Девушке из племени команчей живется нелегко: будят ее по утрам исключительно пинками и не берут в охотники, потому что, мол, не женское это дело, иди вон травки собирай. А она ж на самом деле охотница прирожденная. Томагавком метко швыряется, бегает резво, собачка при ней умная имеется. И все равно никто ее, бедняжку, всерьез не воспринимает. Даже когда она пытается всех предупредить о неведомом звере, который где-то неподалеку обосновался и бесчинствует.
Фильм «Добыча» Дэна Трахтенберга (отличный герметичный триллер «Кловерфилд, 10»), который является как бы приквелом «Хищника», критики сейчас – в основном западные, конечно – прямо-таки до небес превозносят. Какой он свежий и при этом с уважением к оригиналу, какой замечательный со всех сторон, куда ни плюнь. Простые зрители при этом настроены не столь благосклонно: на агрегаторе MetaCritic рейтинг прессы на момент написания текста 71 из 100, тогда как пользовательский рейтинг – 6,3 из 10.
Если вы более-менее на короткой ноге с современной поп-культурой и с трендами, в этой поп-культуре ныне царящими, то уже наверняка догадались, в чем тут дело. То есть почему пресса оценивает фильм заметно выше, чем широкая публика. В принципе, уже по первым анонсам фильма было примерно понятно, что это будет и как это будет. Что нас заставят в первую очередь обратить внимание на проблему гендерного неравенства среди аборигенов Северной Америки XVIII века.
Нельзя вновь не поразиться той чуткости, с которой американские кинодеятели улавливают чаяния своей международной аудитории. Ведь буквально все люди доброй воли по всему миру ночами не спят, только и думают о том, как мучились под гнетом патриархата девушки племени команчей 300 лет назад. И вот, наконец, общественный запрос на должное освещение этой насущной темы удовлетворен. Отныне каждый может ощутить катарсис при виде того, как главная героиня таки отстаивает свое право считаться настоящей воительницей.
В общем, да, это еще один из таких вот фильмов. Собранный из хорошо знакомых, неистребимых и раздражающих, как крошки в постели, штампов. Но есть, впрочем, и хорошая новость: помимо сильной независимой женщины, которая перманентно терпит унижения от противных мужиков, а также мерзких бледнолицых колонизаторов (раз уж речь про индейцев, то как же без этого) в фильме все-таки присутствует представитель расы инопланетных красавчиков со встроенным тепловизором. Присутствует преимущественно незримо. Но все равно достаточно внушительно.
Что также в определенном смысле симптоматично. Вероятно, вы замечали: во многих новых частях различных многолетних славных франшиз про всяких кровожадных опасных монстров, произведенных за последние несколько лет, просматривается одна общая черта. Эти самые монстры в них как были крутыми, так и остались, тогда как все остальное выглядит в лучшем случае как что-то заведомо необязательное, идущее в нагрузку – будь то в силу нещадной актуализации согласно меняющимся парадигмам или же просто из-за наплевательского отношения.
Взять те же «Хэллоуины», сериал про куклу Чаки, тот же «Чужой: Завет», даже вон «Мир Юрского периода». Майкл Майерс, Чаки, ксеноморфы, динозавры при любом раскладе не перестают нас радовать. А то, что их окружает, – оно зачастую либо разочаровывает, либо бесит, либо вгоняет в тоску, либо вовсе никаких эмоций не вызывает.
«Добыча», соответственно, в этот ряд встает как влитая. Хищник-пришелец – неимоверно прекрасен. Смотреть, как он боксирует с медведем и кромсает на куски целые толпы браконьеров, – чистое удовольствие. Именно за это мы и любим серию «Хищник». Мы видим, как эта злобная тварь смертоносна и жестока, а потом видим, как главному герою при помощи смекалки удается грозного супостата одолеть. И формально «Добыча» описанной схеме следует. Но – с рядом оговорок.
Во-первых, встречи с Хищником приходится ждать больше половины фильма – лишь минуте на 50-й он непосредственно выходит на сцену. А до того нас развлекают крупными планами актрисы Эмбер Мидфандер, которая всю дорогу с приоткрытым ртом неистово таращит глаза, девичьими страданиями, вопиющими примерами шовинистского произвола, прогулками по живописным лесам и широким ассортиментом плохо нарисованных животных (от мелких грызунов и змей до здоровенной дикой кошки). Во-вторых, героиня, хоть и позиционируется как первоклассная амазонка, в действительности она довольно неуклюжая и не особо удачливая: то с дерева навернется вниз головой, то в болото провалится, то в капкан угодит, то тетива у нее с лука соскочит в самый неподходящий момент. Короче, так себе воительница из нее, если честно.
И вместе с тем она же как-то должна завалить могучего пришельца. Который, напомним, без проблем раскидывает армию противников и в рукопашной медведя урабатывает. А тут какая-то чингачгукиня с собачкой, метр в кепке ростом, что она ему сделает, казалось бы? Приходится идти на ухищрения и понуждать непобедимого инопланетянина к игре в поддавки. Из-за чего их столкновения смотрятся вроде бы и эффектно, но одновременно и как-то нелепо. Что в целом, если подумать, никак не способствует укреплению гендерного равенства, а совсем наоборот.
А ведь можно же было нормально сделать. Сама идея кроссовера Хищника с индейцами изначально выигрышная. Как и идея бросить против него в бой девушку. Но нельзя ж никак без этих вот леволиберальных клише. В соответствии с которыми сильный женский персонаж не считается по-настоящему сильным женским персонажем, если сражается только с мощными врагами, а с патриархальными установками не сражается.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…