15 сентября 2021 года в Министерстве культуры РФ началась трехдневная защита проектов режиссеров-дебютантов. Всего до защиты допущено 88 фильмов: игровые, неигровые и анимационные дебюты. Победители питчинга вправе претендовать на финансовую поддержку на невозвратной основе, при условии что она будет составлять не более 70% бюджета фильма. Также в настоящее время дорабатывается законопроект, в соответствии с которым Минкультуры РФ сможет финансово поддерживать дебютантов в полном объеме.
«Мы понимаем, что это – наше будущее, – сказала Ольга Любимова во вступительной речи. – Сегодня ребята не укладываются в 8 минут (временное ограничение на презентацию, – КР). Потом они не будут укладываться в свои первые смены. Самое страшное на питчингах – говорить «нет». Зато те, кому ты говоришь «да», радостно убегают, как одиннадцатиклассники, и потом ты видишь их уже на премьере».
15 сентября члены Экспертного совета, оценивающего дебюты, выслушали презентации 28 игровых фильмов и 14 неигровых. В состав совета вошли профессионалы киноиндустрии – режиссеры, сценаристы, продюсеры, фестивальные отборщики, представители телеканалов, а также – впервые – представители цифровых платформ.
«Мы собрали Экспертный совет именно таким образом, чтобы оценить каждый проект с точки зрения его потенциального успеха на платформах, фестивалях и в кинотеатральном прокате, – сообщает Светлана Максимченко. – Мы поддерживаем прежде всего авторское кино, и для нас важно, чтобы получился актуальный фильм, достойный сохранения в истории отечественного кинематографа».
В каждом из представленных проектов чувствовался еще не окрепший, но искренний авторский голос. Особое внимание на питчинге уделялось фильмам для детей и юношества. Вот девушка с лишним весом, объект насмешек одноклассников. Вот трудный подросток, который проходит сложный путь раскаяния и примирения со своей смятенной личностью. Вот тиктокер с понятной для нынешней молодежи мечтой – заработать денег, стать независимым от взрослых и собрать миллион подписчиков.
«Сегодня у молодых режиссеров появился невероятный шанс проявить себя – это большой спрос на контент со стороны цифровых платформ, – говорит режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов. – Дело не в бокс-офисе, а в контакте. Это невероятное ощущение – когда то, что ты делаешь, вызывает споры, какую-то позитивную или негативную реакцию… Когда это волнует людей. У тебя всегда существует потребность слышать обратную реакцию зрителей. И сегодня из-за большого количества платформ молодые авторы имеют эту возможность».
Не все участники питчинга могли похвастаться профильным кинообразованием. Однако создалось впечатление, что это нисколько не мешает им совершенствоваться в любимой профессии. До того как заняться режиссурой полнометражного игрового кино, дебютанты снимали клипы, рекламные ролики, занимались театральными постановками, изучали анимацию… Словом, шли к заветной цели своими уникальными тропами.
«В случае с режиссерами-дебютантами сложно понять, какой проект выстрелит, – продолжает Светлана Максимченко. – В чем-то это лотерея. Надеемся, что мы угадаем несколько дебютантов, которые действительно снимут качественный фильм. Главный фактор успеха, конечно, сценарий. Если он слаб, хорошего кино не получится, какая бы гениальная команда его ни снимала. Поэтому первый этап отбора – именно ознакомление экспертов со сценарными заявками».
Во многих проектах обыгрывалась специфика отдельных регионов России либо ближнего зарубежья: Сибирь, Ингушетия, Калининград, Тверь, а также Киргизия и Казахстан. К работе над картинами активно привлекались местные власти. Главное же, что колорит того или иного места художественно воплощался в сценарии или отснятых эпизодах грядущих фильмов. Представители Министерства культуры считают важной поддержку региональных кинематографий и надеются, что там будут и дальше создаваться киношколы и, соответственно, появятся новые талантливые постановщики.
Действие большинства дебютов происходит в современной России. Лишь два из них напрямую связаны с советским прошлым. В основном авторы живут сегодняшним днем и разбираются в актуальных проблемах. Важнейшая из них – утрата привычных связей между людьми, которая в последние годы обострилась из-за пандемии коронавируса и чрезмерного внимания к социальным сетям. Многих героев терзает чувство одиночества посреди мегаполиса, отсутствие рядом родственной души, несбыточные иллюзии, крушение семьи и нравственных идеалов. Они отчаянно ищут свой жизненный путь и преодолевают всевозможные препятствия, чтобы обрести место под солнцем.
Дополнительно стоит выделить вопросы самоидентификации современных женщин, которые борются с навязанными стереотипами поведения и отстаивают право на личную жизнь, любовь, творческую состоятельность. Этому также посвящено несколько проектов дебютантов, вдохновленных признанными шедеврами мировых мастеров. Среди прозвучавших референсов – «Я шагаю по Москве», «Афоня» и «Осенний марафон» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Любить» Михаила Калика и «Полночь в Париже» Вуди Аллена.
Помимо опасностей цифрового мира и некоммуникабельности, авторы делали акцент на наболевших социальных проблемах. В их числе – домашнее насилие, трудности адаптации сирот, обращение с инвалидами и пожилыми, а также отношение к недоношенным детям. Дебютанты планируют снимать подобные фильмы на стыке художественного кино и документалистики, хотя драматический тон зачастую оттеняется светлой иронией и даже фарсом.
Члены Экспертного совета обращали пристальное внимание на множество аспектов кинопроизводства. Опыт дебютанта, особенности киноязыка, выбор композиций для саундтрека, детали кастинга, планы по дистрибуции ленты, возможная трансформация полнометражного формата в сериальный… Каждый проект получал всестороннюю оценку и взвешенный, неравнодушный анализ.
«Питчинг в этом году очевидно сильнее, чем в прошлом, – подытожил мероприятие его модератор Иван Кудрявцев. – Это чувствуется по энергетике в зале. По вопросам экспертов. Они почти по каждой заявке выходили за рамки хронометража, задавали больше вопросов, чем обычно бывает. Они были очень заряжены, как и дебютанты. Очевидно, что уровень российского дебюта растет. Но, конечно, нужно поработать над жанровым разнообразием. Продюсерам имеет смысл вкладываться в более отчаянные и дерзкие концепты, поощряя новое, свежее, необычное видение».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…