такой вселенной, в которой Даниил Киселев мог бы вырасти в Дмитрия Чеботарева). А зритель тут же попадает в самую гущу событий и бурлящих обид. Персонажи – характерные как на подбор: тот же Чеботарев излучает мачизм, Кристина Асмус оголяет ноги и другие части тела, звезда «Тетриса» Игорь Грабузов бешено вращает глазами и играет, кажется, самого отбитого персонажа за всю карьеру. Добавьте растерянного полицейского, учительницу, которая в минуты душевной тревоги переходит на английский, самодовольного мэра и самого режиссера в камео непутевого помощника – и будет полный набор.  

Пребывая в своем собственном мирке, герои удивительным образом монтируются между собой – тональность у «Райцентра» абсурдная и даже фарсовая. Но в вульгарщину происходящее не скатывается. Картинка – тоже загляденье. В числе референсов создатели называли «Очень странные дела» и «Фарго», но сходство точечное: самобытность проекта видна невооруженным глазом. «Райцентр» веселит, пугает и жестит одновременно. За первые две серии – сразу несколько трупов, кровь хлещет, одни персонажи пытаются наложить на себя руки, другие истерят, третьи горюют. А еще все охотятся за макгаффином, который – в порядке исключения – даже показали в кадре.

«Тайное влечение»

Картина Стаси Венковой удостоилась специального упоминания жюри конкурса «Русские премьеры» – с формулировкой «За искренний и дерзкий дебют». Стартует «Тайное влечение» с актерской разминки: полтора десятка студентов ревут и трясутся в конвульсиях. Околотеатральной жизни сюжет и посвящен – юная, но амбициозная Вета (Мария Янычева) хочет сыграть Каренину, для чего репетирует с заезжим польским режиссером (Миндаугас Папинигис), а параллельно крутит с ним страстный роман. Парень Веты (Антон Рогачев) тем временем делает успешные шаги в профессии, получает роль Вронского и горько шутит о том, что на самом деле он Каренин. А подруга (Дарья Балабанова из «Здорового человека») пытается разобраться в себе под пристальным взглядом Андрея Тарковского, чей портрет висит в курилке института.

Любопытные рабочие моменты (Роза Хайруллина дает реальные уроки актерского мастерства) перебиваются откровенными сценами – постер у «Тайного влечения» соответствующий, а в любовный квадрат самым необычайным образом затягивает отца и дочь. До инцеста, к счастью, не доходит, хотя Зигмунд Фрейд явно где-то неподалеку: выскочка-любовник Веты похож на ее родителя (Найк Борзов) как две капли воды. Героиня и в себя смотрит как в зеркало: пафосное самолюбование, деланный эстетизм и амбиции, помноженные на непотизм, молодая постановщица скорее высмеивает. Однако порой за нагромождением избыточных деталей (Стася вслед за Ветой пытается взять на себя слишком много) это постироничное отношение перестает считываться, а страсть превращается в абсурд. 

Сюжет – дикий сам по себе – тоже подкидывает сюрпризы, включая своеобразную deus ex machina. К тому же по традиции рядом с Эросом бродит Танатос. Но как минимум в качестве арт-перформанса картина работает исправно, а некоторые вставки, вроде долгожданной постановки под Илью Лагутенко, можно запросто выпускать отдельным клипом. А еще в «Тайном влечении» есть что-то от «Черного лебедя» – разве что ломают героиню не так отчаянно. Даже панки ей на пути попадаются какие-то неуверенные.

«Туман»

Вступительные титры превращаются в сизую дымку и растворяются на фоне морских просторов. Молодая документалистка спешно выходит замуж за неразговорчивого метеоролога: вместо зала бракосочетаний – рулевая рубка, в числе свидетелей – члены экипажа. Первая брачная ночь тоже оставляет желать лучшего: Андрей пропадает где-то за мысом, и время до утра Настя коротает на скалах с оружием в руках. В покосившемся домике, куда пара добирается на следующий день, дела обстоят не лучше. Нелюдимый парень не идет на контакт, а его новоиспеченную супругу терзает профессиональное любопытство: год назад на острове пропала пара метеорологов. 

«Туман» открывается статичными кадрами – снималось кино в Мурманской области, так что без суровых пейзажей дело не обошлось. Но чем дальше, тем старательнее и выразительнее становится постановка, а все оттенки серого неба сменяются солнечными флешбэками, ключевая роль которых – запутать зрителя. Сюжет картины вполне укладывается в пару предложений, но одно из них – жесточайший спойлер, и к нему никого стараются не подпускать.

Компенсацией косных сценарных ходов (здесь и неживые диалоги, и до смешного странное поведение героев) становится эффектная картинка: цветовые решения, фактурные детали и игра со светом отвлекают от общего уныния и внутренних страданий. Выловить смысловые искры тоже можно, но истины окажутся прописными. Притом что отправная точка «Тумана» – взаимное недоверие, агрессивная маскулинность подается как ведущая сила, а ручная граната играет роль чеховского ружья (выстрелы, впрочем, тоже будут), финал бы мог навести и на более интересные мысли.

«Первая любовь»

Светлана Проскурина презентовала в основном конкурсе ММКФ свою новую работу, которая называется «Первая любовь» и представляет собой неожиданную смесь триллера в духе Хичкока (и немножко, пожалуй, даже Антониони) с сюрреалистической артхаусной мелодрамой в духе самой Проскуриной. По сюжету, две подружки-коллеги, врач-терапевт предпенсионного возраста и молоденькая медсестричка, приезжают на базу отдыха, чудом сохранившуюся в практически первозданном виде с советских времен. Там они арендуют лодку, с утра пораньше отправляются на рыбалку и случайно подсматривают, как какой-то мужик топит в камышах какую-то даму (Александра Ребенок). Спешно ретировавшись, горе-рыбачки, по некотором размышлении, решают во всем как следует разобраться.

В роли предположительного душегуба (имело там на самом деле место убийство или нет, до последнего остается не установленным) – Игорь Верник с неизбывной экзистенциальной тоской во взгляде. Главных героинь, которых, кроме обсуждений скучной работы и внезапно возникшей общей тайны, практически ничего не связывает, играют Марина Брусникина и многообещающая дебютантка Лиза Кугай. Давний любимец Проскуриной Алексей Вертков также присутствует – в роли меланхоличного лодочника Иваныча. Фигуры вроде бы необязательной, но задающей, что называется, общий тон.

Меланхоличное кино с индифферентным видом взирает на разворачивающиеся события, периодически отвлекаясь от расследования загадочного происшествия на незначительные мелочи. Есть, например, очень долгая сцена, в которой толпа уставших, преимущественно больных пожилых людей с завидным энтузиазмом предается игре в прятки. Настроение для правильного усвоения этого фильма в идеале должно быть, понятно, соответствующим – меланхолично индифферентным. Иначе будет скучновато.

Проникнутый атмосферой неотвратимого увядания, основательно заторможенный бытовой нуар с неловкими вкраплениями эротики – удовольствие, конечно, на любителя. И тем не менее вещь определенно интересная, своеобразного шарма не лишенная. Осенью бы в прокат запустить – как раз бы пришлась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад