На этой неделе 40 лет исполняется одному из самых самобытных актеров российского кино. Из года в год Евгений Ткачук удивляет не только своим талантом и умением перевоплощаться в самых разных героев, но и неповторимой органикой, приводящей в восторг как зрителей, так и режиссеров. В этом материале «КиноРепортер» делится любопытными фактами, которые помогут лучше понять артиста.
«Фамилия моих предков – Потехины. Если разбирать этимологию, выходит, что скоморохи в семье еще при Иване Грозном были», – говорит Евгений Ткачук. Он действительно родился в творческой семье – его отец и мать познакомились в Народном театре Ашхабада. Впоследствии Валерия Ткачука пригласили в Русский драматический театр, где он продолжил профессиональную карьеру, а вот его супруга Елена, не сумев поступить в театральный вуз, в итоге стала медиком.
Отцовская карьера сыграла важную роль в жизни семьи и после распада СССР: когда Евгению исполнилось 10 лет, Ткачуки переехали в Самарскую область, где Валерия Александровича приняли в труппу Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого. На этой же сцене довелось выступать и его младшему наследнику: еще до поступления в профильный вуз Евгений сыграл едва ли не в десятке спектаклей. В школе же ему доверили вести театральный кружок, так что азы профессии будущий артист действительно познавал с малолетства.
При столь внушительном опыте ни в Щукинское училище, ни в Школу-студию МХАТ Ткачука не приняли. Оставался ГИТИС – и выложившись перед комиссией на все сто процентов, Евгений оказался на курсе Олега Кудряшова. Его артист называет адептом энергетического театра: «ты должен быть включен и светиться – тогда ты имеешь право выходить на сцену».
Курс получился не только звездным – на нем учились Юлия Пересильд, Елена Николаева, Ольга Смирнова, Владислав Абашин, но и сплоченным. Сам Ткачук признавался, что работа с однокурсниками предполагает другой уровень доверия и необходимость удивлять друг друга. А их спектакль «Шведская спичка», перекочевавший на сцену Театра наций, в свое время стал громким театральным событием и визитной карточкой Евгения.
Хотя в театре Ткачука приметили чуть раньше: после того как он сыграл Ипполита в постановке «Федра. Золотой колос». Роль принесла ему первую театральную премию. И знакомство с Александром Сокуровым, пригласившим молодого артиста в свою картину «Александра».
Полнометражный дебют в итоге вышел уникальным: во-первых, Ткачуку довелось оказаться на одной площадке со знаменитой Галиной Вишневской – она сыграла пожилую женщину, приехавшую в Чеченскую Республику проведать внука-офицера. Во-вторых, съемки велись в непростых условиях – группа на самом деле отправилась в Грозный, что в середине 2000-х было достаточно рискованным шагом.
Наконец, мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Каннах, где его достаточно тепло приняли критики.
В театральной режиссуре Ткачук дебютировал еще в подростковом возрасте – сказалось детство, проведенное за кулисами. А дальше в дело вмешалась судьба, ведь в ГИТИСе Евгений учился на актерском отделении режиссерского факультета. Полноценный дебют, правда, случился не сразу: в 2009 году начинающий артист познакомился с Даниилом Воробьевым, а год спустя друзья и единомышленники сняли короткометражный фильм «Молитва».
Картина проехалась по нескольким международным фестивалям, но возвращаться к режиссерским обязанностям Ткачук не спешил. Исключение сделал для «Бесов», которых вместе с Романом Шаляпиным выпустил в 2014-м. И для экспериментального фильма «Двенадцать этажей спустя», созданного совместно с Джефом Агаевым. Этот проект про попытку творческой реализации пришелся уже на 2024-й.
«Мне нередко предлагают выступить в качестве режиссера, но это огромная ответственность, и я пока не могу себе этого позволить», – говорит Ткачук. Вероятно, именно разделение режиссерских обязанностей в его случае работает как нужно.
В «Бесах» Ткачук играл дважды. В сериале Хотиненко перевоплощался в Ивана Шатова, не слишком оттягивая внимания с судорожного дуэта Максима Матвеева и Антона Шагина. А в полнометражной картине, выросшей из короткого метра, примерял на себя куда более энергозатратный образ Петра Верховенского.
Производство шло тяжело – снимали на заброшенном заводе, где артист на время и поселился. Вдобавок давили ограниченный бюджет (вмешательство Валерия Тодоровского в последний момент буквально спасло проект) и непростые моральные условия: даже без учета психофизических нагрузок в съемочный процесс Евгений входил не в лучшем эмоциональном состоянии.
