Вспоминаем ключевые проекты шведской актрисы перед премьерой сатирического сериала о киноиндустрии «Ирма Веп».
Несколько лет назад Алисия Викандер буквально не сходила с больших экранов. Творческое будущее, кажется, было ей предначертано с пеленок: девочка появилась на свет в семье театральной актрисы Марии Фал, которая вскоре после рождения дочери развелась с мужем. Обстановка дома дала свои плоды: уже в 7 лет Алисия впервые вышла на сцену Гетеборгской оперы. А 2 года спустя проявила свои таланты в музыке и балете. Переезд в столицу Швеции открыл для нее новые двери: будущая звезда поступила в Королевскую балетную школу, во время обучения в которой успела позаниматься в Американской академии балета в Нью-Йорке.
Однако путь к славе оказался более тернистым, чем можно было ожидать. Танцевальная карьера Викандер быстро закончилась из-за полученных травм, а в театральной школе ей дважды отказали. Алисия пробивала себе дорогу с помощью кастингов – и когда ее взяли в сериал Томаса Альфредсона «Декабрьская мечта» (2005), она едва не бросила школу. За этим последовала вереница короткометражек и первая крупная удача – многосерийная драма «Второе направление» (2008), повествующая о нескольких семьях, обитающих на окраине Гетеборга. Алисия, правда, продержалась в ней один сезон – было объявлено, что ее героиня навсегда уехала в Бостон.
Переломным для Викандер стал 2010 год – она снялась в социальной драме «К чему-то прекрасному» дебютантки Лизы Лангсет. В этой работе актриса отчасти выразила и свою мечту: ее героиня Катарина, жизнь которой буквально переворачивает музыка Моцарта, всеми силами стремится к перерождению. Она устраивается администратором в концертный зал, знакомится с дирижером и, найдя свое место в мире, удивительным образом преображается – внутренне и внешне.
Трансформация на экранах принесла Викандер известность и первые награды, в том числе национальную шведскую премию «Золотой жук». Год спустя актриса уже играла с Биллом Скарсгардом в «Королевских драгоценностях». Через 2 года – с Мадсом Миккельсеном в «Королевском романе». Несмотря на схожие названия, картины значительно отличаются: в первой, разыгранной на стыке суровой реальности и волшебной сказки, Алисия исполнила роль осужденной за убийство ровесника девушки. Во второй – перевоплотилась в молодую королеву, влюбившуюся в придворного врача.
Роман, рожденный одновременно из отчаяния и надежды, был и пылким, и возвышенным. И конечно, закончился трагично – слишком уж разителен был контраст между безвольным невротиком и внимательным гуманистом. Костюмированная драма выиграла два приза на Берлинале – за сценарий и роль короля-распутника (Миккель Фельсгор). И открыла Алисии дверь в мир кино Великобритании и США.
Первые ее шаги, правда, были неуверенными. В 2012 году Викандер играет Кити в «Анне Карениной» Джо Райта, хотя разобрать в ней черты знакомой героини получается с трудом. Даже несмотря на цветущий вид девушки. Слишком мало у нее времени, слишком сильно оттягивает на себя внимание основная сюжетная линия этой трагедии. Еще одна незапоминающаяся роль – в «Пятой власти» 2013-го, где в целом сложно замечать что-то, кроме высветленных в ноль прядей, спадающих на глаза Бенедикта Камбербэтча. Тот с упоением играет символ времени, икону, пытаясь выдать ее за человека.
Проскочив австралийский триллер «Молодая кровь» (2014), Алисия пробует себя в жанре фэнтези, но заметно теряется на фоне Джулианны Мур и Джеффа Бриджеса. Ведьма и охотник на нечисть старой закалки, впрочем, оказываются единственным неоспоримым плюсом «Седьмого сына» (2014) – в остальном у Сергея Бодрова-старшего выходит среднего пошиба проект, в котором слишком многое позаимствовано из других лент такого же уровня.
А вот затем начинается череда уверенных побед Викандер. В «Воспоминаниях о будущем» (2015) Алисия играет реального человека – Веру Бриттен, прошедшую через ужасы Первой мировой. Драма выходит камерной, но тем и цепляет. Сцена в полевом госпитале бьет по нервам, потеря любимых людей тут же отдается болью и в зрительском сердце, а новость об окончании войны внезапно оказывается слишком опустошающей.
В приключенческом боевике Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.» 2016-го Викандер полностью меняет амплуа. Ее Габи Теллер – дочь немецкого ученого-нациста и единственная зацепка для предотвращения возможной ядерной катастрофы. В этом шпионском ретро Алисия прекрасно оттеняет ведущих исполнителей, Генри Кавилла и Арми Хаммера, играющих одновременно идеологических противников и невольных напарников. Ее героиня достаточно своенравна, чтобы в нужный момент двигать сюжет, и прекрасно смотрится в кадре.
Еще одна любопытная роль – искусственный интеллект Ава в картине «Из машины» (до России она добралась только в 2016-м, но в мире прославилась на пару лет раньше). Закрученный триллер с финальным твистом, разыгранный на троих, снял дебютант Алекс Гарленд. Фильм сделал ему имя, а карьеры Донала Глисона, Оскара Айзека и Алисии Викандер получили новый виток развития.
Для шведской актрисы все случилось даже слишком быстро – зимой 2016-го она завоевала «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в «Девушке из Дании». Тогда вдохновляющие истории о трансгендерных переходах только набирали популярность у академиков, а до введения нового регламента (30% второстепенных ролей для ЛГБТ, расовых или этнических групп, женщин и людей с инвалидностью) оставалось время.
