Нашему яхонтовому Джонни Деппу исполняется 60 лет. В честь этой знаменательной даты мы решили покопаться в его богатой фильмографии и выудить оттуда такие жемчужины, о которых не только широкая публика, но и сам Джонни, наверное, давно забыл. Или предпочел бы забыть. Самые противоречивые, странные и даже немного стыдные роли из далекого темного прошлого.
После триумфального дебюта в «Кошмаре на улице Вязов» свой следующий проект Джонни выбирал, будто бы сознательно руководствуясь принципом «Монти Пайтон», – and now for something completely different. От танатоса – к эросу, от мистического слэшера – к разнузданному курортному слэпстику.
В «Частном курорте» Джорджа Бауэрса (последний как режиссер на этом фильме закончился, что неудивительно) Депп на пару с Робом Морроу играют легкомысленных балбесов, которые попадают в шикарный санаторий, прямо-таки кишащий загорелыми барышнями в бикини. И давай их всех подряд окучивать. Однако на пути между друзьями и плотскими утехами постоянно что-то или кто-то встает. Из-за чего всякая попытка уложить кого-нибудь в постель неизбежно оборачивается потешной беготней голышом по коридорам, швырянием тортами или еще чем-то в том же духе.
Редко где встретишь сейчас такую беспримесную атмосферу идиотизма и беззаботности (в парадоксальном сочетании с озабоченностью). Ах, далекие прекрасные 1980-е. Конечно же, ни художественной, ни какой-либо иной ценности этот лоботомированный побратим «Рискованного бизнеса» и «Ферриса Бьюллера» в себе не несет. Однако наблюдая за тем, как здесь Джонни Депп молод, горяч, напитан сексуальной энергией и окружен красотой, невозможно хотя бы на долю секунды ему не позавидовать. Да чего уж там, он сейчас и сам бы себе, поди, позавидовал бы.
И снова тот же принцип. На этот раз от разнузданного курортного слэпстика – к знойному калифорнийскому нуару. Эрик Робертс – тогда еще многообещающий артист, недавно номинированный на «Оскара» – в роли опального репортера, которого богатый художник нанимает отыскать свою бывшую жену и сына, брошенных им много лет назад. Бывшая жена быстро находится, и сын вроде бы при ней. Но тут же выясняется, что это не тот сын. Тот давно погиб, а этот – на самом деле пасынок. И вскоре последнего похищают.
За упомянутого пасынка – Джонни Депп как раз. У него в фильме всего две с половиной сцены, причем указанная половина – это когда он лежит в холодильнике с бледным видом, завернутый в целлофан. Так что если хотите увидеть самую никчемную работу Деппа в кино, то вот, на здоровье, не благодарите. Никакой вины Джонни в том нет, фильм и сам по себе довольно никчемный. Из полутора часов хронометража хочется выделить разве только одну цитату – как бы типично нуарный закадровый монолог Робертса:
«Иногда ты занимаешься любовью – и потом пьешь текилу на веранде дешевого мотеля и чувствуешь себя не в своей тарелке. Пьешь еще текилу – и задаешь себе кучу вопросов. Потом ложишься спать, а утром твоя женщина исчезает».
Чертовски жизненно, не правда ли?
Никто доподлинно не знает, откуда взялась страсть Джонни Деппа к ролям чудаков в нелепых головных уборах и клоунаде. Но впервые она проявилась в этой несколько спорной с этической точки зрения мелодраме про душевнобольную девушку (Мэри Стюарт Мастерсон), которой старший брат (Айдан Куинн) нанимает сиделкой странненького парня по имени Сэм (Джонни Депп), обладающего недюжинным талантом клоуна.
Буффонада Деппа – безусловно и однозначно лучшее, что есть в фильме. Порой такие он номера отчебучивает, в стиле великих комедиантов эры немого кино, что поневоле закрадывается мысль: а чего, интересно, в байопик про Чарли Чаплина, вышедший годом ранее, позвали Роберта Дауни-младшего, а Джонни не позвали?
А еще нельзя не заметить, что элементы образа Сэма Депп впоследствии перенес на другие, уже гораздо более раскрученные свои роли – в частности, Безумного Шляпника и Вилли Вонки. Причем речь не только о деталях имиджа: в каждом с виду безобидном чудаке, воплощенном Деппом, есть что-то неуловимо жутковатое, как и в Сэме. Который – как ни стараются нам это в трогательно-сентиментальном ключе преподнести – совратил и чуть было не увез в неизвестном направлении нуждающегося в наблюдении и уходе недееспособного человека.
Печальный мужчина с маленькой дочкой прибывают на поезде в Лос-Анджелес. На вокзале их перехватывают двое людей в костюмах, представляются сотрудниками полиции, настоятельно просят пройти, сажают в машину, девочке закрывают уши, а отцу ее говорят: «Вот тебе револьвер, дуй туда-то и прикончи там такую-то женщину. Не сделаешь как велено – дочку убьем». И выпихивают его, изрядно ошеломленного, на улицу. Притом один из шантажистов остается в машине с юной заложницей, а второй берется бдительно следить за каждым шагом объекта шантажа.
Последнего играет, понятно, Джонни Депп. Но даром что у него номинально ведущая роль, он здесь отнюдь не главная звезда. А главная звезда – Кристофер Уокен в роли усатого свирепого злодея, на термоядерной харизме которого их тандем и зиждется. Кристофер на Джонни кричит, лупит его нещадно, за шкирку таскает, всячески стращает. Тот, бедолага, пробует улизнуть, но Уокен, точно привидение, всякий раз возникает из ниоткуда и снова принимается кричать, лупить, стращать и в собственной неповторимой манере кривляться.
Конечно, по законам драматургии, в конце концов положительный герой обнаруживает в себе скрытые внутренние резервы, проявляет смекалку и дает прикурить всем гадам. Но фактически Джонни Депп в этом чрезвычайно смешном политическом триллере нужен для того, чтобы подчеркивать величие старшего коллеги. Ну а что, тоже дело почетное – в тени глыбы постоять.
Когда-то Джонни был битником, причем практически буквально – в документальной ленте, рассказывающей про битников: кто такие, откуда взялись, куда делись. Лента решена в формате хаотичного коллажа, составленного из обрывков интервью с самими великими битниками и другими важными культурными деятелями, а также кадров видеохроники и коротеньких сегментов, где трех столпов так называемого бит-поколения изображают трое популярных актеров. Да не просто изображают, а заодно читают вслух фрагменты из их литературных произведений.
Деннис Хоппер, например, цитирует отрывки из Уильяма Берроуза. Джон Туртурро декламирует стихи поэта Аллена Гинзберга. Ну а Джонни Депп, пронзительно глядя в камеру и держа в руке то стакан виски, то сигарету, с чувством проговаривает избранные места из прозы Джека Керуака.
Если вы вообще не в курсе, что это были за граждане – Берроуз, Гинзберг, Керуак, – то, во-первых, ничего страшного. Оно, вероятно, вам и не надо. А во-вторых, если все-таки надо, то явно не с документалки этой знакомство стоит начинать. Она скорее для закрепления материала годится. Зато вон как вдохновенно Депп Керуака косплеит, прямо милота. Он ведь, как мы знаем, и сам с литературой на короткой ноге. В смысле – с Хантером Томпсоном крепко дружил. И кроме того, до сих пор готов «отдать душу за рок-н-ролл, извлеченный из снимка чужой диафрагмы».
Пронзительно глядеть, ничего при этом особо не делая, у Джонни Деппа вообще прекрасно получается. Лучше всего этот весьма полезный навык ему удалось реализовать в умилительно-слезодавительной клюкве за авторством Салли Поттер о тяжелой судьбе бедной еврейской девочки.
Даром что хронометража Джонни выделено предостаточно, у него здесь едва пара реплик наберется. Да и зачем нужны какие-то реплики, когда у тебя есть крутой белый конь? Ведь рядом с ним можно эффектно стоять. А еще на нем можно лихо гарцевать. И пронзительно глядеть. В принципе, это все, чем Депп занимается в «Человеке, который плакал». Ну, не считая пары жарких постельных сцен с Кристиной Риччи.
Ну а пока Джонни ничего не делает, за него приходится отдуваться прочим задействованным звездам. Олег Янковский поет колыбельную на идише (не спрашивайте), Кейт Бланшетт лопочет по-русски с незабываемым акцентом, Джон Туртурро агитирует за фашистов и голосит мощным оперным тенором, а Кристина Риччи жалостливо подвывает (нет, не в постельных сценах с Джонни Деппом). Увлекательнейшее, словом, полотно.
Был такой кубинский поэт и писатель Рейнальдо Аренас. О нем необходимо (впрочем, так ли уж необходимо?) знать, что он активно практиковал нетрадиционные сексуальные сношения и за то был кубинскими властями гоним. Вплоть до тюрьмы. Потом эмигрировал в США, подхватил СПИД и умер. А потом про него сняли кино с Хавьером Бардемом.
Кино поставил Джулиан Шнабель – тот самый, который пять лет назад выпустил прекрасную биографическую драму с Уиллемом Дефо про Ван Гога. А почерк у него вполне узнаваемый, и поэтому «Пока не наступит ночь» – тоже вещь своеобразная и несколько лихорадочная. За своеобразие в том числе отвечает Джонни Депп, блистательно отыгрывающий сразу двух незначительных, но очень колоритных персонажей.
Сначала он появляется в роли трансвестита по прозвищу БонБон, который помогает Рейнальдо передавать его рукописи на волю, пронося их в своем вместительном заднем проходе. А чуть позже, уже через несколько минут, – в роли лейтенанта госбезопасности, который Аренаса заставляет в письменной форме отречься от себя, от контрреволюционных идей и от гомосексуальности. При этом офицерик в исполнении Джонни Деппа недвусмысленно поглаживает свой пах и прижимает к нему лицо видного кубинского литератора.
Пожалуй, вот она – вершина карьеры. Ничего круче Джонни уже не доведется сыграть. Хотя у него ведь еще все впереди.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…