Любой продюсер мечтает создать успешную кинофраншизу, но получается у единиц. Зато, если франшиза запущена, остановить ее бывает непросто. В последние годы российский прокат наводнили десятки фильмов, заявляющих о своем родстве с известными хоррор-сериями: «Проклятием», «Астралом», «Паранормальным явлением» и другими. Но зачастую эти картины не имеют ничего общего с оригиналом. Мы решили определить самые масштабные фейковые франшизы, а заодно попытались разобраться, почему прокатчики выбирают тот или иной бренд для продвижения своих фильмов.
Самая плодовитая франшиза современного российского проката зародилась в Японии, где знают толк в многосерийных ужасах. В 1998 году начинающий режиссер и сценарист Такаси Симидзу снял две 3-минутные короткометражки для телевизионного альманаха о призраках. Через пару лет он расширил историю до двух полнометражных фильмов, которые вышли сразу на домашних носителях. Мизерный бюджет заставил Симидзу проявить фантазию, и в итоге дилогия Ju-On: The Curse (с японского – «Проклятие злобы») стала хитом.
Минимальный набор локаций позволил режиссеру нащупать фирменный неспешный темп, а отсутствие дорогостоящих эффектов помогло сконцентрироваться на гриме. Зрители хвалили фильмы за вязкую атмосферу и жутких призраков, которых не прятали за кадром. В 2002 году Симидзу снял новую версию «Проклятия» для кинотеатров, которую заметили на Западе, – и началось. На сегодняшний день франшиза насчитывает 9 японских картин, 4 американских ремейка и один мини-сериал.
Симидзу заложил фундамент, на котором при желании можно построить все что угодно. Основа «Проклятия» – распространенный сюжет о мстительном духе, связанном с определенным местом. В оригинале это был дом в Токио, где ревнивый муж убил жену, сына и кота. Все, кто приходил туда, оказывались прокляты и вскоре умирали. Те, кто контактировал с этими людьми, – тоже. Так проклятие передавалось от одного персонажа к другому, а продюсеры выпускали все новые и новые продолжения.
Другая фирменная черта франшизы – Симидзу изначально задумывал свои фильмы как антологию. В оригинале 2000 года было 6 сюжетных линий с разными героями, которые разворачивались не в хронологическом порядке. Их объединял злосчастный дом и зародившееся там проклятие. Такая структура позволяла добавлять в сценарий любые истории и гарантировала разнообразие. Еще одна причина популярности – экономичность. Симидзу за гроши снял жанровый шедевр, а потом повторил свой успех: поставленный им же американский ремейк заработал почти $190 млн при бюджете $10 млн. Никаких навороченных монстров или хлопотных спецэффектов – только саспенс и грим.
Заразное проклятие так впечатлило прокатчиков, что даже спустя 20 с лишним лет российский зритель все не может от него отделаться. Количество фильмов с заветным словом в заголовке, которые были официально доступны в РФ (в прокате и/или в онлайн-кинотеатрах), перевалило за два десятка. Эти ленты не имеют никакого отношения к франшизе Симидзу, а приписку «Проклятие» в названии им добавили российские локализаторы. Так ирландский хоррор «Ты не моя мать» (2021) превратился в «Проклятие. Ночь страха», британская картина «Привязанные к дому» (2021) стала «Проклятием мачехи» и т.д. В нашем прокате были «прокляты» мать, мачеха, ведьма, монахиня, черный паук, дом с прислугой и даже целая деревня.
Одержимость маркетингом доходит до абсурда. В России во франшизу «Проклятие» оказались включены фильмы из другой популярной хоррор-серии, которую тоже всячески раздувают, – «Заклятие» Джеймса Вана (см. ниже). Речь про спин-оффы о зловещей кукле (трилогия «Аннабель», 2014–2017) и демоне Валаке («Монахиня», 2018), которые получили понятно какую приписку в названии. Кроме того, внутри фейковой франшизы прокатчики придумывают свои мини-серии: никак не связанные фильмы оказываются одним из циклов (ненастоящим) большой хоррор-вселенной (тоже ненастоящей).
Так, у «Проклятия плачущей» появляется целых два «продолжения» – только в оригинале они называются «Легенда Ла Йороны» (2022) и «Безымянные дни» (2022). Та же история с фильмом «Проклятие. Дом с прислугой» и его как бы сиквелом «Проклятие. Дом с прислугой 2». На самом деле первая картина – из Таиланда и называется «Горничная» (2020), а вторая – из Индонезии, оригинальное название – «Спящие красавицы» (2023).
Почему прокатчики не стесняются так эксплуатировать бренд? Дело не только в банальном желании заработать, но и в особенностях франшизы Такаси Симидзу, которые развязывают руки. Архетипичный сюжет о злобном духе/нехорошем месте, лежащий в основе оригинального «Проклятия», встречается в каждом втором фильме ужасов. Мизерный бюджет, который Симидзу превратил в достоинство, – тоже родовая черта жанра. Нет денег на качественную графику и красивые локации? Считай, наследуешь японскому мастеру.
Последняя особенность «Проклятия», которая позволяет прокатчикам жульничать, – сходство с антологией. В фильмах серии и так все время появлялись новые персонажи, никак не связанные друг с другом. Так почему бы не добавить в эту киновселенную еще несколько историй? А вот уникальный визуальный стиль Симидзу и его характерное чувство саспенса никого не интересуют: найти ленты подобного рода сейчас сложно.
