22 января 2021 года в легендарном 1-м павильоне «Мосфильма» пройдет XIX торжественная церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел».
В нескольких номинациях на премию Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» претендуют «Союз спасения», «Стрельцов», «Дорогие товарищи!» и «Блокадный дневник». Среди других фильмов и сериалов, получивших номинации, — «Лед 2», «Дипломат» и «Триггер». «КиноРепортер» публикует комментарии их создателей — режиссеров, продюсеров и актеров — о своей работе.
«Союз спасения»
14 номинаций: лучший фильм, лучший сценарий, лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана, лучшая операторская работа и др.
Андрей Кравчук, режиссер: «Актуальность фильма в том, что в любое время существует жажда перемен, всегда есть люди, недовольные властью, оппозиция. Фильм о том, на что каждый готов пойти ради достижения своих целей, как далеко готов зайти и к чему все это может привести. А споры историков продолжаются по сей день: восстание — путь к свободе или несчастью, декабристы — герои или предатели?»
Максим Матвеев, исполнитель главной мужской роли: «Сначала мне показалось странным определение «диктатор». В моем представлении диктаторы — это Гитлер, Муссолини и иже с ними. То есть властные маньяки. Мой персонаж совсем иной. Он мягчайший человек, который не хотел кровавой расправы. Уже потом я осознал, что слово «диктатор» тогда означало совсем другое — человека, который был готов взять на себя ответственность за произошедшее. Так что сыграть князя Трубецкого было любопытно».
Софья Эрнст, исполнительница роли Анны Бельской: «Когда продумывала, какой будет моя героиня, просто представила себе ситуацию. Вот ты влюбилась, он такой весь из себя герой. А потом вильнул куда-то не в ту сторону. И как-то его надо выдернуть, во что бы то ни стало попробовать, попытаться. Что можно положить на эту чашу весов? С одной стороны — его амбиции, с другой — наши отношения».
Александр Домогаров, исполнитель роли графа Милорадовича: «Милорадович — олицетворение долга, чести и служения государю. Ничего другого там нет. Я пытался представить, что чувствует человек, когда влетает на белом коне к нескольким тысячам солдат. Надо быть уверенным и понимать, что ты пользуешься авторитетом. А он был уверен, что ему удастся их повернуть назад, а уже потом все будут разбираться. Он же и в речи сказал, что каждого за руку подведет к императору и каждого простят».
Иван Колесников, исполнитель роли великого князя Николая Павловича: «Ему привезли жену и детей, которые в момент самого путча находились за его спиной, буквально в ста метрах от него. И он понимал, чем это может закончиться не только для него, но и для жены и детей. Поэтому он тогда даже не почувствовал, что за ним Россия. И это стало для меня ключевым моментом оправдания моего героя. Да, Николай I стал Николаем Палкиным после этого, но по записям у него до восстания были неплохие реформы. Он много чего хотел изменить в государстве в лучшую сторону, но что произошло, то произошло и полностью изменило историю».
«Стрельцов»
10 номинаций: лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая операторская работа и др.
Илья Учитель, режиссер: «Жизнь Эдуарда Стрельцова — уже лихо закрученный сюжет. Причем он был не только гением, но еще и в некотором смысле безумным человеком, романтиком, стилягой, Есениным от футбола, и мы хотели показать его именно таким. А вообще этот фильм осуществил мою мечту — совместить футбол и кино. Я с детства болен футболом: почти каждое утро у меня начинается с просмотра футбольных новостей. Когда был маленьким, дедушка рассказывал мне про Стрельцова, а в более сознательном возрасте я старался воспринимать эту историю уже с кинематографической точки зрения. Конечно, для меня большое счастье к ней прикоснуться».
Стася Милославская, исполнительница главной женской роли: «Моя героиня Алла — нежная и утонченная девушка, воспитанная и правильная. А хорошие девочки выбирают хулиганов, своенравных и дерзких парней. Так что Стрельцов ее обворожил, хотя поначалу, конечно, никакой симпатии у нее к нему не было: она думала, что это просто очередной дурачок-футболист, который только и умеет мяч пинать, а в голове у него опилки. На самом деле все оказывается совсем не так».
Александр Петров, исполнитель главной мужской роли: «С этой ролью смешно получилось: я зашел на один киношный сайт и увидел информацию: «Фильм «Стрельцов», в главной роли — Александр Петров». А я ничего про это не знаю! Думаю: почему тогда никто не звонит? Позднее мы встретились с Ильей Учителем и устроили честные пробы. Но к съемкам я был готов задолго до них. История Стрельцова впервые увлекла меня, когда мне было, может, лет 8 или 9. Я посмотрел всевозможные документальные фильмы, прочитал все книжки, связанные с этим человеком».
Александр Яценко, исполнитель второстепенной мужской роли: «Я всегда, независимо от того, кого играю, стараюсь прочитать сценарий как можно большее количество раз. После четвертого примерно раза герой уже начинает жить в тебе самостоятельно, в какой-то общей истории. Чем лучше знаешь сценарий, тем проще понять мотивы героя.
А в случае персонажей вроде моего Постникова это особенно важно».
«Блокадный дневник»
6 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая женская роль и др.
Андрей Зайцев, режиссер: «Блокадники часто говорят, что в блокаду было много плохого, но хорошего было больше — человечности, доброты, помощи, самопожертвования, когда люди отдавали последнее, спасали кого-то, погибая сами. В этом и заключается суть фильма — почему в результате город выстоял, и мы победили».
Ольга Озоллапиня, исполнительница главной женской роли: «Готовиться было сложно, потому что я ничего не знала о блокаде. Вообще ничего! Ты максимум пять минут что-то читаешь или смотришь какой-то архив и либо сидишь, либо стоишь еще минут тридцать, потому что поверить в это невозможно. Мне нужно было собирать материал, я его клеила на стену у себя в комнате, чтобы это шло фоном, пока я готовилась. И буквально под вечер я практически все забывала, потому что моя психика этого не выдерживала. Она как подводная лодка опустилась глубоко-глубоко месяца на три и потом всплыла наверх».
«Дорогие товарищи!»
5 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая женская роль и лучшая работа художника-постановщика.
Андрей Кончаловский, режиссер: «О событиях в Новочеркасске я слышал еще в 1960-е. Но особенно они меня взволновали тридцать лет спустя, когда расстрел рассекретили, стали проводить расследование, публиковались свидетельства очевидцев. Работая над сценарием, я опирался на них, а также на стенограммы тогдашних партсобраний — документальные фрагменты даже вошли в фильм. Но «Дорогие товарищи!» — не документ, а художественное высказывание».
Юлия Высоцкая, исполнительница главной женской роли: «Люда — коммунистка, человек, прошедший войну, видевший смерть. И для того чтобы выстоять в войну и дальше продолжать жить, впереди должна быть идея, к которой есть стремление. И в тот момент этой идеей не могло быть казачество или какая-то внутренняя свобода. Должна была быть воля к действиям во имя коммунизма. Мне в работе над ролью очень помогло присутствие в кадре прекрасного казака, который играл деда. Его говор, абсолютная органика… Надо было просто влиться в эту музыку и не фальшивить».
«Лед 2»
3 номинации: лучший фильм, лучший режиссер и лучшая женская роль второго плана.
Жора Крыжовников, режиссер: «Лед 2» — это про любовь, про сопереживание, про то, как выстоять. Но глобально это жизнеутверждающая история про то, что если ты умеешь любить, то все получится. Мне кажется, надо быть совсем инфантильным, незрелым человеком, чтобы про такую историю сказать: «Ой, мне не понравилось, тяжелое».
Мария Аронова, исполнительница женской роли второго плана: «Я ранее никогда не снималась в сиквелах. И мне вначале было не по себе, потому что второй раз в одну реку не входят. Но здесь с персонажами, которые родились у нас в первом фильме, что-то происходит. Эти люди начинают как-то по-другому себя проявлять, показывать зрителю иную сторону своего характера, своих эмоций. Было страшно, но интересно».
Надежда Михалкова, исполнительница женской роли второго плана: «Жора Крыжовников видел мою героиню, социального работника Аню, очень хорошей, искренней, светлой девушкой. Она честно пытается выполнять свою работу, но при этом старается помочь человеку, который, нарушая определенные правила, никак не может получить своего счастья. Чем-то она мне напомнила девушку-адвоката из «Мимино». У нас с Сашей Петровым и вне кадра сложились отношения, похожие на те, что у наших героев. Мы с ним совершенно разные по темпераменту: он шпарит, а я гашу».
«Калашников»
Номинация – лучшая мужская роль.
Юра Борисов, исполнитель главной мужской роли: «Я изобразил Калашникова простым, уверенным в себе, добрым. Когда готовился к роли, я опирался на его книги, воспоминания. Еще пытался повторить особенность речи Михаила Тимофеевича, но в итоге мы с режиссером Костей Бусловым решили этого не делать. Калашников был с Урала, а там мужики разговаривают жестко, иногда комично, и если так будет звучать весь фильм, то зрителю это может надоесть».
«Дипломат»
3 номинации: лучший фильм/мини-сериал, лучшая женская роль на ТВ, лучшая мужская роль на ТВ.
Денис Евстигнеев, продюсер: «Главной задачей было показать, что наш герой очень успешный дипломат. Но в то же время совсем не успешен как дипломат дома, в своей личной жизни. Вот этот конфликт, собственно, и есть основа сериала. Нам с Константином Львовичем Эрнстом он показался очень интересным».
Светлана Немоляева, исполнительница главной женской роли: «Мне предлагают роли по возрасту, по сути и по внутреннему миру. В «Дипломате» у меня очень занятная героиня: не какая-нибудь старая бабка, а вдова генерала — бойкая тетка, которая на бегах играет, еще и внучку тиранит. Когда предлагают такие роли с судьбой, с характером и оригинальным сюжетом, мне всегда очень интересно».
Александр Лазарев-мл., исполнитель главной мужской роли: «Единственное, что может нравиться в моем герое, — это его невероятная отзывчивость и работоспособность. А в остальном — у него две семьи, любовницы, и он очень занят целый день, решая их вопросы. Никому никогда ни в чем не отказывает, все время на пределе. Кругом его окружает ложь: как он лгал всю жизнь, в итоге жизнь ему этим же и ответила. Однако это очень смешная комедия, и я хохотал в голос, еще когда читал сценарий».
«Ученица Мессинга»
3 номинации: лучший сериал, лучшая женская роль на ТВ, лучшая мужская роль на ТВ.
Артем Чащихин-Тоидзе, продюсер и автор сценария: «Фигура Мессинга чрезвычайно мифологизирована. Конечно, он был неординарной личностью и поцарапал зеркало истории, но был ли он магом и чародеем? Это остается под вопросом. И кстати, он очень много чего боялся — застрять в лифте, оказаться запертым в ванной. Даже обычные черные кошки вызывали у него ужасный страх».
Татьяна Чердынцева, исполнительница главной женской роли: «Она не догадывалась или, по крайней мере, не придавала этому значения, но были моменты в детстве Ольги, когда она совершенно случайно предсказывала какие-то вещи. Мессинг увидел мою героиню и тут же почувствовал, что в ней что-то есть. Если у ребенка музыкальный слух, его надо развивать. А как поступить с этими способностями? Мне кажется, тут тонкая грань. Это может быть опасно. Хотя, конечно, потусторонний мир невероятно притягателен».
Юрий Беляев, исполнитель главной мужской роли: «Это один из немногих моих персонажей, обладающий еще и фантастической возбудимостью и такой же огромной уязвленностью. Это один из тех людей, кто страдает из-за собственного дара. Мессинг всегда выступал один, но на своем представлении в Юрмале встретил юную Ольгу и понял, что не может пройти мимо, потому что в девушке чувствовалось очень яркое природное дарование».
«Триггер»
2 номинации: лучший сериал, лучшая мужская роль на ТВ.
Александр Цекало, продюсер: «Идею «Триггера» принесла мне продюсер Александра Ремизова лет пять назад — ей было интересно посмотреть на человека, который может решить все проблемы, а также показать необычный метод решения этих проблем. Пилот никуда не годился, но Ремизова так горела идеей Шерлока-психолога, что сериал начали разрабатывать. В результате получился очень энергичный, жесткий и захватывающий проект с неоднозначным героем».
Максим Матвеев, исполнитель главной мужской роли: «Стрелецкий — человек сложный, но это нормально для того, кто пытается изменить мир. Он делает это хорошо, но испытывает трудности в том, чтобы изменить свою собственную жизнь. Люди вообще часто думают, что любой психолог знает, как жить и что делать, а на самом деле это не так. Все мы люди — у каждого из нас есть слабости и свои причины для поступков. Артем работает с клиентами, провоцируя их, унижая, оскорбляя, и я считаю, что он прав во всем, что делает. Иногда нужно быть прямолинейным и говорить правду. Пусть даже и жестокую».
«Магомаев»
Номинация – лучший фильм/мини-сериал.
Дмитрий Тюрин, режиссер: «Мы снимали по сути романтическую музыкальную сказку, потому что это история о любви, а любовь — сказочное чувство. Хотелось, чтобы зритель сопереживал, ведь история любви Муслима Магомаева и Тамары Синявской — очень непростая. Еще было желание показать не привычный для зрителя сценический образ Магомаева, а то, каким он был в жизни. Внутренний мир этого прекрасного исполнителя очень интересен, а в документальных или хроникальных съемках такого материала совсем немного».
«Заступники»
Номинация – лучший сериал.
Владимир Котт, режиссер: «Сейчас в обществе большой запрос на справедливость, сострадание, надежду — суды должны быть честными. В нашем сериале есть несколько очень жестких судебных дел. Например, 1968 год, дело Натальи Горбаневской, которую положили в психиатрическую больницу, где ей поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». Он был придуман в Советском Союзе, потому что такой болезни вообще нет. Я поэтому и согласился: для меня было важно участвовать в проекте, главный посыл которого — справедливость».
«Зулейха открывает глаза»
Номинация – лучшая женская роль на ТВ.
Чулпан Хаматова, исполнительница главной женской роли: «Я получила много проклятий в связи с выходом фильма. Мало того что были ожидаемые угрозы со стороны радикально настроенной части татарского общества. Но я с удивлением обнаружила, что добавилась еще и претензия на тему осквернения нашей истории. Не только искажения татарского быта, но и исторической правды в целом. Для меня раскулачивание — это убийство, трагедия огромного числа людей. Это преступление. Морально-этическая катастрофа. И вдруг я обнаруживаю, что огромное число людей думает по-другому».
Комментарии