С некогда отличными режиссерами в последнее время происходит что-то странное. Гай Ричи один за одним выстреливает фильмами сомнительного качества, недотягивающими даже до средних значений. Фрэнсис Форд Коппола наконец-то представил монументальный долгострой «Мегалополис», который, судя по всему, оказался претенциозным, неровным и сумбурным. Теперь список пополнился Джорджем Миллером, после блистательной «Дороги ярости» выпустившим обычный боевичок на вечер. И эта фатальная ошибка, вероятно, будет стоить жизни всей культовой франшизе.
В процессе написания «Дороги ярости» Миллер и сценарист Брендан МакКарти придумали не просто историю для фильма, а целый мир, работающий по своим правилам. Каждый аспект вселенной был скрупулезно продуман еще на этапе планирования. Причем многие наработки ушли либо в комиксы, либо в видеоигру, либо вовсе остались за кадром. Режиссер признавался, что написанных материалов хватит для создания потенциальных продолжений.
Идеи трансформировались в нарративный фундамент двух проектов – приквела про Фуриосу и нового фильма про Макса. Однако отчего-то Миллер и Warner Bros. решили, что поклонники больше жаждут ленту об однорукой воительнице, чем о молчаливом страннике. И потому следующей частью франшизы стал сольник Фуриосы. Первый спин-офф в серии и, скорее всего, последний.
Успех «Дороги ярости» объясняется целой совокупностью факторов. Зрители полюбили ее не столько за сильных героинь, выживающих в жестком мире мужчин. В картине был и головокружительный филигранный экшен, представляющий собой отточенный до автоматизма танец смерти. И мощнейший саундтрек, работающий в полной синергии с происходящим на экране. И большое внимание к деталям, еще глубже погружающим зрителей в безумный мир постапокалипсиса. Помните, как при просмотре «Дороги ярости» казалось, что песок буквально пробивался сквозь экран, а во рту отчетливо мерещился привкус металла и ржавчины? «Фуриоса» дарит послевкусие совсем иного рода.
Фильм встречает вас хаотичным вступлением, затем проносит по CGI-пустошам, чтобы в конце концов завершиться поэтичным, но бесформенным финалом. «Фуриоса» – это гимн искусственности. Вместо высокооктановых погонь и завораживающих трюков – вторичный нарисованный экшен с редкими вкраплениями удачных идей. Вместо ярких второстепенных персонажей – кривляющиеся клоуны. Вместо ритмичного, инфернального музыкального сопровождения – скудная пародия на него.
Если «Дорога ярости» была боевиком кропотливой работы, штучным экземпляром, то «Фуриоса» на его фоне выглядит как продукт, созданный нейросетями. Та же фальшивость и приторность картинки без какой-либо уникальности и постапокалиптической привлекательности. О чем еще говорить, если первая атмосферная сцена на натуре появляется почти через час после начала фильма?
Не спасает ситуацию и выбор Ани Тейлор-Джой на главную роль. Она совершенно не попала в образ Фуриосы, созданный Миллером, МакКарти и Шарлиз Терон, которая одним лишь взглядом могла передать всю боль героини. Даже под конец, когда мы видим Джой в знакомом образе воительницы, оригинальный вайб Фуриосы едва различим. При всем уважении к актрисе ей под силу вытянуть очередной фильм Роберта Эггерса, но не блокбастер подобного уровня. Все это прекрасно понимают. И зрители, которые пока не торопятся в кинотеатры. И Warner Bros., специально добавившая в название приписку «Хроники Безумного Макса» (надо же напомнить аудитории, что это вообще за проект) и взявшая Криса Хемсворта в помощь Тейлор-Джой.
Особенно досадно за могучего австралийца, вложившего всего себя в злодейскую партию. Хемсворт явно получал невероятное удовольствие, когда перевоплощался в Дементуса, этого наглого, незрелого, эмоционально нестабильного и по-своему очаровательного персонажа. Его драма, раскрываемая посредством действий и личных деталей, цепляет даже больше, чем основной конфликт фильма. Актер бесспорно исполнил свою лучшую роль, а его злодея по праву можно назвать одним из лучших антагонистов 2024 года.
К развитию мира «Безумного Макса» тоже нет никаких вопросов. Миллер буквально заваливает зрителей всевозможными дополнениями к основному лору: новые локации и банды, креативные транспортные решения, военные конфликты за Пустошь и внушительная предыстория старых героев. Одни персонажи получают неожиданное развитие, другим авторы восполняют пробелы в биографии, оставленные после «Дороги ярости». Тот же Несмертный Джо со своими военачальниками играет куда более значимую роль, чем можно было подумать по трейлерам.
Однако в целом «Фуриоса» не удалась – по нескольким причинам. Приквел уместнее бы смотрелся в многосерийном телеформате, где некачественная компьютерная графика была бы оправдана, а темп повествования не был бы настолько рваным. Тем более что сам фильм уже поделен на главы. Кроме того, было довольно опрометчиво лишать поклонников франшизы изобретательного и вручную созданного экшена, заменяя его на жалкую пародию.
Третья и ключевая причина провала – несвоевременность выхода. В этом виноват не столько Миллер, сколько Warner Bros., традиционно прозевавшая тренд 2010-х, когда франшиза была более привлекательна для женской аудитории. При этом снимать полной ответственности с режиссера не хочется. Никто не требовал от него прыжка выше головы, однако ленивый подход в итоге обрек ленту на статус посредственности.
«Фуриоса» – это одно большое сожаление. Сожаление, что приквел не удался. Сожаление, что лучшая роль в карьере Криса Хемсворта, скорее всего, останется незамеченной. Сожаление, что Джордж Миллер после производственного ада «Дороги ярости» оказался в режиссерском чистилище между корпорациями и свободой творчества. Сожаление, что один из лучших представителей своего жанра канет в Вальгаллу.
Прощай, Воин Дороги! Мы запомним тебя.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…