«Кинорепортер» рассказывает о фильмах, с которыми новый фильм ужасов Джордана Пила говорит на одном языке.
В кинотеатрах идут «Мы» — новый хоррор от создателя «Прочь» Джордана Пила. В центре сюжета фильма — семья Уилсонов, которая отправляется на отдых в курортный городок Санта-Круз, где на них нападают их собственные злые двойники. Режиссер не скрывает свои источники вдохновения ни в самом фильме, ни в интервью. «КиноРепортер» рассказывает о десяти хоррорах, которые перед съемками Пил попросил посмотреть звезду «Мы» Лупиту Нионго. С этими фильмами Пил пытается говорить «на одном языке».
«Умереть заново» / Dead Again
Реж. Кеннет Брана, 1991
О фильме: Частный детектив пытается помочь женщине с амнезией узнать свою настоящую личность. Клиентку постоянно мучают кошмары, в которых ее прошлую инкарнацию, жившую в 1940-е годы, убивает ножницами собственный муж.
Связь с «Мы»: Мелодраматичный триллер специалиста по Шекспиру Кеннета Браны напоминает фильмы Хичкока или Де Пальмы, но отличается от них излишней кемповостью. Неожиданный референс для Пила, из которого он позаимствовал множество элементов: ножницы (у Браны они присутствуют в кадре в каждой второй сцене), флешбеки, подавленные воспоминания, двойники (в данном случае живущие в разное время), неожиданные твисты и мстящий за свою судьбу антагонист. (М.М.)
«Сияние» / The Shining
Реж. Стэнли Кубрик, 1980
О фильме: Писатель-алкоголик Джек Торренс, страдающий от творческого кризиса, соглашается провести зиму смотрителем пустого отеля «Оверлук». Вместе с ним в гостиницу едут жена и сын, которые станут свидетелями его агрессивного помутнения.
Связь с «Мы»: Джордан Пил — большой поклонник этой экранизации Стивена Кинга — не только вставил в свой фильм несколько визуальных отсылок (например, камера сверху снимает, как семейство едет на машине через лес, а затем переключается на географию местности), но и, как и Кубрик, наполнил свою работу множеством смыслов и деталей, которые еще долго будут порождать новые трактовки. Впрочем, если на расшифровку «Сияния» ушли годы, то «Мы» все относительно лежит на поверхности. (М.М.)
«Бабадук» / The Babadook
Реж. Дженнифер Кент, 2014
О фильме: Мать-одиночка, с трудом воспитывающая сына и еле сводящая концы с концами, находит жутковатого вида книжку, главный персонаж которой — монстр Бабадук — внезапно начинает оживать и превращать ее жизнь в ад.
Связь с «Мы»: Как и «Мы», дебютная лента австралийки Дженнифер Кент — многоплановое художественное высказывание, причем одновременно работающее на двух — взаимосвязанных, но при этом отдельных — уровнях: сюжет выстроен так, что даёт равные возможности читать его и как историю о борьбе со сверхъестественной силой, и как рассказ о преодолении депрессии. (Д.С.)
«Оно» / It Follows
Реж. Дэвид Роберт Митчелл, 2014
О фильме: Неведомое проклятие, передающееся половым путем, начинает преследовать девушку.
Связь с «Мы»: Антагонисты обоих фильмов символичны. У Пила «Связанные» — метафоры Другого и низов общества, у Митчелла зло — сама смерть, которую нельзя победить, но можно только отсрочить. Кстати, над обоими фильмами работал один и тот же оператор — Майк Гиулакис, любитель долгих и плавных планов и новый любимчик М. Найта Шьямалана. (М.М.)
«История двух сестёр» / A Tale of Two Sisters
Реж. Ким Джи-ун, 2003
О фильме: Две сестры, живущие с мачехой и отцом, начинают видеть призраков и подозревать мачеху в сокрытии убийства.
Связь с «Мы»: Основанная на классической корейской легенде история также имеет дело с двойниками, хотя они тут подаются в несколько ином ключе. Тем не менее при анализе сюжетов сложно удержаться от аналогий, поскольку обе картины при всех различиях последовательно разрабатывают темы «Зазеркалья» — будь то в чисто психологическом или же социально-политическом ключе. (Д.С.)
«Птицы» / The Birds
Реж. Альфред Хичкок, 1963
О фильме: Птицы сходят с ума и стаями нападают на жителей Калифорнии.
