Жила-была семья. Не то чтобы образцово счастливая и дружная, зато уважаемая, и вполне сносно в ней все уживались. И был у этой семьи бизнес, приносивший стабильный доход. Но как-то раз один из наследников имел неосторожность влюбиться в простушку, чье скудоумие с лихвой компенсировалось непомерными амбициями, напористостью, темпераментом и внешними данными. Барышня молодого человека на себе женила и как начнет всюду без мыла пролезать и каждую бочку собою затыкать. В результате ее бурной деятельности семья развалилась и бизнес потеряла, а сама она села за организацию убийства.
Такова вкратце история заката династии Гуччи, владельцев одноименной модной империи, в пересказе Ридли Скотта. «Дом Gucci» вышел прямо следом за «Последней дуэлью», буквально через пару месяцев, и вот какой из этих обширных полотен вырисовывается (по совпадению или по умыслу – не так уж важно) прелюбопытный диптих.
«Последняя дуэль» четко укладывается в нынешний прогрессивный фемдискурс, вся суть которого, так или иначе, сводится к тому, что женщин обижали и обижают. Тогда как «Дом Gucci», напротив, соответствует дискурсу консервативному, патриархальному. Дескать, вон оно как бывает: нормально сидели, но тут пришла какая-то баба и все испоганила. При этом если первый тезис Ридли Скотт проговаривает с предельно серьезной, занудно-нравоучительной интонацией, надув щеки и насупившись, то второй тезис – в манере нарочито как бы ироничной. Что и понятно.
Вместе с тем у этих фильмов обнаруживается и немало общего. Оба они, прежде всего, о проблемах богатых людей. Аристократии, в сущности. Оба также о междоусобных распрях представителей населяющих континентальную Европу народов. На которые сэр Ридли брезгливо-осуждающе взирает с противоположного берега Ла-Манша. Оба, наконец, о вещах отмирающих, безвозвратно уплывающих в прошлое – будь то практика разрешения споров поединком или феодальный рудимент капитализма («Все деньги мира», кстати, тоже были комментарием в том числе на эту тему). Короче, удивительное сходство: Адам Драйвер, ридлискоттство.
С такого концептуального ракурса «Последняя дуэль» смотрится уже не столь тягомотно. Но «Дом Gucci» в любом случае повеселее и усваивается не в пример легче, хотя и длится те же два с половиной часа. Это почти что комедия – черная, естественно, и довольно в плане юмора сдержанная (иногда тонкая, но в основном именно сдержанная). Чего-то прямо искрометного или гомерически смешного в ней нет, однако комичного – навалом.
Комичен Джаред Лето в толстом гриме, нелепых нарядах и образе человека вопиюще бездарного, глупого и оттого несчастного. Комична Сальма Хайек в роли гадалки-шарлатанки и лучшей подруги главной героини. Сцена, где они с Леди Гагой лечебными грязями обмазываются, так и вовсе превосходна. Комичен Адам Драйвер, играющий бедолагу Маурицио Гуччи, – но только поначалу, когда его персонаж неумело отвечает на назойливый флирт со стороны будущей супруги Патриции Реджани.
В эти моменты что-то неуловимо рязановское в фильме ощущается. Того и гляди заведет Адам Драйвер беседу про п-подберезовики, п-подосиновики. Да и Леди Гага – ну, то есть Патриция Реджани – та еще мымра. Но вскоре Ридли Скотт от трогательно-неуклюжего ромкома переходит к совершенно иному – пародии на Скорсезе периода «Казино» и «Славных парней» со значительными вливаниями мыльной оперы. На чем и останавливается окончательно.
Том Форд, свидетель части описанных событий, представленный в «Доме Gucci» маленькой ролью Рива Карни (Дориан Грей из «Страшных сказок»), признался тут, что над интерпретацией Ридли Скотта в голос хохотал. И при этом несказанно был огорчен. Очередной куплет бесконечной надоедливой песни: это было не так, тот был совсем не таким, все переврали. Другое дело, что тут как со «Всеми деньгами мира» и сериалом-аналогом «Траст»: все это, конечно, хорошо, богато и мастеровито, но трудно отделаться от мысли, что и здесь тот же Дэнни Бойл или, допустим, Райан Мерфи сумели бы сделать изящнее, выпуклее и увлекательнее.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…