Фото: Вера Юрокина
Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается ТОТ, летом закрылось на ремонт. Однако в камерное пространство на Чистых прудах постановка вписалась идеально. На сцене – поселковая улочка, на которой расположились несколько домов. Частный обращен к залу фасадом – с настоящими дверью и окном. У многоквартирного начисто отсутствует стена, так что рассмотреть убранство нехитрой гостиной не составляет труда.
Приобщиться к домашнему уюту страстно желают два залетных молодца: Бусыгин и Сильва рассчитывали на приятный вечер с новыми приятельницами, а на деле оказались на холодной улице, опоздав на последнюю электричку. Подслушав имя одного из соседей, они решают попытать удачи, но ночной визит перестает быть краткосрочным, когда одному из непрошеных гостей приходит в голову выдать другого за внебрачного отпрыска хозяина. Тот, в одиночку воспитавший дочь Нину и сына Васеньку, принимает еще одного наследника с волнительной радостью.
«Старший сын» работает словно машина счастья, перенося зрителя в упоительный мир, пропитанный теплом и светом. Атмосфера настолько дружеская, что сложно даже поверить в то, что герои зябнут на майском ветру, как бы старательно они ни кутались в легкие куртки и пальто. Парадоксально, что очевидная ностальгическая нота не замещает ощущения «здесь и сейчас»: да, текст Александра Вампилова отсылает к вполне конкретному периоду, однако вокруг героев словно разлито уютное безвременье, где все обязано закончиться хорошо.
Разумеется, в этой реальности есть и свои несчастья: безответная любовь и крушение мечты, сомнения в собственном выборе и страх за близких. Есть и конфликт поколений, не дающий возможность найти общий язык: юношеский максимализм, когда все эмоции выкручены и в горе, и в радости, прозаически сталкивается с жизненным опытом.
За первое отвечает студент театральной школы ТОТ Артем Малахов – неуемный движок спектакля, с горящими глазами разгоняющий суету (что иронично, оба состояния связаны с соседкой Макарской, которую играет Арина Автушенко).
За второе – заслуженный артист РФ Виталий Егоров, который выводит кларнетиста Сарафанова не просто романтиком, но человеком огромного сердца и безусловной веры в людей. А еще сильнейшего нежелания доставлять неудобство родным.
Конечно, эта черта не то военного времени, не то просто крепкого характера в итоге прорывается накопившейся обидой. Здесь тоже ссорятся, но не так смертельно, как, например, в «Наследниках», где авторитарного отца семейства играет худрук театра Владимир Машков.
Другая динамика отношений продиктована в том числе и жанром: в «Старшем сыне» находится место и для отточенного обмена репликами, и физических шуток, и даже пантомим – от буффонады у окна и застолий под Чайковского до яркого появления Севастьяна Смышникова в роли вышколенного летчика и по совместительству непутевого жениха Нины (Наталья Попова).
Вынужденным посредником между сторонами неожиданно для самого себя становится Бусыгин. Хорошего парня Артур Касимов играет широкими мазками, не пережимая ни с сантиментами, ни с комедией (эта роль отведена балагуру Сильве в исполнении Павла Шевандо). Именно Бусыгин не находит в себе сил предать оказанное доверие. А отсутствие отца явно подталкивает его к закрытию собственного гештальта, что оказывает на него самого сильнейший терапевтический эффект.
Легкомысленный обман оборачивается слезами, но даже в этом случае сожаление не подразумевает отчаяния, скорее светлую печаль. Но и она в конце концов стирается, уступая место трогательному оптимизму и вере в великую силу случайности.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…