Самые жуткие и трогательные фильмы о поедании человечины.
Фильмов о каннибализме очень много, что странно. Правда, большинство из них представляют собой однобокие боди-хорроры, демонстрирующие весь ужас этого явления. Но эксплотейшн мы оставим любителям слэшеров вроде «Техасской резни бензопилой» (1974) и «Ада каннибалов» (1979). И сосредоточимся на неочевидных, а порой даже эстетских картинах о каннибализме.
«Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989)
В центре сюжета – не столько люди, сколько ресторан, где все происходит. Альберт Спика – криминальный авторитет, который им заправляет. Ричард – гениальный шеф-повар, который вынужден работать на несносного босса. Джорджина – жена Альберта, которая связала с ним жизнь по расчету. И ее любовник Майкл – продавец из книжного, встречи с которым проходят под носом гадкого мужа в том самом ресторане. Очевидно, в какой-то момент правда всплывает, и Альберт со всей жестокостью наказывает неверную жену. Вы спросите, при чем тут каннибализм? В фильме он подается в качестве совсем не холодной мести, финального хода несчастной Джорджины.
Жуткий и завораживающий наезд Питера Гринуэя на фрейдистские идеи (секс и еда связаны между собой) и, конечно же, на общество потребления. Вообще очень часто убийства в литературе и кино носят метафорический характер, символизируя поглощение или увлечение потреблением, как если бы это было самым главным в жизни. «Ночь живых мертвецов» – сатира на общество потребления, «Американский психопат» – критика яппи-культуры и так далее. Гринуэй, однако, выбирает другой жанр, и высказывание его гораздо тоньше. Но мир его фильма по-прежнему напоминает ад – с десятком бурлящих котлов на кухне и книжными страницами на десерт.
«Деликатесы» (1990)
Эта очаровательная и весьма чудаковатая комедия про любовь, которая победила потребность в человеческом мясе, на деле представлена сборником очень любопытных персонажей. Даже «Амели» чем-то напоминает (и неудивительно: обе картины снимал Жан-Пьер Жене). С той лишь разницей, что действие происходит в постапокалиптической Франции, где мясо становится разменной монетой, и домовладелец, который заведует мясной лавкой, снабжает своих жителей порциями свежайшей человечины.
У него есть бледная дочурка – взрослая дама, которая так и не познала радостей любви. А потому влюбляется она буквально в каждую жертву папы и просит его пощадить несчастного, а он, конечно, не слушает, ворчит и продолжает убивать. Но все меняется, когда на работу в лавку устраивается клоун, обаятельный мужчина и на все руки мастер…
Убийств, крови и прочих подобных вещей здесь практически нет в кадре, зато есть милейшие пантомимы, женщина, у которой не получается покончить с собой, и бригада незадачливых «шахтеров», приплывших по канализационному стоку в поисках вышеупомянутого клоуна. Мило, забавно, занятно, а главное – ведь любой папочка рано или поздно идет на поводу у любимой дочурки и щадит ее кавалера. В таком случае остается лишь позаботиться о том, чтобы этого кавалера не пришиб кто-то еще ради ростбифа.
«Пельмени» (2004)
Изначально новелле из альманаха «Три… Экстрима» (2004), в создании которого также участвовал Пак Чхан-ук, а затем и полнометражный фильм, основанный на жуткой гонконгской городской легенде (о других подобных историях читайте здесь). Ну, то есть как легенде – новости о том, что подпольный фармацевт продает пилюли с продуктами абортов, публиковались на Daily Mail. Тогда это назвали «альтернативной медициной», основанной на многовековых суевериях и фольклоре.
