Мэтт Грейнинг однажды признался, что создавал «Симпсонов» как альтернативу телевизионному «мейнстримному мусору». Спустя почти 35 лет Гомер и компания, к сожалению, окончательно трансформировались в конвейерный анимационный продукт. Стерильный, политкорректный и лишенный былого очарования. Чего нельзя сказать о другом проекте Грейнинга – «Футураме».
Мультсериал о приключениях рыжеволосого курьера в будущем всегда выглядел как безбашенный брат-близнец «Симпсонов». Он был странным, нелепым, местами мерзким, но в то же время смешным и злободневным. К возвращению хита на малые экраны спустя 10 лет «КиноРепортер» рассказывает, за что мы любим «Футураму» больше всего.
Если «Симпсоны» – это пародия на типичную американскую семью, то в «Футураме» мы знакомились с шайкой самых разношерстных персонажей: попаданец-дурачок, робот-пьяница, циклоп-боец, сумасбродный дед-ученый, кальмар-псевдоврач и так далее. С виду они казались простыми, даже карикатурными героями, но каждый из них олицетворял определенную вещь, которая моментально находила отклик в душах зрителей.
Например, Фрай – придурковатый неудачник и мечтательный гик с добрым сердцем, жаждой авантюризма и наивным взглядом на жизнь. Лила представляла собой сильную и независимую женщину, под напускной броней которой скрывалась девочка-сирота (почти) с тонкой душевной организацией. А Бендер – Барт версия 2.0, склонный к сквернословию, алкоголизму и всевозможным аферам. Поэтому так интересно наблюдать за трансформацией ведущего трио изгоев на протяжении всего мультсериала.
Взаимоотношения главных героев – другая важная часть повествования анимационного шоу. Приключения Фрая и Бендера нередко представляли собой различные вариации бадди-муви, в которых один учился самостоятельности и ответственности, а другой – сочувствию и заботе о близких. Любовная линия рыжеволосого попаданца и одноглазой капитанши только на первый взгляд казалась побочной сюжетной аркой. Однако в 2013 году она стала главным нарративным элементом «Футурамы», завершившимся на трогательной и одновременно трагичной ноте. За отношения Фрая и Лилы некоторые переживали даже больше, чем за роман Росса и Рэйчел из сериала «Друзья».
И это лишь верхушка айсберга. В «Футураме» действует просто блестящий ансамбль персонажей с собственными историями, внятной мотивацией и личностной трансформацией. Они не отыгрывали роли болванчиков, бездушных сценарных NPC, а систематически интегрировались в нарратив на протяжении всех сезонов и порой даже критически влияли на сюжет. Этот прием Грейнинг позаимствовал из «Симпсонов», создав еще одну богатую и продуманную до мельчайших деталей вселенную, где каждому действующему лицу веришь и сопереживаешь.
Другой элемент, который мультипликатор взял из своего предыдущего проекта, – выверенный баланс комедии и драмы. «Футурама», как и его предшественник, представляет собой в первую очередь юмористический продукт, который строится на абсурде, научно-фантастических пародиях, черном юморе, отсылкам к поп-культуре и социальной сатире.
Грейнинг не так колко высмеивал современность, как «Гриффины» или «Южный парк». Однако он вполне органично вписывал различные составляющие жизни в XX и XXI веке в сеттинг будущего, доводя такие понятия, как бюрократия, политика, СМИ и корпоративная культура, до умеренной гиперболизации. Лишь в контексте преувеличения зритель понимал, насколько комичными и нелепыми оказывались повседневные для него вещи.
Команда сценаристов во главе с Грейнингом не боялась затрагивать многие табуированные темы. «Футурама» с самого начала была насквозь пропитана сексом – пошлые гэги стали одной из визитных карточек мультсериала (например, смерть через «сну-сну»). Шоу высмеивало вещи, за которые сегодня его бы линчевали бойцы цифрового фронта: религия, экофеминизм, бодишейминг и даже смена пола ради спорта (Грейнинг и здесь показал себя пророком). В одном из эпизодов Бендер решается стать женороботом, чтобы попасть на Олимпийские игры и завоевать чемпионство. Немыслимо для сегодняшнего телевидения!