Связь с «Мы»: Как и птицы в фильме Хичкока, двойники в «Мы» олицетворяют собой вечный страх человека перед наказанием и божественной карой за грехи. Джордан Пил намеренно почти не касается причин, по которым они нападают, оставляя место для загадки. Люди в красных комбинезонах приходят, чтобы разрушить комфортный мир потребления и благосостояния, который казался незыблемым. Героиня Люпиты Нионго единственная, кто ощущает с самого начала хрупкость окружающей жизни, поскольку она однажды уже встречалась с иррациональным злом, которое может вернуться в любое мгновение. Так и героиня Типпи Хедрен, и в особенности ее мать, в картине Хичкока, переживают психологический ужас перед незащищенностью и хаосом. Нашествие птиц, как библейская саранча, разрушает привычный мир до основания, мир, в котором люди заполняют пустоту жизни, выдумывая себе роли и не замечая, что стали лишь двойниками самих себя. (К.Г.)
«Забавные игры» / Funny Games
Реж. Михаэль Ханеке, 1997/2007
О фильме: Обеспеченная семья приезжает в загородный дом у озера, чтобы провести там выходные. Двое молодых людей, представляющиеся родственниками соседей, наносят им визит. Их странное поведение таит в себе угрозу, и вскоре семья оказывается в ловушке, а гостей, кажется, интересует только насилие.
Связь с «Мы»: Пил заимствует у австрийца Ханеке некоторые особенности сеттинга, но трансформирует их, подстраивая под собственные нужды. В обоих фильмах в загородный дом благополучных семейств проникают странные люди, одетые в костюмы и перчатки. Красные комбинезоны «Связанных» контрастируют с белыми костюмами вежливых молодых людей из «Забавных игр». Отцам семейств повредят ногу, кто-то получит клюшкой для гольфа, а кого-то свяжут и повезут на лодке топить в озере. (Ю.К.)
«Мученицы» / Martyrs
Реж. Паскаль Ложье, 2008
О фильме: Тайное общество похищает и подвергает изощренным пыткам двух девушек, желая превратить их в мучениц, обладающих опытом восприятия загробного мира.
Связь с «Мы»: Одна из самых известных лент лидера «нового французского экстрима» Паскаля Ложье — очень своеобразный микс экзистенциализма и физиологических подробностей, характерных для фильмов вроде «Пилы». Как и «Мы», «Мученицы» пытаются не столько давать ответы на глобальные вопросы о жизни и смысле человеческих страданий, сколько ставят вопросы о границах знания, и о том, насколько тяжело порой выносить бремя истины. (Д.С.)
«Впусти меня» / Let the Right One In
Реж. Томас Альфредсон, 2008
О фильме: Оскар живет с матерью недалеко от Стокгольма, молча страдает от школьных хулиганов, иногда ездит в гости к отцу, а еще вырезает из газет новости о кровавых убийствах. Но тут в соседнюю квартиру переезжает девочка Эли, которая ходит по морозу с коротким рукавом и не помнит, когда у нее день рождения. Самое же главное: Эли — вампир.
Связь с «Мы»: На первый взгляд между фильмами Пила и Альфредсона нет ничего общего, кроме символики с кроликом и мотивов зеркала. Норвежская хоррор-драма снята без резких смен настроения: с первой и до последней секунды это медленная и скупая на цвета история, полная не столько сверхъестественного, сколько бытового насилия. Более того, Эли — не двойник Оскара, а ровесница, в которую он впервые влюбляется. Но Альфредсон и Юн Айвиде Линдквист, который написал сценарий «Впусти меня» по своему же роману, используют тему первой любви (равно как и вампирский мотив) в качестве повода для истории про Другого, указывающего людям на черноту в их обыденных поступках. У Пила, как и у Альфредсона, встреча с двойниками-противоположностями случается, чтобы люди попытались поставить себя на место того, кого считают другим. Сверхъестественный и социальный ужас в двух вроде бы непохожих фильмах возникает, когда герои с этим не справляются. (Е.И.)
«Шестое чувство» / The Sixth Sense
Реж. М. Найт Шьямалан, 1999
О фильме: Психотерапевт, работающий с проблемными детьми, обнаруживает, что его очередной пациент — тихий и вдумчивый мальчик — обладает способностью видеть призраков.
Связь с «Мы»: «Шестое чувство», в свое время сделавшее Шьямалана знаменитым, роднит с «Мы» двойственность подхода к рассказываемой истории. История про семью мальчика на самом деле оказывается историей о семье доктора, у которой проблем не меньше. В «Мы» проведена очень четкая параллель между двумя семьями, и не исключено, что эта линия была введена в фильм именно под влиянием работы Шьямалана. Также обоих режиссеров роднит любовь к шокирующим твистам. (Д.С.)
Читать также: Сильная мытафора: Рецензия на хоррор Джордана Пила «Мы»
«Мы» уже идут в кинотеатрах.
Комментарии