Джеймс Ван – уникальный режиссер: за 10 лет он вместе с Ли Уоннеллом запустил три успешные хоррор-франшизы – «Пилу», «Астрал» и «Заклятие». В каждой из них было не меньше 5 картин, у «Пилы» – и вовсе 10 частей. Самой прибыльной стала вселенная «Заклятие»: суммарные сборы 8 фильмов перевалили за $2 млрд. Франшиза основана на истории супругов-демонологов Эда и Лоррейн Уорренов, которые расследовали мистические события в Америке 1970-х. В первом «Заклятии» (2013) к паре обращается многодетная семья и просит избавить их от чертовщины, которая творится в новом доме.
Завязка банальнее некуда, но Ван сумел выжать из знакомого сюжета максимум. Ретро-эстетика и тщательно выстроенная драматургия напоминают о классике хорроров 1970-х вроде «Изгоняющего дьявола» или «Омена». Реальная историческая основа (насколько реальной может быть история демонологов-любителей) добавляет интриги: персонажам охотнее сопереживаешь, когда думаешь, что на их месте были настоящие люди. Кроме того, «Заклятие» – дорогое красивое кино: здесь и натурные съемки, и реквизит, и не последней величины артисты Вера Фармига и Патрик Уилсон. Главное же – это умение Вана так взвинтить напряжение, что зритель начинает вскакивать от любого скрипа.
Кассовый успех превратил «Заклятие» в трилогию, у которой появилось два официальных спин-оффа, разросшихся до самостоятельных серий. Первый – про демоническую куклу Аннабель (3 фильма). Второй – про одержимую монахиню (один фильм вышел, еще один на подходе). В оригинале ленты так и назывались – «Аннабель» и «Монахиня», что не помешало им заработать огромные деньги.
Кроме того, в 2019 году при участии Вана вышел хоррор «Проклятие Ла Йороны», в котором появились персонажи из вселенной «Заклятия». Сначала авторы утверждали, что их картина – часть франшизы. Потом принялись это опровергать. В итоге окончательный статус проекта так никто и не прояснил. Сейчас «Проклятие Ла Йороны» выглядит как попытка сыграть на популярности «Заклятия» с помощью пары пасхалок.
«Заклятие» – образцовый студийный хоррор, где все на своих местах. Здесь нет ничего лишнего, а то, что есть, работает как часы, благо опробовано несколькими поколениями режиссеров. При этом Ван и сценаристы добавили в классическое повествование свежие формальные решения вроде вездесущих камер наблюдения и микрофонов, на которые Уоррены записывают происходящее в проклятых домах. Традиционные способы нагнетания жути в «Заклятии» успешно соседствуют с псевдодокументальными элементами в духе «Паранормального явления», встряхнувшего жанр за несколько лет до этого.
Другой козырь фильма – центральные персонажи. Супруги Уоррен – не герои креста и сутаны, а обычные скромные трудяги, которые тратят на католическую бюрократию столько же времени, сколько и на борьбу с нечистью. Во многом «Заклятие» – производственная драма о ежедневном подвиге: немало сил и терпения нужно, чтобы получить разрешение на экзорцизм. Несмотря на все препоны, реальные Уоррены изучали паранормальную активность не один десяток лет, поэтому у сценаристов было достаточно материала для сиквелов.
В нашем прокате вселенная «Заклятия» обзавелась 11 новыми картинами. Чтобы не брать грех на душу, локализаторы схитрили и заменили одну букву в названии, но бренд все равно узнается. Чаще всего в подзаголовках картин встречаются отсылки к каким-то постройкам: «Заклятье. Дом 32» (в оригинале – «Маласанья, дом 32», 2020), «Заклятье: 13-й этаж» («Слуги Сатаны 2: Причастие», 2022), «Заклятье. Дом тьмы» («Визит», 2023). Этим прокатчики как бы отдают должное оригинальной франшизе, где действие было сосредоточено вокруг нехороших мест. А вот «Заклятье. Наши дни», «Заклятье: Новый ритуал» и «Заклятье: Другая сторона» – уже неприкрытая манипуляция.
Такая экспансия отчасти объясняется производственным характером изначальной трилогии. В каждой части «Заклятия» персонажи расследуют новое происшествие: в послужном списке реальных Уорренов были десятки самых разных дел. Видимо, поэтому наши прокатчики без зазрения совести добавляют к тому перечню очередные сюжеты. Аналогичный принцип использовали и сами авторы «Заклятия» при построении своей расширенной вселенной. Так, события фильма «Аннабель: Сотворение» (вторая часть спин-оффа) происходят в 1955 году в США, а действие «Монахини» разворачивается в 1952-м в Румынии. Связь этих картин, прямо скажем, неочевидна.
Злоупотребление брендом, который построил Джеймс Ван, – это еще и попытка прикрыть изъяны. Оригинальное «Заклятие» и его спин-оффы – максимально традиционные ужастики, пусть и сделанные с филигранным мастерством. Значит, вывеску с заветным словом можно поместить даже на самый банальный фильм о злых духах – главное, чтобы его визуальный стиль не бросался в глаза.
«Традиционный» здесь оказывается синонимом слова «примитивный». Через мнимое родство с франшизой Вана безликие фильмы ужасов получают индульгенцию: теперь они как бы наследуют классической хоррор-стилистике 1970-х. Не баг, а фича.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…