«У меня была спутница жизни, Татьяна, на тот момент. Ее я ценил как друга, который подставит плечо, который в любой момент будет со мной. Позже я совершил предательство в отношении этой девушки. На этом все и закончилось между нами. Я остался в этом пространстве один. Начались как раз съемки фильма «Бесы» с моим участием», – рассказывал Ткачук.
В итоге из роли артист выходил очень рискованно: как-то на рассвете он перекрестился и прыгнул в воду со столичного моста. С трудом выплыл, повредил грудную клетку, попал в больницу, но вернул себе ощущение жизненного счастья.
Впрочем, ради профессии Евгений часто идет на большие жертвы. «Я сейчас нахожусь на таком актерском уровне, когда мне, чтобы я сам почувствовал, что сыграл, обязательно нужно поплакать или нашуметь, – признается артист. – Мне пока нужно размяться в «мясо», сломать себе руку, создать поле переживания».
В середине 2010-х Ткачук неожиданно переехал из шумной Москвы в Санкт-Петербург. Актер и до этого говорил, что считает Северную столицу более открытым и теплым городом и играть ему здесь радостнее. С годами в своем мнении он только укрепился: «Я устал от Москвы с ее беготней и невозможностью что-то успеть реально. Что бы ты ни делал – все равно опоздаешь».
Свою роль сыграли и перемены в личной жизни: избранница Евгения Марта, с которой он вместе уже больше десяти лет, родилась именно здесь. Сейчас пара воспитывает дочь Еву и задумывается о втором ребенке. Для Ткачука, впрочем, он станет третьим – у него также есть старшая наследница от первого, студенческого брака.
Переезд в Санкт-Петербург позволил Ткачуку осуществить и другую свою давнюю мечту – открытие собственного конного театра, о котором он мечтал много лет. Впервые с лошадьми Евгению удалось поработать еще после первого курса ГИТИСа, когда он вернулся на каникулы в Сызрань. Небольшой отрывок с лошадьми в итоге вырос в полноценный спектакль о Троянской войне.
«История была без слов, чистая композиция, но с участием большого количества детей и коней. Мы даже бои ставили», – вспоминает артист.
Потом была инсценировка «Маленького принца» по Экзюпери и грандиозное представление «Конь казаку всего дороже» в станице Вешенской. Но окончательно конно-драматический театр «ВелесО» сформировался под Петербургом, в деревне Лепсари. Сейчас в репертуаре несколько спектаклей, экскурсия на открытом воздухе и сезонные фестивали, неожиданный старт которым дала пандемия.
На развитие театра Ткачуки – Марта решает почти все административные вопросы, а маленькая Ева придумывает идеи для постановок – тратят собственные деньги. Но куда сложнее оставаться физически вовлеченным в процесс. «Кони – исключительно благородные, красивые животные, несущие добро, и работать с ними – просто счастье, – говорит Евгений. – Но наработки пропадают, тут нужен каждодневный накопительный труд».
А ведь у Ткачука крайне загруженный график. Давно прошли времена, когда он мог запросто залечь на дно, чтобы не стать заложником одной роли, как это было после премьеры «Жизни и приключений Мишки Япончика». Сейчас Евгений нарасхват у начинающих режиссеров (их он ценит за новизну идей и свежесть взгляда) и признанных мастеров. Например, вот так отзывается об артисте Сергей Урсуляк, снявший его в «Тихом Доне», «Одесском пароходе» и «Праведнике»:
«Что касается Жени Ткачука, то работа с ним каждый раз строится заново. Настоящий Ткачук до такой степени не похож в жизни на то, что он играет, что я иногда теряюсь. Он российский артист выдающихся качеств. То, чего он не знает, на него падает с неба. Его ведут талант и интуиция».
Ткачук признается, что в жизни в нем и правда не признают знаменитого актера. И продолжает создавать уникальные образы на больших и малых экранах – чего только стоит его безбашенный персонаж в «Короле и Шуте»!
Кажется, Евгению подвластно и фестивальное кино (только за минувший год «Отпуск в октябре» показали на «Выборге», «Наследие» – на «Примере интонации», а «Евгения Телегина» – в «Русских премьерах» ММКФ), и большие блокбастеры. Например, в «Повелителе ветра» он пронзительно сыграл сына Федора Конюхова, а в грядущем «Кулачном» будет защищать сына аристократа от многочисленных врагов. Ждать стоит и «Хроник русской революции» Андрея Кончаловского, где артист сыграл Ленина, и бандитской саги Юрия Быкова «Лихие», которой явно не занимать размаха.
Время Евгений нашел и для классических подмостков. С прошлого сезона в Театре Ермоловой на пару с худруком Олегом Меньшиковым они разыгрывают психологический спектакль «Комната Адлера» по пьесе Анастасии Букреевой, поднимающей тему диссоциативного расстройства. И это ли не подарок для актера, так любящего бросать себе вызовы?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…