Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > От «Суспирии» до «Дрожи»: Великие ужасы Дарио Ардженто

От «Суспирии» до «Дрожи»: Великие ужасы Дарио Ардженто

7 сентября 2025 /
От «Суспирии» до «Дрожи»: Великие ужасы Дарио Ардженто

К 85-летию признанного мастера джалло.

Будучи одним из пионеров итальянского поджанра, известного как джалло, своим выверенным саспенсом и яркой эстетикой Дарио Ардженто задал стандарт для фильмов ужасов 1970-х и 1980-х. Его стиль, пугающий и восхищающий одновременно, нашел отражение в произведениях массы постановщиков. Влияние Ардженто заметно и в работах многих современных режиссеров, в числе которых Джеймс Ван, Ари Астер и Эдгар Райт. К 85-летию итальянского мастера «КиноРепортер» вспоминает его великие ужасы.

«Птица с хрустальным оперением» (1970)

Первый блин не всегда выходит комом. Дебютная лента Ардженто хоть и лишена огромного количества ярко-красных оттенков, фигурирующих во многих его будущих работах, но все же считается основополагающей для джалло 1970-х. Первая часть «животной» трилогии режиссера представляет собой классический детектив, сосредоточенный на американском писателе по имени Сэм, который становится свидетелем убийства женщины в художественном музее. Преступник у Ардженто как всегда невидим для зрителя и выделяется только черными перчатками и ножом в руке.

В основу фильма лег роман Фредерика Брауна «Кричащая Мими», который Ардженто сильно переработал. Недостаток крови и кишок в «Птице с хрустальным оперением» компенсируется отличным саспенсом, саундтреком Эннио Морриконе, «убийственным» поворотом сюжета и наэлектризованным финальным актом. Уже здесь можно заметить множество концепций, технических решений и визуальных маркеров, которые будут фигурировать в фильмах Ардженто на протяжении всей его карьеры.

«Кроваво-красное» (1975)

Экстрасенс Хельга Ульман приезжает в Рим на конгресс парапсихологов. Во время лекции у женщины начинается припадок – она утверждает, что видит смерть и слышит детскую песенку, а сам убийца якобы находится в этом помещении. Тем же вечером сосед Хельги, пианист Маркус Дейли, видит, как кто-то зверски атакует девушку. Мужчина устремляется в ее квартиру, но не успевает: в разгромленном жилище его ждет лишь тело дамы. Пианист решает во что бы то ни стало найти убийцу и начинает собственное расследование.

«Кроваво-красное» часто называют лучшим фильмом Ардженто. Он похож на многие другие его работы, но именно в этом джалло все сделано первоклассно: сложная и запутанная хичкоковская загадка, прекрасные визуальные эффекты, «кровавое» насилие, культовая музыка группы Goblin (первое сотрудничество исполнителей и постановщика) и великолепная химия между Дэвидом Хеммингсом и его партнершей Дарией Николоди. А сколько здесь мощных сцен, отпечатывающихся в памяти: от мчащейся прямо на вас уродливой марионетки до финала, где шокирующий поворот с личностью убийцы сменяется его жуткой кончиной.

«Суспирия» (1977)

Сьюзи Бэннион (Джессика Харпер) – американская балерина, переехавшая в Германию, чтобы учиться в знаменитой танцевальной академии. Однако вместо знаний девушка встречает демоническую сущность: так уж получилось, что студией управляет шабаш ведьм.

Еще одна часть трилогии. На этот раз «Трех матерей», сборника сверхъестественных ужасов про древних ведьм, решивших править миром. Написанный в соавторстве со звездой «Кроваво-красного» Дарьей Николоди (гражданской супругой Дарио) и будоражащий жутким саундтреком за авторством Goblin, этот фильм – сплошной всепоглощающий кошмар, от которого невозможно отвернуться. Только сцену в комнате с бритвами можно смело назвать одной из самых дискомфортных вещей, что вы когда-либо увидите.

