Кино

Когда женщины правят миром. Пять версий

Тема феминизма в целом и матриархата в частности привлекает не только гражданских активистов и культурологов, но также писателей (особенно фантастов) и кинематографистов. Ведь они как никто умеют создавать причудливые миры, в которых гендерный и социальный перекосы отзеркалены, а нормы и ограничения вывернуты наизнанку. «КиноРепортер» рассказывает о пяти проектах, в которых речь идет об обществах, возглавляемых женщинами – от альтернативной реальности и научной фантастики до насмешливой сатиры и фолк-хоррора.

«Плетеный человек» (2006)

Ремейк культового британского фильма 1973 года, снятого, в свою очередь, по роману Дэвида Пиннера «Ритуал». Фолк-хоррор рассказывал об отдаленном шотландском острове, где пропадала девочка-подросток, а прибывший туда полицейский упорно пытался ее разыскать, продираясь через недружелюбие местных. Новая версия отметилась Николасом Кейджем в главной роли и довольно сильными сюжетными изменениями – некоторые свернули куда-то не туда, другие оказались небезынтересными.

Так, например, в ремейке резко возрастал градус личной драмы – в ремейке исчезала дочь полицейского Эдвард Маюлиса и его бывшей невесты Уиллоу, так что просто так сдаваться герой был не намерен. А еще менялся гендерный вектор – общину возглавляла пожилая женщина сестра Саммерсайл, в то время как живущие на острове мужчины выступали бессловесной обслугой. А вот газлайтинг, языческие ритуалы и шокирующая развязка остались прежними. Ну и печальная правда о том, что люди иногда могут быть страшнее самых древних демонов. 

«Сегун леди и ее мужчины» (2010)

Япония начала XVIII века, где вследствие загадочной болезни мужчин стало в четыре раза меньше, чем женщин. Уклад жизни разительно изменился: сегунами – военными диктаторами, в отличие от императоров, обладающими реальной властью, – тоже становились представительницы слабого пола. А вот молодым людям приходилось довольствоваться местом в сегунском гареме – и то если сильно повезет. Жили они в Ооку – закрытой части дворца, где творились всякие непотребства: если в городах мужчин не хватало, то во дворце проблема была обратной. Показано это весьма целомудренно, но нужного градуса добавляет. 

Простым женщинам, впрочем, тоже пришлось справляться с новыми трудностями – как физическими, так и психологическими. Ведь теперь, чтобы продолжить род, им приходилось обращаться к платным любовникам – как правило, из бедных семей, где росли мальчики. А если денег не было, беременность не наступала: патовая ситуация, как ни посмотри. В итоге «Леди сегун» мечется между двумя жанрами: социальной драмой с дворцовыми интригами, жесткими правилами и трагическими мини-развязками и сентиментальной сказкой, где герои носят красивые (а порой и очень смешные) костюмы, а любовь и доброе сердце побеждают все неприятельские козни. И к обоим создатели отнеслись с достаточным тщанием.

«Джеки в царстве женщин» (2013)

Французская сатира почти десятилетней давности, которая в момент премьеры еще ощущалась безобидной шуткой, а в итоге обернулась пранком, вышедшим из-под контроля. Хотя бы в филологическом аспекте – тогда звания Генералесса и Полконесса звучали абсурдно на фоне отсутствия всяких актерок, министерок, критикесс и геологинь. Да и сам мир, в котором существовал Джеки (Венсан Лакост) был максимально далеким от реальности отражением кривого зеркала. Мужчины в нем носили паранджу, ублажали жен и занимались бытом, а женщины строили карьеру и всячески доминировали.

Извечный сюжет про Золушку и веру в настоящую любовь оборачивался непроходимой наивностью главного героя, мечтающего нарожать с Полконессой (Шарлотта Генсбур) маленьких дочурок, провокационными высказываниями на тему политических режимов и религиозных догм, а также парочкой локальных встрясок. За них, в частности, отвечал дядя-бунтарь (Мишель Хазанавичус) и сногсшибательный финал. Впрочем, чего еще ожидать от рейтинга 18+ и режиссера Риада Саттуфа, когда-то рисовавшего иллюстрации для Charlie Hebdo?

«Дальше людей нет» (2015)

Альтернативная Канада, где в 1950-х произошел всплеск «непорочных зачатий» – женщины беременели сами по себе, а поскольку в ДНК плода отсутствовали мужские гены, все чаще начали рождаться девочки. Поначалу все списывали на впечатлительность и истеричность слабого пола, но затем мужчинам стало не до смеха. Они старались переломить ситуацию: выходили на забастовки и митинги, объявляли голодовки (максимум по полтора дня: «если лев голоден, он ест») и, даже переехав в специальные заповедники, не переставали строить планы по свержению нового режима. Дело дошло даже до синтетических гормонов и расцвета теорий заговора. 

Время шло, мальчики становились еще большей редкостью, и в XXI веке самому молодому мужчине стукнуло 37 лет. Эндрю Майерс работает домработником у семьи с шестью детьми (в том числе и потому, что женщины требуют зарплату повыше), о чем и рассказывает создателям документального фильма. Но на самом деле это мокьюментари – и в традициях жанра сделанное весьма в ироничном стиле. «Архивные кадры» вполне отражают веяния времени, отзеркаливание срабатывает на отлично («У мужчин тоже есть эго, никому не нравится быть ненужным»), а заканчивается все на весьма оптимистичной ноте.

«Два холма» (2022-…)

Альтернативное будущее в России еще никогда не было таким. И, скорее всего, не будет. Что, впрочем, к лучшему (хотя закапываемый в глаза кофе в иные дни бы не помешал). Итак, XII век, матушка-Россия, городок Два Холма. В обществе победившей толерантности царит – парадоксально, но не очень – гендерная сегрегация. В эко- и технологичном мире главная роль отводится женщинам, рассматривающим мужчин либо как одичавших приматов, которые живут как могут (и как хотят – а хотят ярко и непосредственно), либо как биологических доноров. И все – из-за вируса, который уничтожил 99% сильного пола (привет ковиду на минималках). Худа без добра вроде бы не бывает – вот и тут уровень жизни подрос, экологию восстановили, науку развили. Но есть нюансы.

«Два холма» напоминают «Новый дивный мир», помноженный на «Безумного Макса» и щедрую «оральную агрессию» – сарказм. А еще доведенный до детской наивности и абсурда: здесь смешались в кучу полицейки, вибраторы, инфантилизм («Мне пятьдесят, но я не знаю, чего хочу»), безумные экоинициативы наоборот и female gaze в мужской оптике. Иногда все это выглядит очень удачно, но иногда шутки попадают в молоко: юмор зачастую лобовой, а Грета Тунберг, например, и вовсе уже отправилась на свалку истории. С другой стороны, тренды – это дело такое: на полгода выпадешь из повестки, и уже не догонишь. А тут все ладно складывается: и подумать, и попереживать за любовь двух главных героев (Никита Кологривый и Пелагея Невзорова) можно. Они, по классике, пусть и «не такие, как все», но все равно люди приятные. И к нормальности в этом безумном мире имеющие самое непосредственное отношение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад