Кино

Что смотреть после нового «Бэтмена»

«Бэтмен» с Робертом Паттинсоном и Зои Кравиц был вдохновлен массой знаменитых произведений, от песен группы Nirvana до киношедевров XX века. Многие из них режиссер Мэтт Ривз смотрел на пару с оператором Грегом Фрейзером, дабы совместными усилиями сформировать визуальный облик своего фильма.

Каждая из этих лент может доставить немало приятных минут и вам, если после «Бэтмена» вы задались резонным вопросом: что бы эдакого посмотреть в том же духе? В общем, любите и жалуйте – предлагаем вашему вниманию 7 классических и современных картин, которые продлят удовольствие от пребывания в мрачном дождливом Готэме еще на несколько вечеров.

«Французский связной» (1971)

Легендарный полицейский триллер Уильяма Фридкина, обласканный критиками и осыпанный «Оскарами», – нетленная история сурового копа по кличке Попай (Джин Хэкмен), который охотился за подлым наркоторговцем (Фернандо Рей). Предельно приземленная атмосфера неуютного Нью-Йорка с валящим из люков паром и тревожным холодным светом фонарей перекочевала в «Бэтмена» именно отсюда: Мэтт Ривз пытался воскресить тот же уличный дух 1970-х, который мастерски запечатлел Фридкин.

Да и сам откровенно отталкивающий портрет прогнившего общества, циничного, испорченного, способного на любую гадость, во «Французском связном» и «Бэтмене» почти идентичен. Здесь же стоит упомянуть и «Таксиста» Мартина Скорсезе, герой которого, подобно Брюсу Уэйну и Попаю, возомнил себя борцом за справедливость. Только, в отличие от них, в итоге потерял голову и, что называется, попутал берега. От благородного стремления восстановить закон и порядок легко скатиться в жестокий необузданный самосуд.

«Клют» (1971)

Еще один хит Нового Голливуда, вышедший в урожайном 1971-м (тогда же, кстати, появились «Заводной апельсин», «Грязный Гарри», «Соломенные псы», «Последний киносеанс» и «Шафт» – неплохой набор, согласитесь). Под чутким руководством режиссера Алана Дж. Пакулы детектив Джон Клют в исполнении Дональда Сазерленда расследует загадочное исчезновение своего товарища. Важной зацепкой становится его письмо в адрес девушки легкого поведения Бри Дэниелс (Джейн Фонда). Сыщик устанавливает за ней слежку, но сохранить чисто рабочие отношения им, естественно, не удается.

Этой ленте «Бэтмен» обязан романтической линией Брюса Уэйна и Селины Кайл (Женщина-кошка). Они тоже параллельно ведут расследование: мужчина разыскивает Загадочника, а женщина выясняет, куда пропала ее подруга. Клют с Бэтменом свято уверены только в собственной правоте, но соратницы убеждают их, что в реальности истина гораздо сложнее. Да и эстетически оба фильма – родственные души. Минимум цветов, максимум теней, неонуары во всей красе. «Клют» стал одной из первых операторских работ замечательного Гордона Уиллиса, который вслед за этим снимет трилогию «Крестный отец» и шедевры Вуди Аллена вроде «Энни Холл» и «Манхэттена».

«Китайский квартал» (1974)

Джек Николсон с перевязанным носом в образе частного детектива Джейка Гиттеса – такая же икона жанра, как и, скажем, вооруженный сигаретой Хамфри Богарт из «Мальтийского сокола». А сам фильм, вершина творчества Романа Полански, до сих пор сражает наповал блистательным остроумием и рассыпанными по сюжету интригующими загадками. Мэтт Ривз тоже не остался к нему равнодушен: тематически «Китайский квартал» повлиял на «Бэтмена» не менее ощутимо, чем «Французский связно» – визуально. 

Лос-Анджелес Полански отравлен ядом коррупции, беззаконие здесь процветает, а добро далеко не всегда побеждает зло. Да и сами эти понятия усложнились до предела, став частью общего пугающего шифра, который с риском для жизни разгадывает герой Николсона. В Готэме Загадочник приговаривает к смерти сильных мира сего, погрязших в темных делишках. В «Китайском квартале» за злодейства тоже отвечали наделенные властью воротилы, а коварнейшего из них играл выдающийся режиссер Джон Хьюстон – автор упомянутого «Мальтийского сокола».

«Вся президентская рать» (1976)

Главная журналистская драма всех времен, которую, как и «Клют», поставил Алан Дж. Пакула (а за камерой стоял тот же Гордон Уиллис). Дастин Хоффман и Роберт Редфорд два с лишним часа болтают по телефону, и от наблюдения за этим решительно невозможно оторваться. Играют они реально существовавших репортеров Карла Бернстайна и Боба Вудворда, затеявших расследование махинаций президента Ричарда Никсона. Что в итоге привело к знаменитому Уотергейтскому скандалу и отставке главы государства в августе 1974-го.