Сюжет «Пельменей» же рассказывает об увядающей актрисе мадам Ли, которая хочет сохранить молодость, карьеру и, конечно же, вернуть страстный секс с мужем. Она жалуется на это тете Мэй из местного ресторанчика. А та в свою очередь «прописывает» ей особые пельмешки с… младенцами. И ведь результат, что интересно, последовал незамедлительно: Ли стала молодеть на глазах, страсть вернулась в ее постель, а люди стали делать комплименты. Вот только стоило ей поделиться рецептом «вечной красоты», как ситуация вышла из-под контроля…
«Ганнибал: Восхождение» (2006)
В этот раз обойдемся без Энтони Хопкинса и Мадса Миккельсена – эти красавцы, материализовавшие на экране облик идеального преступника, и так уже вошли в историю. А в приквеле легендарной трилогии роль юного Ганнибала исполнил Гаспар Ульель, потрясающе красивый и убийственно хищный. Картина наглядно иллюстрирует становление виртуозного убийцы, который не только умело справляется с негодяями, но и испытывает определенного рода страсть к человеческой плоти. И в данном случае каннибализм становится воплощением травмирующего опыта, кровавой аллегорией, которая напоминает, что жестокость порождает жестокость.
В разгар Второй мировой войны юный Ганнибал стал свидетелем убийства всей своей семьи и чудовищного надругательства над младшей сестрой. Он бежит во Францию в надежде отыскать родственников и находит. Но забота леди Мурасаки, жены его почившего дяди, не может унять жажду мести. Тогда Ганнибал решает ступить на долгий путь отмщения и, предварительно почерпнув незаменимых умений у новоиспеченной тетушки, поступает в медицинский колледж. Именно там он научится обращаться со скальпелем и продумает в деталях, как именно расправится с каждым из убийц своей семьи.
«Мы такие, какие есть» (2013)
В центре сюжета – семья Паркер: отец, мать, дочери Айрис и Роуз и сын Рори. Они живут на отшибе, тихие и набожные, и их единственная особенность – режим питания. Паркеры едят людей. Эта древняя традиция не идет на пользу всем членам семьи и даже доводит миссис Паркер до безвременной кончины, но отец настаивает на сохранении рациона. А потому обязанность добывать «еду» ложится на плечи старшей Айрис. Неограниченное употребление людей не может обойтись без последствий: десятки людей пропадают ежегодно, а скорбящие родственники жертв жаждут узнать правду. Так что, когда местная полиция обнаруживает улики, которые ведут к дому Паркеров, отец, дабы обезопасить тайну семьи и спасти детей от позора, принимает безумное решение…
Ремейк мексиканского хоррора 2010 года прославился больше, чем оригинал: фильм засветился на «Сандэнсе» и в Каннах. Кроме того, лента представляет неожиданное амплуа Джулии Гарнер, звезды сериалов «Озарк» и «Изобретая Анну». Но самое интересное здесь – взаимодействие членов семьи, в которой каннибализм выступает аллегорией любой нездоровой традиции. Заставляя детей следовать издавна принятому правилу, Паркеры подвергли их смертельной опасности и буквально поставили крест на будущем.
«Сырое» (2016)
Главная героиня – вегетарианка Жюстин, которая и не собиралась начинать есть мясо. И уж тем более человеческое. Однако стоило ей поступить в колледж, как все вышло из-под контроля: сначала жуткое студенческое испытание с кровью и сырым мясом, затем странное поведение старшей сестры, с которой уже давно не ладятся отношения. Теперь вот – неконтролируемый голод Жюстин, грозящий настоящей катастрофой. А тут еще знакомство с классным парнем, долгожданное, но так не вовремя!
Аккуратный и совсем не кровавый боди-хоррор сняла Жюлия Дюкурно – вторая в мире женщина, получившая главную награду Каннского кинофестиваля за фильм «Титан» (2021). «Сырое» – ее весьма удачное высказывание на тему взросления – о родительском воспитании, генах и прочих не зависящих от бурно созревающего подростка вещах. К тому же Жюстин – девушка, для которой любой физический опыт в новинку, от поцелуя до секса. А нарочно усугубленный голодом, он перерастает в жестокое откровение – коим для многих девочек и является половое созревание.
