Кино

«Замри»: Воля к жизни как чудесный спасательный круг

Скорбящая Айрис (Келси Эсбиль) решает в последний раз посетить место, где погиб ее маленький сын. Но планам девушки по воссоединению с чадом в загробном мире не суждено сбыться. Ее останавливает Ричард (Финн Уиттрок), с виду добряк, действительно переживающий за суицидально настроенную дамочку. На самом же деле этот мужчина – маньяк. И вот он вкалывает героине сыворотку, которая обездвижит ее буквально за 20 минут. Беги, Айрис, беги! Пока можешь…

Чего только не придумают создатели хорроров и триллеров в попытке удивить искушенного зрителя. Так, известные в узких кругах Брайан Нетто и Адам Шиндлер, прежде снявшие ужастик среднего пошиба «Незваные гости», представили миру психологический триллер, построенный на довольно свежем концепте. Помог им в этом Сэм Рэйми, отец трилогий «Зловещие мертвецы» и «Человек-паук», своим продюсерским авторитетом давший ход ленте «Замри».

Келси Эсбиль, Адам Шиндлер и Брайан Нетто на съемках «Замри»

Стоп, попробуйте и вы сейчас замереть. Ощутить напряжение, что копится в теле. Испытать чувство беспомощности и замедления времени. К счастью, вряд ли кто-то действительно сможет познать то, что выпало на долю героини «Замри». Айрис пришлось изрядно пострадать как физически, так и морально, причем речь не столько об ее борьбе с психопатом Ричардом, сколько о горечи ее утраты. Героиня прошла хронологически короткий, но морально внушительный путь к принятию своего горя и победе над злом.

Режиссеры обильно усеяли этот путь ловушками и первоклассным саспенсом. «Замри» не щадит публику и держит ее в напряжении практически все время, а когда отпускает, быстро забирает обратно. Каждый раз, когда Айрис выпутывается из нового испытания, подкинутого Ричардом и насильственным «вакцинированием», она попадает в еще более опасное и, казалось бы, безвыходное положение. Разгону эмоциональных качелей способствуют и грамотная постановка, и отменная операторская работа Зака Куперштейна («Варвар»), и гнетущий саундтрек Майка Корвена, любимца Роберта Эггерса.

Не разочаровывает и каст – Эсбиль с Уиттроком прекрасно могли бы вывезти накал страстей и вдвоем, но участие в происходящем эпизодических героев лишь усиливает остросюжетность. Особенно хочется похвалить Келси (она же Моника Даттон из «Йеллоустоуна»): сыгранная ею Айрис добрую половину фильма находится в парализованном состоянии, что не предполагает особой выразительности жестов. Однако актриса мастерски передает терзания героини красноречивыми карими глазами и движениями пальцев, что едва пробиваются сквозь оковы паралича.

Главная метафора угадывается достаточно просто – обездвижил Айрис не злосчастный препарат из шприца Ричарда, а ее скорбь по сыну. Безусловно, «Замри» многое говорит о природе психопатии и в целом девиантного поведения, о лжи и едких манипуляциях, но именно размышления о проживании потери являются здесь лейтмотивом. Изначально Айрис полагала, что проиграла битву с принятием своего горя, поэтому и была готова покончить с жизнью. В итоге, как ни парадоксально, проснувшееся в девушке желание жить становится для нее спасительным кругом, который (практически в прямом смысле) вытягивает ее на поверхность и приводит к катарсису.

Удивительно, но за трансформацией героини интереснее следить именно в те моменты, когда она обездвижена и безмолвна. Нетто и Шиндлер ставят сеттинг и действия персонажей выше диалогов, что подтверждает и лесная изоляция Ричарда с Айрис. Среди густых деревьев, оврагов и ручейков непроглядная боль девушки становится еще более ощутима, а жуткий контраст между гадкими мотивами маньяка и яркостью красок заставляет зрителей замереть вместе с пленницей. Благодаря этому триллер парализует сильнее, чем вялотекущий ужастик «Что скрывает ложь», где антагонист в исполнении Харрисона Форда таким же способом обезоруживает героиню Мишель Пфайффер.

Скептически настроенная публика может назвать ленту типичной зарисовкой о маниакальном преследователе. Однако ее героиня, жертва, достигающая просветления, превосходит в рассудительности протагонисток многих фильмов о маньяках. Поэтому «Замри» кажется свежее и глубже многих психологических триллеров как минимум этого хеллоуинского сезона, а как максимум и последних лет. Можно лишь похвалить авторов за мудрость, преподнесенную не на тарелочке с золотой каемочкой, а с изрядной долей изящества. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Лев Зулькарнаев: «Я в поиске, мой метод обновляется чуть ли не ежемесячно»

Увидев Льва Зулькарнаева в «Слове пацана», можно подумать о нем как о человеке грубом и недалеком. Вот она – сила…

13 часов назад

На открытую репетицию спектакля «Плохие хорошие» приглашает Евгений Писарев

Эксклюзивное мероприятие состоится 18 ноября на основной сцене Московского драматического театра имени Пушкина. Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Евгений…

14 часов назад

«Ученик. Восхождение Трампа»: То ли агитка, то ли открытка

1970-е. Еще не оперившийся бизнесмен Дональд Трамп (Себастиан Стэн) хочет доказать отцу, что достоин унаследовать его империю недвижимости. Нарастающие амбиции…

20 часов назад

Красота спасает: Советские кинодивы 1940-х

Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант…

2 дня назад

Почему «Джокер: Безумие на двоих» далеко не так плох, как принято думать

Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…

2 дня назад

В Театре имени Вахтангова прошел Хрустальный бал в честь Александра Олешко

11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…

3 дня назад