Кино

Брат во всем: Культовые франшизы о копах-напарниках

35 лет назад, 6 марта 1987 года, в американский прокат вышел легендарный боевик «Смертельное оружие». Который привлекал не только отличным экшеном, но и феерическим дуэтом Мэла Гибсона и Дэнни Гловера, навеки вписавшим их имена в историю полицейских бадди-муви. Однако эта картина и все ее продолжения – далеко не единственные жемчужины популярного жанра. О других примечательных его представителях мы и рассказываем в этом материале.

«Старски и Хатч» (1975–2004)

В период Нового Голливуда фильмы о копах были, как правило, довольно мрачными, жестокими и подчеркнуто приземленными. Лучшие из них – уж точно: хоть «Грязный Гарри» (1971), хоть «Французский связной» (1971), хоть «Серпико» (1973). Однако в середине 1970-х появился проект, который словно распахнул форточку и окутал жанр свежим калифорнийским дыханием. Сперва детективы Дэйв Старски (Пол Майкл Глейзер) и Кен Хатчинсон (Дэвид Соул) должны были стать персонажами другого сериала, «Новобранцы», но в итоге получили собственное шоу, которое растянулось на 4 сезона и 93 эпизода (включая пилот).

Любопытно, что Дэвид Соул снимался с Клинтом Иствудом в «Высшей силе» (1973), сиквеле «Грязного Гарри», и вначале хотел сыграть грубоватого Старски. Но ему досталась роль более интеллигентного Хатча – именно в таком виде дуэт и прославился, не только благодаря харизме актеров, конечно, но и за счет прочих деталей. Вроде роскошного ярко-красного «Гран Торино», на котором колесили герои, стильных костюмов, будь то кожанки, джинсовки или свитера, и метких шуток.

В мае 1979 года сериал завершился, однако его популярность с тех пор ничуть не угасла. «Старски и Хатча» до сих пор крутят различные сервисы во множестве стран – в январе 2022-го, например, колоритные копы забрались во Францию с Paramount Channel.

Десятью годами ранее вышла одноименная мультиплатформенная видеоигра, а в 2004-м Тодд Филлипс («Мальчишник в Вегасе», «Джокер») комедийно обыграл знакомый сеттинг и узнаваемых персонажей в полнометражном «Старски и Хатче». Бен Стиллер стал Дэйвом, а Оуэн Уилсон – Кеном. И пусть это кино никто не назовет великим: $170 млн долларов в прокате (при бюджете $60 млн) оно собрало не только потому, что на дуэт Стиллера и Уилсона любо-дорого смотреть. Приключения Старски с Хатчем тоже, знаете ли, всегда актуальны.

«48 часов» (1982–1990)

Благодаря боевикам Уолтера Хилла жанр полицейских бадди-муви стал отлично веселить публику и в формате полного метра. В своей 6-й по счету работе «48 часов» Хилл вывел идеальную формулу подобного фильма, и неважно, что только один из героев охраняет закон – второй же систематически его нарушает. Суровый фараон Джек Кейтс в исполнении Ника Нолти и болтливый пройдоха Рэджи Хэммонд (Эдди Мерфи) сколотили огненный союз. Первый без конца ворчит, второй зубоскалит, и кажется, что еще немного – и эти двое вопьются друг другу в глотки. Но нет, сотрудничество оказывается на удивление плодотворным.

Сиквел 1990 года «Другие 48 часов» на фоне оригинала выглядел довольно вторичным, однако за 8 долгих лет зрители успели изголодаться по новым похождениям и склокам Джека с Рэджи. И плевать, что антагонистом являлся очередной стереотипный наркоторговец, он же – стереотипный продажный коп. Карьера Эдди Мерфи с «Полицейским из Беверли-Хиллз» (1984) и «Поездкой в Америку» (1988) взлетела к недостижимым высотам, и если раньше народ рвался в кинотеатры ради Ника Нолти, то теперь у зрителей появился новый кумир. Благодаря которому вторая часть оказалась почти вдвое прибыльнее первой – $153,5 млн. по сравнению с $78,9.

«Полиция Майами: Отдел нравов» (1984–2006)

А вот еще один пример культового сериала, из которого впоследствии вырос полнометражный фильм (причем вновь, как и в случае со «Старски и Хатчем», иной по замыслу и атмосфере).

Энергичное, пестрое, яркое шоу рассказывало о буднях Сонни Крокетта (Дон Джонсон) и Рико Таббса (Филип Майкл Томас), которые противостояли подонкам из солнечного Майами под аккомпанемент хитов ZZ Top, U2, Брайана Адамса и Билли Айдола. Коррупция, проституция, наркоторговля – совсем не новые проблемы американского общества, однако Крокетт с Туббсом разбирались с ними так лихо и стильно, что «Полиция Майами» мигом завоевала армию поклонников. 112 эпизодов в 5 сезонах, «Эмми» и 2 «Золотых глобуса» – неплохое, согласитесь, достижение.