«Прекрасный литературный клуб мадам Янкеловой» (2017)
Малоизвестная, но очень любопытная израильская картина о тайном женском обществе, где никто не верит в любовь. Поэтому раз в неделю дамы устраивают ужин с чтением, на который приводят кавалеров. А кавалеры в свою очередь отправляются на сосиски. Эстетская драма, где почти нет крови, в первую очередь исследует проблему одиночества, которую героини решают через приобщение к культу. Там, где можно получить приз «Женщина недели» за лучшего мужчину к ужину, а собрав сотню наград, перейти в некую «палату лордов», они могут реализоваться, даже если в обычной жизни мало что из себя представляют.
Главная героиня – стареющий библиотекарь Софи. От «палаты лордов» ее отделяет только одна статуэтка, но ей уже 5 лет не удается заполучить красавчика на литературный ужин. И однажды она случайно встречает полицейского, в которого по-настоящему влюбляется. Вот только он ищет давно пропавшего отца, а потому доверия, возможно, не заслуживает. И все же Софи, поверив в любовь, готова рискнуть не только членством в клубе, но и собственной жизнью. И, кажется, это единственный вариант, когда борец с тайным кровожадным обществом хоть в чем-то побеждает.
«Свежатинка» (2022)
Очаровательная история, которая начинается как ромком, а завершается борьбой девушки Ноа за свои филейные части (это не эвфемизм!) – резидент «Сандэнса». По сюжету, главная героиня, которой категорически не везет со знакомствами в тиндере, случайно встречает идеального Стива в супермаркете. Свидание, коктейль, потрясающий первый секс – и вот Ноа уже собирается на выходные со Стивом в загородный дом. Скорость развития отношений смущает только боевую подругу девушки, которая отправляется на поиски. А Ноа учится спать прикованной и пытается найти общий язык с возлюбленным-каннибалом.
Удивительно то, что диалог в итоге складывается: этим-то «Свежатинка» и любопытна. Но одно дело стокгольмский синдром, а другое – желание выжить любой ценой, которое обращается крайними мерами. Интересно наблюдать в таком контексте за звездой сериала «Нормальные люди» – хрупкой милой Дэйзи Эдгар-Джонс. Но еще занятнее смотрится Себастиан Стэн, который красиво избавляется от амплуа «Зимнего солдата», заступая на сторону независимого авторского кино.
Идея особой связи между маньяком и жертвой, конечно, не нова. Например, испанцы додумались ввести романтический интерес в историю о каннибале раньше: в 2013-м вышел фильм «Каннибал», где поедатель плоти влюбляется в свою жертву. Но в «Свежатинке» оказывается, что нормальные знакомства с нормальными парнями далеко не всегда нормально заканчиваются.
«Целиком и полностью» (2022)
Лука Гуаданьино, конечно, мастер эстетского хоррора – это доказала его версия «Суспирии» Дарио Ардженто, представленная в 2017 году. Но теперь итальянский режиссер неожиданно для всех заставил главного любимца публики Тимоти Шаламе перевоплотиться в бездомного каннибала. В центре сюжета – девушка Марен, которая после смерти матери отправляется на поиски отца, чтобы выяснить, почему человеческая плоть вызывает у нее нечеловеческий голод. В долгом путешествии через всю Америку ее будет сопровождать новый знакомый, очаровательный парень Ли. Дорога сплотит влюбленных, и они все преодолеют, несмотря на то, что их цель – выживание, а еда – человеческое мясо.
Картина, получившая «Серебряного льва» в Венеции за режиссуру, основана на одноименном романе Камиль Де Анджелис. Помимо основной романтической линии, книга также исследует вопросы феминизма, одиночества и ненависти к себе на фоне взросления. При этом Гуаданьино, сделав шаг в сторону от своего привычного стиля, представил в некотором роде собрата «Пустошей» или «Бонни и Клайда» – картину, где юные любовники все бегут и бегут от чего-то, что на самом деле сидит внутри них. И несмотря на то, что кровавого зрелища зрители не дождутся, это все еще захватывающее действо про принятие собственных монстров ради того, чтобы другое чудовище осмелилось остаться рядом.
Комментарии