Но тренд был очевиден. Награду при этом дали только Викандер, оставив без статуэтки Эдди Редмэйна, сыгравшего популярного художника, чья жизнь полностью поменялась после невинной просьбы жены подменить модель. Мучаются от этого открытия оба, но если Эйнар Вегенер испытывает недоумение, смятение и страх, то на долю Герды также выпадает немало боли, тесно переплетенной с любовью. И Викандер, передавая всю палитру чувств, явно прыгает выше собственной головы.
Та или иная степень душевных терзаний прослеживается во всех героинях Алисии. Молодая мать Эрика в «Отеле» (2013) все той же Лизы Лангсет посещает групповую терапию после того, как ее ребенку диагностируют поражение мозга. Изабель из «Света в океане» (2016) переживает два выкидыша, а затем теряет приемную дочь и любимого супруга. Его, к слову, сыграл Майкл Фассбендер, за которого актриса впоследствии вышла замуж.
В «Погружении» (2017) Вима Вендерса большая часть испытаний достается разведчику Джеймсу Мору (Джеймс МакЭвой) – африканский плен, захлестывающая местные поселения волна насилия и психологическая депривация, которая буквально сводит его с ума. А вот героине Алисии остается вздыхать по былому счастью и изображать влюбленность – химии между персонажами в этой картине так и не случилось.
В картине «Глории» (2020) положение у героини Алисии – иконы фемдвижения США – тоже безрадостное. Развод родителей, болезнь матери, поездка в Индию, где с правами женщин все обстоит крайне плохо, аборт и невозможность иметь детей в дальнейшем… Про «Голубой байу» (2021) и говорить не стоит, учитывая, в каком социальном аду из нищеты, угрозы депортации и судимостей варятся действующие лица.
Иногда кажется, что все свои роли Алисия Викандер уже сыграла, и теперь все повторяется по кругу. Незавидная судьба, полная разочарований и лишений, настигает Софию в «Тюльпанной лихорадке» 2016-го (снова любовный треугольник в исторических декорациях). В «Эйфории» 2017-го (опять Лиза Лангсет) ее героиня вновь вынуждена принимать неизбежное: Викандер играет девушку Инес, чья родная сестра (Ева Грин) неизлечимо больна и хочет добровольно прервать свою жизнь. А в «Предвестнике землетрясения» (2019) персонажа Алисии в очередной раз подозревают в убийстве.
Провалилась и попытка слепить из явной артхаусной актрисы экшен-героиню. Викандер не запоминается ни в очередной части шпионской серии про Джейсона Борна (2016), ни тем более в беззубом перезапуске «Лары Крофт» (2018). Проблема даже не в физических данных артистки (на дворе в конце концов век почти победившего бодипозитива), а в неспособности Алисии естественно выглядеть в подобном антураже. Ну и без соответствующего вклада сценаристов, разумеется, дело не обошлось.
Сиквел «Лары» в итоге подвис в воздухе. Возвращаются к нему примерно раз в полтора года – когда Викандер, предпочитающая нынче тихое семейное счастье, выходит в свет. Последние новости о проекте появились прошлой осенью: тогда Алисия прокомментировала назначение Миши Грин («Страна Лавкрафта») на должность режиссера.
«Было здорово пообщаться с женщиной моего возраста – мы поговорили о трюках, которые планируем для картины», – сказала актриса.
Но все-таки настоящим большим возвращением Алисии Викандер (за исключением эпизодов в визуальной поэме «Легенда о Зеленом рыцаре» и проходного боевика «Беккет» от Netflix) станет сериал «Ирма Веп». Это своеобразная рекурсия, поскольку режиссер Оливье Ассайас переснимает собственный фильм с тем же названием и со съемками ремейка «Вампиров» Луи Фейада в центре сюжета.
Премьера новой «Ирмы Веп» (странное название – всего лишь анаграмма слова «вампир») состоялась на Каннском фестивале. Там показали первые эпизоды, в которых пародия тесно переплелась с реальными проблемами индустрии и подстерегающими на каждом углу соблазнами. И хотя Викандер призналась, что, в отличие от своей героини, никогда не прибегала к услугам личной помощницы, критики утверждают, что со своей задачей актриса справилась.
«Когда Оливье предложил мне эту роль, а я согласилась, он воскликнул: «Отлично, теперь мне нужно все это написать!» Так что никакой речи о том, что я буду играть саму себя, не шло», – заявляет Алисия Викандер.
Артистка также похвалила HBO, где наняли французского режиссера, с порога заявившего, что у его проекта нет сюжета. Для нее самой вызов заключался в том, что она будто бы играла пятерку разных героинь, – актрисы же притворяются кем-то другим в кадре. А еще – в непривычном подходе к съемкам.
«Мы снимали эпизоды не по порядку. Первый, четвертый и восьмой пришлись на одну неделю. И это ошеломляет, особенно если понять, что моя героиня в сериале здорово меняется. Мира ведь на деле борется с тем, что не знает, кто она, если не брать во внимание ее работу и социальное положение».
Сама Алисия, очевидно, с этими вопросами разобралась. Сейчас она делает ставку на семью и воспитание сына – первенец пары появился на свет в прошлом году, однако его пол звезды раскрыли совсем недавно (и с большой неохотой). Поэтому Викандер и Фассбендер подстраивают рабочие графики под нужды семьи, а в случае необходимости едут куда-то втроем. И их умилительные семейные фотографии, с трудом добытые папарацци, каждый раз взрывают интернет.
Комментарии