Одна из самых ожидаемых премьер юбилейного Каннского фестиваля – боди-хоррор Дэвида Кроненберга «Преступления будущего». О том, что собой представляет этот жанр, и о других его представителях можно прочитать здесь, ну а в этом материале рассказываем про сам фильм, который обещает обзавестись если не скандальной репутацией, то точно противоречивыми отзывами в прессе.
Это не первые «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга. В 1970 году он выпустил часовой фильм с точно таким же названием (так что речь практически о рецидиве). То была вторая работа в карьере постановщика – о мире будущего, в котором погибли все детородящие женщины. И первый его боди-хоррор (выжившие герои столкнулись с огромным количеством мутаций). Кроме того, в картине фигурировала секта педофилов, выслеживающая девочку, потенциально способную родить. В общем, типичный Кроненберг.
Сложно сказать, переплюнет ли режиссер сам себя в новых «Преступлениях будущего»: пока известно, что речь снова пойдет о метаморфозах человеческого тела.
«Первоначальным названием было Painkillers («Болеутоляющие»), а сценарий к нему я написал более 20 лет назад. Когда я обсуждал возрождение проекта с продюсером Робертом Лантосом, он предложил использовать старое название, потому что оно было интереснее. Хотя это не продолжение и не ремейк моего старого андеграундного фильма 1970 года. Нам оно просто понравилось, и мы подумали, что было бы неплохо использовать его в фильме, который, вероятно, соберет большую аудиторию, чем оригинал».
«Этот фильм либо привлечет, либо оттолкнет людей. По сути, я возвращаюсь к кинопроизводству, которым не занимался какое-то время. И есть ощущение, что у такого фильма, как «Преступления будущего», появилась новая аудитория, которой не существовало, когда я снимал свои последние три или четыре картины. Это мое возвращение в мир плоти».
Кроме того, режиссер подчеркнул, что главный герой картины «Преступления будущего» Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) занимается чем-то вроде «хирургического перформанса», вживляя в свое тело различные предметы. В мире, где действует ускоренная эволюция, это вполне закономерный процесс.
«Сол особенно сосредоточен на своем собственном теле и творческом потенциале, который оно способно выразить».
В первый раз Дэвид Кроненберг приехал на Каннский кинофестиваль в 1996 году, чтобы представить публике «Автокатастрофу». Несмотря на то, что экранизация одноименного романа Джеймса Балларда в итоге завоевала специальный приз жюри с формулировкой «За мужество, смелость и оригинальность», эти же самые качества спровоцировали в кинообществе скандал. Спустя 25 лет на смотре победил «Титан» – еще одна картина о сексуальных девиациях, в которой можно усмотреть параллель с «Автокатастрофой». Получается, в середине 1990-х Кроненберг был первопроходцем.
«Я не нервничаю. Режиссеры снимают фильмы, чтобы зрители реагировали на них. И обычно я занимаюсь этим не для того, чтобы шокировать людей или оскорблять их. Я говорю: «Вот идеи, которые у меня были, и сны, которые меня беспокоили. Я показываю их вам, а вы можете интерпретировать их по своему усмотрению». Это мой подход. Так что я не думаю, что опыт с «Автокатастрофой» повторится и на этот раз».
«В «Преступлениях будущего» есть эротика и чувственность, но один из персонажей говорит это очень прямо: в контексте фильма хирургия – это новый секс. И это может оттолкнуть».
При этом Кроненберг подчеркивает, что его понимание жестокости и сексуальности продиктовано интонацией фильма «Преступления будущего» и его контекстом. В работе он оперирует этими понятиями, не задумываясь о том, что конечный результат может быть подвергнут цензуре.
«В мире существует так много подходов к цензуре, как изощренных, так и не очень, что можно сойти с ума, беспокоясь обо всем этом».
По словам Дэвида Кроненберга, часть публики может покинуть зал в первые же минуты фильма «Преступления будущего». А оставшиеся могут не выдержать последних двадцати.
«Есть несколько очень сильных сцен. Один из тех, кто видели фильм, сказал, что он был близок к панической атаке. И я думаю, что это вполне нормальная реакция».
При этом режиссер отмечает, что всегда старается искать правильный баланс и тон для любой своей картины.
«Некоторые вещи, которые хороши для одного фильма, в другом производят совершенно разрушительный эффект, превращаясь в творческую ошибку».
Сбалансировать свойственные жанру элементы призван юмор: Кроненберг, который будет впервые смотреть свой новый фильм с публикой, обещает, что «будет смеяться в тех местах, где нужно смеяться». Присоединятся ли к нему зрители, покажут первые показы.
Режиссер сам писал сценарий фильма «Преступления будущего», думая о своем родном городе Торонто, однако 20 лет спустя оказалось, что снимать там слишком дорого. В итоге выбор пал на греческие Афины. По словам режиссера, там ему предложили покрыть 40% инвестиций. Однако назвать съемки простыми было бы преувеличением: в стране бушевали природные пожары, которые не облегчили жизнь съемочной группе. Даже дышать было сложно.
«Мы не пытались сделать Афины похожими на североамериканский город, потому что, судя по сценарию, существует большая вероятность странных изменений. Так что это может быть Торонто через 200 лет или что-то в этом роде. Эта локация привнесла в проект нужные текстуру, море, свет. И мне это нравится».
«Когда вы берете в свой проект Вигго, то речь идет не просто об актере. Он теперь режиссер, который снял фильм под названием «Падение», где я сыграл эпизодическую роль. И теперь он направил меня на «Преступления будущего». Меняться ролями весело. Но Вигго еще и поэт, музыкант, издатель, фотограф. И поэтому мы действительно сотрудничаем во многих отношениях».
При этом Кроненберг добавляет, что не любит, когда актеры импровизируют на площадке, примеряя на себя роль сценаристов. В числе людей, которые могут мастерски этим заниматься, он назвал Джона Кассаветиса, однако подчеркнул, что предпочитает гибридный метод работы: обсуждение того, что может и должен сделать герой в кадре.
«Сегодня, если вы делаете фильм с Netflix, вам не нужно беспокоиться о деньгах, потому что у платформы их много. Но если вы снимаете независимый фильм, то это проблема. Мне потребовалось 3 года, чтобы собрать финансирование для «Преступлений будущего» даже с таким прекрасным актерским составом. Деньги трудно найти. Люди боятся инвестировать».
При этом постановщик уверен, что ни Amazon, ни Netflix не захотели бы снимать «Преступления будущего».
«Меня по-прежнему интересует феномен потокового вещания. Но я думаю, что они очень консервативны. Они все еще действуют как голливудская студия. У них есть интересные проекты из Кореи, Финляндии и других стран, которые они называют оригинальными, но на самом деле они их выкупили. Когда дело доходит до фактического производства, они включают консерватизм».
Дэвид Кроненберг также добавил, что пытался снимать сериал для Netflix, однако после съемок двух серий все застопорилось. В итоге платформа решила выпустить полнометражный художественный фильм, но подробности пока неизвестны. А сам режиссер тем временем решил взяться за новый проект под названием «Плащаница». В нем уже заявлен Венсан Кассель.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…