Ардженто словно погружает зрителей в более кровавую версию «Белоснежки» или «Алисы в стране чудес». Режиссер делает акцент на дезориентации, тревоге и геометрии страха. Замысловатые узоры, переливающиеся синими, зелеными и красными оттенками, были сняты с использованием устаревшей техники под названием трехпленочный «Техниколор», от которой в значительной степени отказались в 1950-х. Что не помешало постановщику задействовать ее для создания перенасыщенного «сказочного» цвета, который закрепил за фильмом статус культовой классики.

«Дрожь» (1982)

В «Дрожи» Ардженто вернулся к привычному жанру джалло после изучения сверхъестественной тематики в «Суспирии» и «Преисподней». Фильм рассказывает историю очередного американского писателя, приехавшего в Италию для продвижения своего детективного романа. Однако герой неожиданно оказывается в центре серии убийств – некто использует творчество мужчины в своем кровавом ремесле. При этом писателя увлекает идея поимки убийцы, и он медленно, но верно погружается в мир смертей, порока, секса и насилия.

«Дрожь» – это, по сути, мета-размышление Ардженто о его карьере. Ведь режиссер в 1980-е также столкнулся с одержимыми фанатами. Один из них звонил Дарио, когда тот находился в Лос-Анджелесе. Поначалу эти разговоры были, по словам Ардженто, даже приятными. Но вскоре они стали не только настойчивыми, но и пугающими. Звонящий критиковал постановщика за разрушительное психологическое воздействие его работ. Дело дошло до угроз убийством. Дарио пришлось даже сменить район проживания, поскольку овладевший им страх не позволял работать. Однако фанат каким-то образом нашел режиссера и на новом месте. Тогда постановщику пришлось вернуться в Италию.

«Феномен» (1985)

Критики часто сравнивают «Феномен» с романом Стивена Кинга «Кэрри». Фильм Ардженто рассказывает о девушке Дженнифер Корвино (Дженнифер Коннелли) с экстрасенсорными способностями, которая переводится в частную женскую школу. Героиня может управлять насекомыми, и свой дар она направит на поиски маньяка, совершающего зверские убийства.

На этот раз Ардженто берет основополагающий элемент джалло – незнакомца с загадочной предысторией – и добавляет к нему телепатию, лунатизм, умного шимпанзе, лужи личинок, судебную энтомологию, школьных хулиганов и маленького урода. Совершенно безумное сочетание, которое смогло бы сработать только у Дарио.

«Ужас в опере» (1987)

Один знаменитый образ выделяется в этом фильме больше, чем любой другой. Тот, что украшал различные версии его рекламных постеров и с тех пор преследует зрителей в кошмарах. Это женщина, чей рот заклеен скотчем, а к ее щекам прикреплены иглы, направленные в выпученные от страха глаза. Сразу понимаешь, что тебя ждет классический Ардженто. 

«Ужас в опере» играет на главном театральном суеверии, используя для этого «Макбета» Уильяма Шекспира. Одну из величайших трагедий всех времен, которая считается проклятой. Ее название ни в коем случае нельзя произносить в театре, иначе жди беды. В фильме актрису по имени Бетти (Кристина Марсиллах), которая должна сыграть леди Макбет, несколько раз похищает убийца, удерживая ее в плену и заставляя смотреть, как он совершает ужасные преступления. Эффектная обстановка оперного театра обрамляет жуткое зрелище с фирменными для Ардженто кровью и саспенсом.

«Синдром Стендаля» (1996)

Еще одно глубоко личное произведение Дарио. Оно основано на реальном недуге, которым Ардженто страдал в детстве: собственно, синдроме Стендаля, вынесенном в название. Выражается он в том, что при взгляде на любое произведение искусства у человека развивается сильный стресс от эстетических переживаний, который может сопровождаться частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями.

Ардженто пережил подобный опыт во время экскурсии по Афинам с родителями. Юный Дарио поднимался по ступеням Парфенона, когда его охватил непонятный ступор, из-за которого он на несколько часов потерял связь с родителями.

По сюжету фильма, детектив Анна Манни отправляется во Флоренцию, чтобы схватить серийного насильника и убийцу Альфредо Гросси. Но во время посещения музея девушка переживает синдром Стендаля. Узнав о состоянии Анны, Альфредо использует ее недуг, чтобы лишить героиню рассудка, после чего похищает ее и подвергает невыносимым испытаниям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: