Статьи

Бюджет на апокалипсис: Как снять шедевр на свои деньги и не потерять все

Ко дню рождения Фрэнсиса Форда Копполы, которому вчера исполнилось 85 лет, мы собрали истории и других режиссеров, которые не побоялись вложиться в свои фильмы. Помимо юбиляра в список попали такие легенды, как Орсон Уэллс, Джордж Лукас и Ричард Линклейтер.

Фрэнсис Форд Коппола

После выхода «Крестного отца» в 1972 году Коппола мог делать все, что угодно, и делал. Доказательство тому – съемки «Апокалипсиса сегодня», которые вошли в историю: такого хаоса Голливуд еще не знал. Именно тогда амбиции режиссера впервые уперлись в потолок. Бюджет «Апокалипсиса» все рос, и в какой-то момент Копполе пришлось заложить дом и машину, чтобы закончить съемки. Картина стала культовой и хорошо заработала. Но уже следующий фильм, в который режиссер сам вложился – музыкальная мелодрама «От всего сердца» (1981), – оставил Копполу в долгах на долгие годы.

И вот спустя 40 лет режиссер снова рискнул и пошел ва-банк, вложив собственные $120 млн в проект мечты «Мегалополис». Ради этого он продал часть своих виноградников в Калифорнии. Сценарий фильма Коппола начал писать еще в 1980-е, но все боялся подступиться к проекту.

«Мегалополис» – это история о любви и борьбе за власть. Актерский состав впечатляет: Адам Драйвер, Форест Уитакер, Шайа ЛаБаф, Обри Плаза, Дастин Хоффман, Джон Войт и другие звезды. Прямо сейчас полным ходом идут тестовые показы, а неугомонный режиссер уже планирует работу над новой картиной. 

Орсон Уэллс

Феноменальный дебют «Гражданин Кейн» стал проклятием для Орсона Уэллса. Несмотря на признание критиков и последующий статус лучшего фильма всех времен, картина провалилась в прокате. Студийные боссы были недовольны: они винили во всем режиссера, которому дали слишком много свободы. Больше свободы у Уэллса не было: все остальные его картины продюсеры беспощадно переделывали либо просто отказывались финансировать. Устав от постоянного давления и критики, в конце 1940-х режиссер уехал в Европу, чтобы спокойно снять там экранизацию «Отелло».

Но не успел Уэллс начать съемки, как итальянский продюсер заявил о банкротстве. Тогда режиссер решил снимать фильм на собственные деньги. Строжайшая экономия породила многие нестандартные решения: так, сцену убийства Родриго снимали в бане, потому что костюмы персонажей еще не были готовы. Но в какой-то момент деньги у Уэллса кончились. Режиссеру пришлось остановить съемки и уехать в Америку, где он рассчитывал на гонорары за актерские работы в чужих фильмах.

Уэллс метался между Европой и Штатами, снова и снова собирая съемочную группу «Отелло». Премьера картины состоялась в 1951 году на Каннском кинофестивале, где она получила главный приз. Критики были в восторге, они называли версию Уэллса одной из лучших экранизаций Шекспира. Но прокату это не помогло, и фильм быстро убрали из кинотеатров.

Джордж Лукас

Давным-давно в далекой-далекой галактике один талантливый парень не смог получить права на любимый с детства сериал, и тогда он придумал свою фантастическую историю. Так родилась франшиза, навсегда изменившая мировую поп-культуру. Первые «Звездные войны» собрали больше $775 млн при бюджете в $11 млн и стали самым кассовым фильмом в истории на тот момент. Казалось бы – кто откажется инвестировать в продолжение? Но студии не спешили выстраиваться в очередь. Дело в том, что у Джорджа Лукаса были права на сиквелы и большую часть прибыли от продажи сопутствующих товаров. Студиям было сложно заработать на продолжении «Звездных войн», да и в повторение успеха мало кто верил.

Во время съемок первой части Лукас заработал гипертонию и переутомление, поэтому снимать «Эпизод 5» самостоятельно он не хотел. В какой-то момент режиссер даже думал продать франшизу за процент от прибыли, но не стал, а вложил $12 млн от первого фильма в расширение своей компании Industrial Light & Magic, чтобы сделать еще более масштабные спецэффекты, а деньги на сам фильм ($8 млн) занять у банка.

В итоге во время работы над картиной бюджет вырос до $30,5 млн. Съемки в Норвегии на лютом морозе обернулись поломками оборудования, неразберихой на площадке и сильным отставанием от графика. Актеры калечились, болели и ругались. Продюсеру Лукасу, который и так вложил в фильм все свои деньги и заложил дом, приходилось занимать еще и еще. Несмотря на весь хаос, создателю «Звездных войн» удалось сохранить творческий контроль над проектом. И  не зря – фильм успешно прошел в прокате ($540 млн) и стал одной из лучших частей во всей франшизе. Правда, все полученные деньги ушли на погашение долгов.

Ричард Линклейтер

Лучшие фильмы американца Ричарда Линклейтера невозможно пересказать. Это идеальный пример кино, в котором «ничего не происходит». Герои фильмов Линклейтера словно зависли между одной жизнью и другой. В первых двух фильмах это студенты, бродяги и городские сумасшедшие – словом, бездельники. Но по мнению Линклейтера – это комплимент тем, кто сопротивляется системе, не находя в ней смысла.

Второй фильм режиссера «Бездельник» стоил $23 тыс. Ни актерам, ни съемочной группе не платили. В фильме больше 100 персонажей, и почти все непрофессионалы. У авторов не было сценария – только список классных идей и сцен, поэтому на площадке постоянно импровизировали. Так родилась структура фильма: камера скользит от одного причудливого персонажа к другому, ни на ком не задерживаясь дольше нескольких минут.

В «Бездельнике» целая россыпь чудаков: коллекционер телевизоров, таксист, сбивший свою маму, конспиролог, помешанный на Марсе. Картина стала гимном поколения X и повлияла на все инди-кино. Кевин Смит признавался, что «Бездельники» вдохновили его сделать «Клерков»: он тоже собрал деньги и снял фильм прямо у себя на работе. Братья Дюпласс, Джо Сванберг, весь мамблкор – все они вышли из «Бездельников» Линклейтера. Он впустил в американское кино скучные будни и затейливую болтовню, превратив их в поэзию.

Орен Пели

Когда в 1999 году прогремела «Ведьма из Блэр», казалось, повторить ее успех невозможно. Хоррор, снятый студентами-киношниками на ручную камеру и замаскированный под найденные пленки (found-footage), стал сенсацией и заработал в 400 (!) раз больше собственного бюджета. Но в 2007 году дизайнер программного обеспечения Орен Пели доказал: это еще не предел. Когда в его доме в Сан-Диего по ночам стало твориться что-то неладное (падали предметы, раздавались какие-то звуки), он установил в комнате камеру. Скоро все прекратилось, но идея с камерой так зацепила Пели, что он собрал $15 тыс., нанял двух актеров за $500 каждому, и через неделю непрерывных съемок фильм был готов. Пели был режиссером, сценаристом, оператором, монтажером и сам сделал визуальные эффекты.

«Паранормальное явление» показали на фестивале ужастиков Screamfest, где про него узнал работавший на Miramax Джейсон Блум и отправил картину в DreamWorks и Стивену Спилбергу. Сначала студийные боссы хотели переснять «Паранормальное явление» с большим бюджетом, но Пели и Блум уговорили их устроить тестовые показы оригинала. Зрители были в шоке, многие уходили из зала напуганными – тогда-то DreamWorks поняли, что фильм работает. Работа над звуком и пересъемки концовки обошлись еще в $200 тыс. «Паранормальное явление» вышло в мировой прокат в 2009 году и благодаря хорошим отзывам и вирусному маркетингу заработало в 900 раз больше бюджета.

М. Найт Шьямалан

Король мистических триллеров, Шьямалан знает все о неожиданных поворотах сюжета. Он сам в какой-то момент из юного гения превратился в заурядного постановщика больших студийных сказок для всей семьи, которые проваливались в прокате. И пережив очередной провал фантастики «После нашей эры» (2013) с Уиллом Смитом, режиссер решил сосредоточиться на небольших остросюжетных историях, которые мог бы финансировать самостоятельно. К тому моменту у него был загородный дом и 125 акров земли в Филадельфии, которые можно было заложить и получить деньги на съемки.

Первым фильмом, снятым на собственные средства, стал камерный хоррор «Визит» (2015), который при бюджете в $5 млн собрал $98 млн.  Дальше были «Сплит» ($278 млн при бюджетe в $9 млн), «Стекло» ($247 млн при бюджетe $20 млн), «Время» ($90 млн при бюджете $18 млн). Даже нашумевший сериал «Дом с прислугой» (2019–…) Шьямалан отчасти сам профинансировал. Режиссер смог сохранить творческую свободу и свой фирменный почерк, и земля в Филадельфии все еще принадлежит ему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

2 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

7 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

12 часов назад