Статьи

«Старший сын»: Курс на сближение в Театре Олега Табакова

 
Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается ТОТ, летом закрылось на ремонт. Однако в камерное пространство на Чистых прудах постановка вписалась идеально. На сцене – поселковая улочка, на которой расположились несколько домов. Частный обращен к залу фасадом – с настоящими дверью и окном. У многоквартирного начисто отсутствует стена, так что рассмотреть убранство нехитрой гостиной не составляет труда.

Приобщиться к домашнему уюту страстно желают два залетных студента: Бусыгин и Сильва рассчитывали на приятный вечер с новыми приятельницами, а на деле оказались на холодной улице, опоздав на последнюю электричку. Подслушав имя одного из соседей, они решают попытать удачи, но ночной визит перестает быть краткосрочным, когда одному из непрошеных гостей приходит в голову выдать другого за внебрачного отпрыска хозяина. Тот, в одиночку воспитавший дочь Нину и сына Васеньку, принимает еще одного наследника с волнительной радостью.

«Старший сын» работает словно машина счастья, перенося зрителя в упоительный мир, пропитанный теплом и светом. Атмосфера настолько дружеская, что сложно даже поверить в то, что герои зябнут на майском ветру, как бы старательно они ни кутались в легкие куртки и пальто. Парадоксально, что очевидная ностальгическая нота не замещает ощущения «здесь и сейчас»: да, текст Александра Вампилова отсылает к вполне конкретному периоду, однако вокруг героев словно разлито уютное безвременье, где все обязано закончиться хорошо.

Разумеется, в этой реальности есть и свои несчастья: безответная любовь и крушение мечты, сомнения в собственном выборе и страх за близких. Есть и конфликт поколений, не дающий возможность найти общий язык: юношеский максимализм, когда все эмоции выкручены на максимум и в горе, и в радости, прозаически сталкивается с жизненным опытом.

За первое отвечает студент театральной школы ТОТ Артем Малахов – неуемный движок спектакля, с горящими глазами разгоняющий суету (что иронично, оба состояния связаны с соседкой Макарской, которую играет Арина Автушенко).

За второе – заслуженный артист РФ Виталий Егоров, который выводит кларнетиста Сарафанова не просто романтиком, но человеком огромного сердца и безусловной веры в людей. А еще сильнейшего нежелания доставлять неудобство родным.

Конечно, эта черта не то военного времени, не то просто крепкого характера в итоге прорывается накопившейся обидой. Здесь тоже ссорятся, но не так смертельно, как, например, в «Наследниках», где авторитарного отца семейства играет худрук театра Владимир Машков.

Другая динамика отношений продиктована в том числе и жанром: в «Старшем сыне» находится место и для отточенного обмена репликами, и физических шуток, и даже пантомим – от буффонады у окна и застолий под Чайковского до яркого появления Севастьяна Смышникова в роли вышколенного летчика и по совместительству непутевого жениха Нины (Наталья Попова).

Вынужденным посредником между сторонами неожиданно для самого себя становится Бусыгин. Хорошего парня Артур Касимов играет широкими мазками, не пережимая ни с сантиментами, ни с комедией (эта роль отведена балагуру Сильве в исполнении Павла Шевандо). Именно Бусыгин не находит в себе сил предать оказанное доверие. А отсутствие отца явно подталкивает его к закрытию собственного гештальта, что оказывает на него самого сильнейший терапевтический эффект. 

Легкомысленный обман оборачивается слезами, но даже в этом случае сожаление не подразумевает отчаяния, скорее светлую печаль. Но и она в конце концов стирается, уступая место трогательному оптимизму и вере в великую силу случайности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«КиноРепортер» рекомендует: Спектакли декабря и января, которые стоит увидеть

«КиноРепортер» рассказывает о главных театральных премьерах декабря и января.  «Мещане»«Современник» В основе спектакля – конфликт поколений, проблема отцов и детей.…

2 часа назад

«КиноРепортер» рекомендует: Главные сериалы декабря и января

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники.  «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…

1 день назад

Новый фильм с Милошем Биковичем представят на Фестивале сербского кино в Москве и Петербурге​​​​​

С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…

2 дня назад

«КиноРепортер» рекомендует: Фильмы декабря и января, которые нельзя пропустить

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года.  «Безмолвное братство» Агент…

2 дня назад

«Похищение эС»: Водоворот любви и ревности в Театре имени Моссовета

В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор…

2 дня назад

Что-то аутоиммунное: Взлеты и падения «Доктора Хауса»

В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…

2 дня назад