Но какой бы забавной ни была «Футурама», многие ее поклонники будут помнить прежде всего драматические эпизоды. В подборках лучших серий на первых местах обычно оказываются те, после просмотра которых потребуется немало носовых платков. При написании подобных эпизодов сценаристы аккуратно подводили аудиторию к эмоциональной развязке. В драматических историях всегда преобладала легкая и комедийная атмосфера. Во-первых, чтобы соответствовать общему тону «Футурамы». А во-вторых, чтобы последовательно и почти незаметно развить определенные сюжетные детали. Только в финале зритель осознавал, как ловко авторы завели его в ловушку грусти и печали.
Так было и с эпизодом Jurassic Bark про пса Фрая (местного аналога Хатико). И с серией The Luck of the Fryrish про четырехлистный клевер и брата главного героя. И с оригинальной концовкой мультсериала The Devil’s Hands Are Idle Playthings, где рыжий курьер пытается покорить сердце Лилы с помощью музыки. В центре многих этих историй всегда оказывался ключевой персонаж, пришелец из прошлого, лишившийся всего, что было ему дорого, но не теряющий надежды обрести счастье в незнакомом мире.
«Футурама» стала одним из немногих мультсериалов, оказавших ощутимое влияние на поп-культуру. В первую очередь она порадовала гиков, задолго до «Теории большого взрыва» и «Силиконовой долины». В состав сценаристов входили выпускники Гарварда, физики и люди с учеными степенями, которые и придумывали «умные» шутки. Это был нишевый юмор, который понимали зрители, далекие от науки. Но у гиков он вызывал неописуемый восторг. Благодаря идеальному сочетанию знаний и глупых стереотипов «Футураме» удалось популяризировать среди молодежи науку, которую создатели намеренно упрощали, чтобы показать в положительном ключе.
«Несмотря на стереотипы и все такое, мы, как правило, пытались изобразить науку и математику в позитивных аспектах. Чтобы можно было сказать, что ученые действительно страстно любили то, о чем мы писали. И мы не умаляли их заслуг, не высмеивали их, а использовали как часть сюжета», – рассказал шоураннер Дэвид Коэн, физик по образованию.
Другой яркий вклад анимационного шоу в поп-культуру – Бендер. Робот-грубиян стал новым кумиром подрастающего поколения, пришедшего на смену хулигану Барту Симпсону. Вместо фразы «Съешь мои штаны» подростки начали говорить «Укуси мой блестящий металлический зад». Изображения Бендера наносили на одежду и автомобили, его образ использовали в граффити и тату-индустрии. А сколько появилось шуток с его словами про блек-джек и дам легкого поведения? Публика всегда больше симпатизировала антигероям, поэтому Бендер был в первых рядах любимчиков.
Грейнинг не стремился сконструировать правдоподобный мир будущего – его целью было смоделировать неопределенный футуристический сеттинг, одновременно знакомый и чуждый зрителям и главному герою. Это решение позволило ему оставлять многочисленные отсылки на современную поп-культуру и создавать запоминающиеся вещи и бренды. В итоге мы получили пародии на самые известные произведения научной фантастики (например, на «Космическую одиссею» Кубрика), банки с головами знаменитостей, кабинки для самоубийств, похожие на телефонные будки, гипножабу и новый интернет, все еще переполненный порно и спамом.
Но по-настоящему обессмертили «Футураму» мемы: «Заткнись и возьми мои деньги», «Я больше не хочу жить на этой планете», подозревающий Фрай, Бендер-сутенер, убегающий доктор Зойдберг… Список можно продолжать еще долго. Благодаря удачным стоп-кадрам, ярким цитатам и причудливому футуристическому юмору эти мемы так прочно укоренились в интернет-культуре, что встречаются даже сегодня.
Так за что же мы любим «Футураму»? За уникальную смесь абсурдного юмора, основанную как на преувеличении, так и на всевозможных отсылках. За выверенные сентиментальные эпизоды, проистекающие из отдельных сюжетных арок, развития персонажей и острых тем, напоминая нам о нашей человечности. За влияние на поп-культуру, превратившее анимационное шоу в бессмертное произведение. И конечно, за удачный симбиоз комедии и драмы, породивший изумительно продуманный и просто приятный научно-фантастический ситком. Будем надеяться, что «Футурама» вернется такой, какой мы ее запомнили 10 лет назад.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…