Грязные коррупционные игры, которые разоблачали Вудворд с Бернстайном, – предтеча аналогичной заразы, настигшей Готэм. Журналисты из «Всей президентской рати» и печальный миллиардер Брюс Уэйн – одиночки, во многом идеалисты, бросившие вызов системе в надежде добиться глобальных перемен. Персонажам Хоффмана и Редфорда это действительно удалось. У Бэтмена же все впереди. Кстати, мэр Готэма Дон Митчелл и окружной прокурор Гил Колсон недаром носят такие фамилии: прокурором при Никсоне был Джон Митчелл, а Чарльз Колсон являлся его советником и одним из главных фигурантов Уотергейтского дела. 

«Семь» (1995)

На этом мы, пожалуй, расстанемся с Новым Голливудом и переместимся в 1990-е. Когда так молод был Брэд Питт, а Кевина Спейси еще никто не успел отменить. В «Семи» Дэвида Финчера герои Питта и Моргана Фримана, детективы Миллз и Сомерсет, выслеживали серийного убийцу, который планомерно уничтожал мирных и не очень американских граждан. Каждый из погибших олицетворял один из смертных грехов, а маньяк оставлял на местах преступлений загадки разной степени сложности. Причем последнюю из них он приберег до финала, и лицо негодяя мы не видим до самого конца.

Загадочника, собственно, Мэтт Ривз тоже дает рассмотреть только спустя два часа. Однако его зловещая фигура незримо присутствует где-то рядом, пока Бэтмен с ног сбивается, стараясь предотвратить очередное убийство. Дэвид Финчер вдохновлялся классическими нуарами 1940-х и их новоголливудскими потомками, цветовая палитра фильма предельно мрачна и пессимистична, а персонажи нередко мокнут под тоскливым ледяным ливнем.

В общем, параллелей между «Семью» и «Бэтменом» столько, что многие даже называли ленту Ривза вольным ремейком картины Финчера. Хотя, конечно, оба произведения абсолютно самодостаточны, а подобные переклички лишь делают каждое из них еще колоритнее.

«Хорошее время» (2017)

После просмотра этого нервного триллера братьев Сэфди Мэтта Ривза посетила лучшая идея за всю его карьеру – позвать Роберта Паттинсона на роль Бэтмена. К тому времени все адекватные зрители давно перестали клеймить актера за роль сексуального вампира Эдварда Каллена в «Сумерках»: он сполна реабилитировался отличными перфомансами в необычных авторских проектах вроде «Космополиса» Дэвида Кроненберга и «Затерянного города Z» Джеймса Грэя.

«Хорошее время» же, где герой Роберта по имени Конни неудачно ограбил банк, в очередной раз доказало, что Паттинсон способен легко и непринужденно тащить на своих плечах фильм со сложной драматургией, бешеной динамикой и взрывными характерами. «Бэтмен», конечно, – кино совсем другой ритмики, но харизма Паттинсона здесь идеально пришлась ко двору. Брюс Уэйн, подобно Конни, пытается удержать внутренних демонов в клетке, но когда те вырываются на свободу, воцаряется сущий хаос.

«Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (2021)

Разумеется, при работе над новым «Бэтменом» нельзя было обойтись без оммажей «Бэтменам» более ранним. Причем не блокбастерам Кристофера Нолана, а, прежде всего, старым-добрым комиксам: « Год второй», «Эго и другие истории», «Шаман»… Мэтт Ривз многое почерпнул оттуда при создании образа Бэтмена, как по части психологии, так и по дизайну костюма (Роберт Паттинсон вообще перенял манеру движения своего героя из «Шамана»). Ну а из анимационных произведений вселенной DC главным источником вдохновения стала дилогия «Долгий Хэллоун», где Бэтмена озвучивал Дженсен  Эклс, – Дин Винчестер из «Сверхъестественного».

Там орудует таинственный психопат, который совершает убийства строго в знаменательные даты, – Хэллоуин, как видно из названия, или День благодарения. По поручению комиссара Гордона Бэтмен берется за расследование. Компанию ему составляет Женщина-кошка, периодически в их грешную жизнь красиво врывается Джокер, и все это – по атмосфере, сюжету, детективной интриге – блестяще рифмуется с картиной Мэтта Ривза.

И финальная занимательная деталь: комикс «Долгий Хэллоуин» создал Джеф Лоуб, который преподавал сценарное мастерство в Университете Южной Калифорнии. Как раз на курсе Ривза. Мэтт уже тогда намеревался стать режиссером, и Лоуб всячески настаивал, чтобы его подопечный не бросал писать. Ведь без классных историй даже виртуозно поставленное кино не сможет по-настоящему выстрелить. Не поспоришь!  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад