Джону Траволте сегодня исполнилось 70 лет. Одни зрители любят актера за злодейские роли в экшенах, другие – за душераздирающие драматические проекты. Но как бы ни был Траволта убедителен в этих образах, его визитной карточкой навсегда останутся искрометные танцевальные эпизоды, которым в истории кинематографа просто нет равных. Лучшие из них «КиноРепортер» собрал в этом материале.
Пляски Траволты в «Лихорадке» под хит Bee Gees – это золотой стандарт, эталон, недостижимая вершина. Благодаря удивительной пластичности и невероятному чувству ритма, Джон порхает по танцполу с изяществом колибри и блистательно воплощает зажигательный дух эпохи диско.
Во многом залогом успеха стала превосходная физическая форма Траволты, добиться которой ему позволили тренировки с персональным наставником, бывшим боксером Джимми Гамбиной (чуть раньше тот потрудился над телом Сильвестра Сталлоне для «Рокки»). Помогли и упорные репетиции – Траволта практиковался в танцах по три часа ежедневно на протяжении нескольких месяцев. Роль Тони Манеро, обычного работяги днем и неугомонного тусовщика ночью, принесла Джону номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус», а также неопровержимый статус суперзвезды.
Разумеется, сногсшибательный триумф «Лихорадки» требовалось закрепить. И на следующий год вышел «Бриолин» по мотивам одноименного мюзикла, лишнее напоминание, что хорошим девочкам часто нравятся плохие мальчики. Траволта сыграл закованного в кожанку обаятельного бездельника, который выглядит, как Марлон Брандо, и танцует, как бог. Ударить в грязь лицом было нельзя – изначальным кандидатом на роль Дэнни Зуко являлся Элвис Пресли, а конкуренцию с Королем выдержит не каждый. Траволта выдержал. Танец автомехаников ничуть не уступает по задору культовому музыкальному эпизоду из «Тюремного рока» и до сих пор продолжает обретать поклонников в самых неожиданных местах – например, среди шведских морпехов.
Завязка этой симпатичной мелодрамы напрямую отсылает к «Лихорадке субботнего вечера». Персонаж Траволты пашет на заводе в Техасе, а к ночи наведывается в бар, где пьяненькие мужчины в клетчатых рубашках и ковбойских шляпах укрощают механического быка и неловко топчутся под незатейливые кантри-шлягеры. Но куда им до Джона, который даже в непривычном сеттинге чувствует себя раскованно и непринужденно! Выбрать девушку, нарезать с ней по залу несколько кругов, а затем бодро выкинуть коленца в сольной программе – для нашего героя это пара пустяков.
Сиквел «Лихорадки» был очевидным явлением с точки зрения погони за кассовыми сборами, но качество фильма, увы, подкачало. Режиссерское кресло занял Сталлоне, перед постером которого красовался Тони Манеро в предыдущей части, и в его могучих руках картина превратилась в чересчур пестрый, шумный и бестолковый аттракцион.
По сюжету герою Траволты предстояло покорять подмостки Бродвея, и Слай муштровал Джона куда серьезнее, чем постановщик «Лихорадки» Бэдем. На волне «траволтомании» фильм все равно взорвал американский прокат, да и зрелищных танцевальных номеров в нем хоть отбавляй (пусть иногда они и кажутся китчем). Например, эта элегантная сцена с Синтией Роудс под песню I’m Never Gonna Give You Up, в написании и исполнении которой участвовал брат Слая Фрэнк.
В отличие от «Остаться в живых», ставшего боксерской грушей для критиков, но приглянувшегося зрителям, «Идеально» потерпел провал по всем направлениям: схлопотал три номинации на «Золотую малину» и не окупил бюджет. Однако в истории о том, как журналист Rolling Stone (Траволта) пишет статью про фитнес-клубы и влюбляется в инструктора (Джейми Ли Кертис), есть свое дурацкое очарование, присущее многим аналогичным лентам 1980-х. Чего стоит хотя бы феерическое занятие по аэробике с разгоряченными телами и минимальным количеством одежды! Пожалуй, от подобного фитнеса не отказались бы даже убежденные противники здорового образа жизни.
Если бенефис Траволты в «Лихорадке» можно назвать самым эффектным в его карьере, то твист Винсента Веги и Мии Уоллес является, без сомнения, самым знаменитым. Квентина Тарантино упрекали, что он специально добавил в сценарий этот эпизод, дабы заработать очков за счет талантов Джона. Однако сцена была написана задолго до того, как к касту присоединился Траволта, и вообще режиссер вдохновлялся не мюзиклами с его участием, а нетленной классикой – «Бандой аутсайдеров» Жана-Люка Годара и «8 ½» Федерико Феллини.
Ума Турман боялась съемок танца, как огня, поскольку считала себя неуклюжей. Но, по ее воспоминаниям, стоило пуститься в пляс, и она просто не смогла остановиться. Тарантино тоже снимал буквально без тормозов: работа над сценой заняла целых 13 часов. Зато результат превзошел все ожидания.
В 1996 году вышло сразу две фантастических мелодрамы с Джоном в главной роли. В «Феномене» Траволта сыграл автомеханика со сверхспособностями, а в «Майкле» – ангела, который живет в Айове, не расстается с сигаретой и не блещет изысканными манерами. В отличие от сцены из «Чтива», барные пляски в «Майкле», по словам актрисы Энди МакДауэлл, появились уже после начала съемочного процесса. Даже в громоздком плаще и тяжелых ботинках Траволта здесь двигается с грациозной, ленивой небрежностью, а вдобавок к этому еще и запускает целый флэшмоб с танцующими девушками к неудовольствию прочих посетителей мужского пола (вот ведь пижон, посмел уводить их подружек!).
Круг замыкается, а мастерство Джона выходит на новый уровень: Траволта вернулся к мюзиклам, но теперь в образе женщины. Бывший бриолинщик перевоплотился в жизнерадостную прачку по имени Эдна Тернблад, чья дочурка мечтает стать известной танцовщицей. Актер раздумывал больше года, прежде чем согласился на эту роль, за которую в итоге номинировался на «Золотой Глобус» и в очередной раз выкупался в океане фанатской любви. Оно и немудрено – столь самоотверженный перфоманс достоин оглушительных аплодисментов, учитывая, что актеру приходилось таскать на себе тяжеленный грим и выливать на костер маскулинности ведра самоиронии.
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…
Яна (Алина Ходжеванова) живет в северном приморском городке, откуда много лет назад навсегда отбыл ее отец-моряк. От пропавшего без вести…