Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Когда женщины правят миром. Пять версий

Когда женщины правят миром. Пять версий

23 октября 2022 /
Когда женщины правят миром. Пять версий

Яркие сериалы и фильмы о матриархате в России, Канаде, Японии, Франции и Шотландии.

Тема феминизма в целом и матриархата в частности привлекает не только гражданских активистов и культурологов, но также писателей (особенно фантастов) и кинематографистов. Ведь они как никто умеют создавать причудливые миры, в которых гендерный и социальный перекосы отзеркалены, а нормы и ограничения вывернуты наизнанку. «КиноРепортер» рассказывает о пяти проектах, в которых речь идет об обществах, возглавляемых женщинами – от альтернативной реальности и научной фантастики до насмешливой сатиры и фолк-хоррора.

«Плетеный человек» (2006)

плетеный человек

Ремейк культового британского фильма 1973 года, снятого, в свою очередь, по роману Дэвида Пиннера «Ритуал». Фолк-хоррор рассказывал об отдаленном шотландском острове, где пропадала девочка-подросток, а прибывший туда полицейский упорно пытался ее разыскать, продираясь через недружелюбие местных. Новая версия отметилась Николасом Кейджем в главной роли и довольно сильными сюжетными изменениями – некоторые свернули куда-то не туда, другие оказались небезынтересными.

Так, например, в ремейке резко возрастал градус личной драмы – в ремейке исчезала дочь полицейского Эдвард Маюлиса и его бывшей невесты Уиллоу, так что просто так сдаваться герой был не намерен. А еще менялся гендерный вектор – общину возглавляла пожилая женщина сестра Саммерсайл, в то время как живущие на острове мужчины выступали бессловесной обслугой. А вот газлайтинг, языческие ритуалы и шокирующая развязка остались прежними. Ну и печальная правда о том, что люди иногда могут быть страшнее самых древних демонов. 

«Сегун леди и ее мужчины» (2010)

Сегун

Япония начала XVIII века, где вследствие загадочной болезни мужчин стало в четыре раза меньше, чем женщин. Уклад жизни разительно изменился: сегунами – военными диктаторами, в отличие от императоров, обладающими реальной властью, – тоже становились представительницы слабого пола. А вот молодым людям приходилось довольствоваться местом в сегунском гареме – и то если сильно повезет. Жили они в Ооку – закрытой части дворца, где творились всякие непотребства: если в городах мужчин не хватало, то во дворце проблема была обратной. Показано это весьма целомудренно, но нужного градуса добавляет. 

Простым женщинам, впрочем, тоже пришлось справляться с новыми трудностями – как физическими, так и психологическими. Ведь теперь, чтобы продолжить род, им приходилось обращаться к платным любовникам – как правило, из бедных семей, где росли мальчики. А если денег не было, беременность не наступала: патовая ситуация, как ни посмотри. В итоге «Леди сегун» мечется между двумя жанрами: социальной драмой с дворцовыми интригами, жесткими правилами и трагическими мини-развязками и сентиментальной сказкой, где герои носят красивые (а порой и очень смешные) костюмы, а любовь и доброе сердце побеждают все неприятельские козни. И к обоим создатели отнеслись с достаточным тщанием.

«Джеки в царстве женщин» (2013)

Джеки в царстве женщин

Французская сатира почти десятилетней давности, которая в момент премьеры еще ощущалась безобидной шуткой, а в итоге обернулась пранком, вышедшим из-под контроля. Хотя бы в филологическом аспекте – тогда звания Генералесса и Полконесса звучали абсурдно на фоне отсутствия всяких актерок, министерок, критикесс и геологинь. Да и сам мир, в котором существовал Джеки (Венсан Лакост) был максимально далеким от реальности отражением кривого зеркала. Мужчины в нем носили паранджу, ублажали жен и занимались бытом, а женщины строили карьеру и всячески доминировали.

Извечный сюжет про Золушку и веру в настоящую любовь оборачивался непроходимой наивностью главного героя, мечтающего нарожать с Полконессой (Шарлотта Генсбур) маленьких дочурок, провокационными высказываниями на тему политических режимов и религиозных догм, а также парочкой локальных встрясок. За них, в частности, отвечал дядя-бунтарь (Мишель Хазанавичус) и сногсшибательный финал. Впрочем, чего еще ожидать от рейтинга 18+ и режиссера Риада Саттуфа, когда-то рисовавшего иллюстрации для Charlie Hebdo?

«Дальше людей нет» (2015)

Дальше людей нет

Альтернативная Канада, где в 1950-х произошел всплеск «непорочных зачатий» – женщины беременели сами по себе, а поскольку в ДНК плода отсутствовали мужские гены, все чаще начали рождаться девочки. Поначалу все списывали на впечатлительность и истеричность слабого пола, но затем мужчинам стало не до смеха. Они старались переломить ситуацию: выходили на забастовки и митинги, объявляли голодовки (максимум по полтора дня: «если лев голоден, он ест») и, даже переехав в специальные заповедники, не переставали строить планы по свержению нового режима. Дело дошло даже до синтетических гормонов и расцвета теорий заговора. 

Время шло, мальчики становились еще большей редкостью, и в XXI веке самому молодому мужчине стукнуло 37 лет. Эндрю Майерс работает домработником у семьи с шестью детьми (в том числе и потому, что женщины требуют зарплату повыше), о чем и рассказывает создателям документального фильма. Но на самом деле это мокьюментари – и в традициях жанра сделанное весьма в ироничном стиле. «Архивные кадры» вполне отражают веяния времени, отзеркаливание срабатывает на отлично («У мужчин тоже есть эго, никому не нравится быть ненужным»), а заканчивается все на весьма оптимистичной ноте.

«Два холма» (2022-…)

два холма

Альтернативное будущее в России еще никогда не было таким. И, скорее всего, не будет. Что, впрочем, к лучшему (хотя закапываемый в глаза кофе в иные дни бы не помешал). Итак, XII век, матушка-Россия, городок Два Холма. В обществе победившей толерантности царит – парадоксально, но не очень – гендерная сегрегация. В эко- и технологичном мире главная роль отводится женщинам, рассматривающим мужчин либо как одичавших приматов, которые живут как могут (и как хотят – а хотят ярко и непосредственно), либо как биологических доноров. И все – из-за вируса, который уничтожил 99% сильного пола (привет ковиду на минималках). Худа без добра вроде бы не бывает – вот и тут уровень жизни подрос, экологию восстановили, науку развили. Но есть нюансы.

«Два холма» напоминают «Новый дивный мир», помноженный на «Безумного Макса» и щедрую «оральную агрессию» – сарказм. А еще доведенный до детской наивности и абсурда: здесь смешались в кучу полицейки, вибраторы, инфантилизм («Мне пятьдесят, но я не знаю, чего хочу»), безумные экоинициативы наоборот и female gaze в мужской оптике. Иногда все это выглядит очень удачно, но иногда шутки попадают в молоко: юмор зачастую лобовой, а Грета Тунберг, например, и вовсе уже отправилась на свалку истории. С другой стороны, тренды – это дело такое: на полгода выпадешь из повестки, и уже не догонишь. А тут все ладно складывается: и подумать, и попереживать за любовь двух главных героев (Никита Кологривый и Пелагея Невзорова) можно. Они, по классике, пусть и «не такие, как все», но все равно люди приятные. И к нормальности в этом безумном мире имеющие самое непосредственное отношение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: