45-й ММКФ завершит работу 27 апреля. Но многие из показанных на нем фильмов обретут самостоятельную долгую (и, надеемся, счастливую) жизнь. Рассказываем о наиболее примечательных картинах разных программ смотра, которые в обозримом будущем появятся в российском прокате и онлайн-кинотеатрах.
Как видно из названия, уникальный документальный проект «История российских тюрем» позволяет бросить осторожный взгляд за стены заведений, где находятся под стражей люди, преступившие закон. В первом эпизоде в центре внимания оказывается московская «Бутырка», также известная как Бутырский тюремный замок. А вторая серия посвящена Владимирскому централу.
Заключенные откровенно вспоминают свои преступления на камеру. Философски осмысляют пройденный путь и оценивают полученный опыт. Служащие тюрем, в свою очередь, пытаются представить (если это вообще возможно), какими станут их подопечные, когда рано или поздно окажутся на воле. Чем для узников является пребывание за решеткой – расплатой за преступления? Своеобразным тернистым путем к обретению истины? Единственным шансом выяснить, что они представляют из себя на самом деле?
Проект Сергея Попова и Юлии Бобковой не формулирует ответы на все острые вопросы, но заставляет как минимум задуматься о многих серьезных вещах. А еще предлагает полноценный экскурс в истории знаменитых узников упомянутых заведений. В «Бутырке», например, содержали Емельяна Пугачева и Феликса Дзержинского (который даже совершил оттуда побег), а во Владимирский централ попадали Михаил Фрунзе и сын Иосифа Сталина.
На Kion с 27 апреля
«Помилование» стартует с кульминации – молодому солдату, удравшему на свидание с невестой на казенном танке, зачитывают роковой приговор. За вступительными титрами следует развернутый флешбэк: зимой 1941-го судьба сводит троих ребят – рубаху-парня Любомира Зуха (это он поначалу не поймет, что именно натворил), прагматичного Леонида Ласточкина с повадками свахи и артистичного Янтимера Байназарова, который после войны мечтает снова оказаться в театре, а сослуживцам читает Маяковского. Совсем еще дети, они не сильно взрослеют за полгода: летом их танковую бригаду наконец-то отправляют на фронт, однако настоящая драма разыгрывается задолго до первых выстрелов.
Картина Айнура Аскарова честно и проникновенно говорит о двух вещах: любви и долге. Эти темы тесно переплетаются и находят отражение в разных героях. Янтимер успокаивает медсестру, жених которой вернулся домой инвалидом. Любомир готов на любой поступок ради названной жены. Их начальник майор Казарин (точный в своих эмоциях Гела Месхи) жжет фотографии супруги, ушедшей к другому. Тема долга раскрывается тоньше: на словах все готовы взять ответственность за товарищей, но когда приходит время действовать, с самим собой справится не каждый.
Боевых действий в кадре практически нет, хотя смерть за многими ходит по пятам. Сам постановщик называет экранизацию повести Мустая Карима фильмом про войну, в котором почти нет выстрелов. Благодаря первоисточнику и хорошей режиссуре диалоговая драма не выглядит затянуто, юмор здесь поистине народный, а картинка качественная и сочная. Так что смотреть «Помилование» на большом экране – одно удовольствие. Кроме того, в кинозале выше шанс пережить катарсис, близкий к тому, что дарило советское кино, снятое еще фронтовиками. А это нынче редкий и ценный опыт.
В прокате с 4 мая
Подростковая мелодрама Андрея Зайцева «14+» в 2015 году стала заметным явлением. И на Берлинском фестивале побывала, и на российских смотрах призы завоевала, и в целом оказалась толковой вариацией на тему «Шведской истории любви». Минуло 8 лет, и Леха в исполнении Глеба Калюжного вернулся на наши экраны. С тех пор немало воды утекло. С Викой (Ульяна Васькович) он расстался. В пединститут поступил. А вдобавок получил повестку из военкомата, которую и подписал незамедлительно. Здравствуй, юность в сапогах.
Продолжение «14+» может обмануть надежды поклонников, коих у первой ленты немало: в официальном сообществе ВКонтакте, например, числится больше 178 тыс. человек. Логично ожидать от второго фильма столь же романтической истории о молодости и нежных чувствах, благо и претендентка на звание Лехиной дамы сердца находится: без умолку тараторящая всякую ерунду девушка-курьер Настя (Полина Гухман). Но в реальности проблематика «14+» куда шире.
Скорее это рассказ о том, как парень выстраивает свое мироощущение в современном обществе, где на каждого цепляют определенные ярлыки. И о терзаниях матерей, наблюдающих за тем, как их чада выбирают непростую жизненную дорожку. В образ ответственной родительницы прекрасно вжилась Ольга Озоллапиня, которая в одной из сцен, изрядно подшофе, нахлобучивает на голову газету и многозначительно изрекает: «Я тебе теперь не мама. Я тебе – Тарас Бульба».
В прокате с 11 мая
Режиссер, продюсер и соратник Святослава Подгаевского Иван Капитонов внезапно изменил хоррорам: в конкурсе ММКФ «Русские премьеры» показали его подростковое драмеди «Голова-жестянка». В центре сюжета – 16-летняя Женя (неуловимо напоминающая Милли Бобби Браун Варвара Володина) и ее экс-бойфренд Ваня (Олег Чугунов на грани нервного срыва). Отношения разорваны, но рана еще свежа – и в буквальном смысле тоже: парочка залезла на заброшку, откуда девушка сорвалась и серьезно повредила ногу. Теперь Женя замыкается в себе и огрызается на одноклассников, брата и родителей.
Добрая половина «Головы-жестянки» – бурный поток мыслей: закадровый голос героини не замолкает ни на минуту. Бытовые рассуждения о насущном сменяются риторическими вопросами, а на экране, словно по мановению волшебной палочки, материализуются котики, роботы, море. Четвертую стену персонажи почти не ломают, зато постоянно смотрят в камеру – прием на удивление освежающий. А еще вызывающий доверие: открытым, искренним людям сопереживать куда легче. Картина на понятном языке говорит и с подростками, и со взрослыми, используя все возможные средства – клиповость постановки, драйвовую музыку, неумелый флирт, беспомощные попытки выставить себя циником и милые шутки.
Новизна жанра для Капитонова дает о себе знать: сразу несколько второстепенных линий изрядно растягивают хронометраж. С другой стороны, жемчужин тут тоже хватает – в душу западают и отдельные эпизоды, и курьезные надписи на стенах, и, конечно, персонажи: от Натальи Кудряшовой и Владимира Селезнева в роли родителей Жени до Александра Новикова в качестве ее неудачливого ухажера. Особенно выделяется руководитель кружка по робототехнике: Сергей Гилев в космической футболке и личные границы отстоит, и в трудную минуту выручит. Взрослые помогают чужим детям – просто потому, что так и должно быть. И это отличная тенденция.
В прокате с 8 июня
Двое молодых людей, примкнув к команде суровых рыбаков, отправляются в плавание на ржавой посудине. В пути их ждут: ценные жизненные уроки, необыкновенные морские приключения, дедовщина, рыба, шашлыки, водка, столкновение с могучей стихией и многое другое. Но главное, конечно, именно первое – ценные жизненные уроки.
У нового фильма Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой есть все шансы стать таким же всенародным хитом, как предыдущая их совместная полнометражная картина «Аритмия». Потому что, во-первых, «Снегирь» рвет душу как минимум не хуже. Даже, пожалуй, еще беспощаднее. Причем без участия Александра Яценко, заметьте (хотя он и сюда мог попасть, но в конце концов его персонажа из сценария исключили). А во-вторых, помимо, собственно, драмы фильм предлагает к тому же захватывающее зрелище – в качестве бонуса к серьезному разговору о важных вещах.
Авторы, рассуждая, среди прочего, о том, как устроены тесные сугубо мужские коллективы, прямо затрагивают вечные темы конфликта поколений и судьбы нашей многострадальной Родины. При этом задачи обязательно прийти к конкретному выводу не стоит, а затевалось это все скорее ради того, чтобы натолкнуть зрителя на какие-то мысли. Что также бывает небесполезно. Пускай мысли и невеселые.
В прокате с 8 июня
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…