Во второй главе криминальной саги Юрий Быков продолжает раскрывать мрачный мир «лихих» 1990-х – эпохи, где моральные ориентиры растворились в крови и выстрелах. Действие вновь переносит зрителя на Дальний Восток, где власть, совесть и выживание давно утратили четкие границы. Сам режиссер изначально подчеркивал, что обе части «Лихих» снимались как единое полотно – без разрывов и сезонных рамок, как большой фильм о поколении, которое оказалось между законом и беззаконием. Рассказываем, насколько громким вышел финал истории о семье, которая ввязалась в преступные дела.
Главная линия связана с «командировкой» Павла и Жени Лиховцевых вместе с криминальным авторитетом Юрой Крабом в столицу: семейный союз должен оказать поддержку лидеру банды Джему, которого вызвал на «разбор» вор в законе по кличке Тунгус. Эта поездка становится для них серьезным испытанием профессионализма и верности. Одновременно развивается линия противостояния молодежного бизнесмена Ильяса Валиева и местных криминальных структур. Перспективный предприниматель возвращается в Хабаровск и, заручившись помощью следователя Кармазова и прокурора Шапиро, активно сопротивляется воровской «власти».
История включает несколько временных плоскостей: наряду с происходящим в 1990‑х, спустя 20 лет Женя и его жена Лиза должны определить судьбу своего сына Паши. Те, кто когда-то участвовал в криминальных схемах, теперь сталкиваются с последствиями своих поступков. Быков показывает, как прошлое продолжает влиять на жизнь героев, даже когда они пытаются изменить ее. Герои вынуждены отвечать за то, что сделали сами и что передали своим детям. В данном случае, наследство уж точно не выбирают.
Павел Лиховцев (Артем Быстров) по‑прежнему строг и молчалив, но на экране все чаще видна усталость и тревожность. Теперь отец взвешивает опасность, которой подвергнута семья, и постепенно осознает личные границы между долгом и совестью. Артем Быстров изящно передает внутреннюю борьбу героя через изменения мимики и интонаций. Глава семьи слишком поздно осознает во что втянул своих близких. Женя Лиховцев (Егор Кенжаметов в молодости и Евгений Ткачук в настоящее время) становится более зрелым и осторожным – подростковая непосредственность уступает место тяжелому опыту. Его герои чередуют минуты слабости с решительными поступками. Отец отважился украсть сына у матери и провести «воспитательную беседу» в тайге. Мальчик становится заложником обстоятельств и спустя время даже проникается историей своего «старшего».
Лиза (Анна Завтур) из тревожной девушки превращается в женщину, способную принимать сложные решения. Остальные персонажи тоже раскрываются глубже: бандит по кличке Тунгус (Филипп Янковский) предстает как ветеран преступного мира, уставший от постоянной борьбы. Молодой Ильяс (Аскар Ильясов) становится противоположностью старшему поколению. Парень действует решительно, но не по наитию – его поступки продиктованы осознанием реальности и стремлением сохранить человеческое достоинство в условиях, где это почти невозможно. Отдавать завод (детище своего отца) преступной банде парень не намерен. Из-за чего каждый диалог с Крабом нагнетает уйму саспенса. Благодаря таким деталям второй сезон «Лихих» выглядит более сбалансированным: он отходит от черно-белого противопоставления «жертвы и преступника» и показывает, что в мире Быкова моральные границы размыты для всех.
Режиссер сохраняет ритм – длительные кадры без быстрых склеек и монтажных «рывков» создают ощущение документальности происходящего. Кадры с охоты в тайге сменяются сценами московских улиц, но везде сохраняется одна стилитика – приглушенная цветовая палитра и естественное освещение. Камера часто находится близко к героям: крупные планы лиц фиксируют каждую эмоцию.
Благодаря операторской работе Глеба Вавилова мир сериала выглядит цельным и узнаваемым – будь то заснеженные дороги Комсомольска-на-Амуре или шумная подземка необъятной столицы. Различие в локациях подчеркивает разницу между миром героев – природа на Дальнем Востоке представлена как беспокойная и враждебная среда, а город – как лабиринт криминальных хитросплетений.
Переключение между временами и событиями организовано так, что детали прошлого сливаются с сегодняшним днем. Параллельные сюжетные линии (Москва 1990-х, сопротивление «воровской власти» и сюжет 2020-х) бескомпромиссно раскрывают причинно-следственные связи. Введение реальных исторических событий (например, теракт в кафе «Чародейка» и его последствия) придает сюжету дополнительную напряженность. Джем бьет телевизор и огрызается на подчиненных от понимания того, что вся построенная «империя» идет ко дну. Трагедия, произошедшая 22 февраля 2001 года, показана со всей документальностью.
Сценарий умело балансирует между криминальными событиями и семейной драмой: герои иногда оказываются перед выбором «семья или «братва»», и такая дилемма развивается постепенно. Предметом обсуждения являются не романтика времени, а суровые будни участников гангстерского мира. Пространство экрана наполнено холодными красками и тяжелым воздухом неопределенности. Герои часто молчат – паузы между репликами зачастую говорят больше слов. Тема власти выражена через конфликт поколений. Персонажи из разных эпох борются за контроль: Ильяс против «общаковцев», Тунгус против Джема, Кармазов – за справедливость против циничной системы.
Если первый сезон был локальной притчей о провинции, то второй превращает Москву буквально в антиутопию. В новой среде герои теряют даже те крохи человечности, что у них были. Оказывается, что «большие люди» из столицы не умнее и не чище, просто богаче и влиятельнее. Смена декораций не приносит очищения – лишь усиливает ощущение, что выхода нет. Люди говорят о деньгах, но между строк слышится тоска по ценностям, которые давно испарились.
Танец Сальмы Хайек со змеей, первая «звездная» роль Джорджа Клуни на большом экране, сценарий, написанный Квентином Тарантино за гонорар всего…
Впервые все части «Тетралогии» Алексея Рыбникова – масштабного цикла, сопоставимого по сложности и колоссальности замысла с «Кольцом Нибелунгов» Рихарда Вагнера,…
Продолжительные рабочие отношения Гая Ричи и Джейсона Стэтхэма в скором времени принесут новые плоды: британцы вновь объединятся для съемок боевика…
«Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Аутсорс», «Топи»… Казалось бы, как можно было уместить в своей актерской копилке центральные роли…
Обаяние Алексея Розина абсолютно. Его герои располагают своей надежностью и мощным мужским началом. На счету актера достаточно фестивальных жемчужин и…
В следующем году Московский международный кинофестиваль пройдет в 48-й раз. Смотр объявил даты проведения – с 16 по 23 апреля.…