Исполнительным продюсером сериала являлся великий Майкл Манн, режиссер, с именем которого ассоциируются крутые криминальные ленты 1980–1990-х: «Вор», «Охотник на людей» и «Схватка». Конечно, «Полиция Майами» и в 1980-х была далеко не беззаботной. Но в 2006-м полнометражный вариант с Колином Фарреллом и Джейми Фоксом, снятый уже самим Манном, оказался еще более угрюмым. А в нужные моменты – грубовато сентиментальным, как крепкое рукопожатие, неловкие объятия, застрявшая в трехдневной щетине скупая слеза. Меньше гламура, больше нуара – серьезный олдскул для любителей мужских разборок.

«Смертельное оружие» (1987– …)

Куда же без виновника сегодняшнего торжества? Цитируя героя «Как я встретил вашу маму» Барри Стинсона, эта франшиза поистине леген-подожди-дарна. Жил да был в 1980-х молодой человек по имени Шейк Блэк. Большой поклонник полицейских лент в целом и «Грязного Гарри» в частности. И вот однажды он взял да и написал сценарий современного городского вестерна, где парочка копов из Лос-Анджелеса изо всех сил сражались за справедливость, оставаясь при этом совершенно обычными мужиками. С тягой к алкоголю, женщинам и неизбежными размышлениями о кризисе среднего возраста.

Проект под названием «Смертельное оружие» приглянулся автору «Омена»» и «Супермена» Ричарду Доннеру, и вскоре он уже заправлял в обойму грядущего фильма нужные патроны. Во главе с исполнителями ключевых ролей – безбашенного детектива Мартина Риггса (Мэл Гибсон) и его степенного соратника Роджера Мерта (Дэнни Гловер). На протяжении четырех лент они прожили на экране целую жизнь, успев обезвредить массу злодеев и спасти множество невинных душ. Может, есть и более зрелищные, и более веселые картины, но «Смертельное оружие» – штука уникальная. Поскольку все жанровые ингредиенты добавлены сюда в безупречно точных пропорциях.

Подобно «Старски и Хатчу» с «Полицией Майами», позднее «Смертельное оружие» обрело вторую жизнь в формате видеоигры. А еще переродилось в сериал с Дэймоном Уайнсом и Клейном Кроуфордом, который нагло паразитировал на популярности великого предка, но свои 3 сезона все-таки получил. Шейн Блэк и сам стал классным режиссером, отсалютовав полицейским бадди-муви в «Поцелуе навылет» (2005) и «Славных парнях» (2016), а полнометражная франшиза «Смертельное оружие» в ближайшее время возродится из пепла. Эпизод под номером 4 вышел в 1998-м, и теперь, после смерти Ричарда Доннера, сам Мэл Гибсон готовится к съемкам пятой части – вероятно, финальной.

«Плохие парни» (1995– …)

Что объединяет большинство описанных выше франшиз? Верно – расовое многообразие. Напарниками, как правило, становились представители разных национальностей и цветов кожи, что повелось еще с конца 1960-х. В частности, с фильма «Полуночная жара». Он, кстати, тоже запустил целую франшизу – о полицейском Вирджиле Тиббсе в исполнении двукратного оскаровского лауреата Сидни Пуатье. А в середине 1990-х впервые появилось без преувеличения культовое кино, где оба копа были чернокожими: речь, естественно, о «Плохих парнях», режиссерском дебюте единственного и неповторимого Майкла Бэя.

Конечно, сейчас главной звездой этой серии считается Уилл Смит. Однако 27 лет назад он был менее известным, чем его коллега Мартин Лоуренс, который снимался в кассовых комедиях и засветился в знаменитой ленте Спайка Ли «Делай, как надо» (схожая ситуация, как мы помним, наблюдалась с актерами из «48 часов»). Благодаря «Плохим парням», правда, Смит и Лоуренс быстро поменялись статусами. Аналогично их персонажи в первом фильме, бравые легавые из Майами, притворяются друг другом, дабы раскрутить свидетельницу на ценные показания.

Качественный экшен и редкая химия между артистами зачислили «Плохих парней» в когорту главных боевиков 1990-х, после чего съемки сиквела (вышел в 2003-м) были лишь вопросом времени. А в 2020-м появился и триквел, причем достойный, убедительно доказывающий, что Майк Лоури и Маркус Бернетт ничуть не стары для этого де… дела. Еще и кассовые сборы росли в геометрической прогрессии – $141 млн у первой картины, $273 млн у второй, $426 млн у третьей (которая внезапно понравилась и критикам, и зрителям). Неудивительно, что на горизонте маячит четвертый эпизод франшизы, благо карьера Уилла Смита наконец-то стремительно пошла в гору.

«Люди в черном» (1997–2019)

И вновь в центре внимания Уилл Смит – уже полноправная голливудская звезда, за плечами которой остались не только «Плохие парни», но и блокбастер «День независимости». В картине Барри Зонненфельда Уиллу вновь досталась роль копа, теперь, правда, фантастического. И фантастически обаятельного. Агенты Кей (Томми Ли Джонс) и Джей (Смит) защищают Землю от отбросов Вселенной – инопланетян, которые давно живут среди людей, но периодически выходят из-под контроля. А тут еще и нежеланный гость из далекой-далекой галактики объявляется: убивает, сеет хаос… Словом, нуждается в немедленной трепке.

Необычный антураж придал вполне классическому бадди-муви невиданную доселе привлекательность, благодаря чему лента собрала в прокате полмиллиарда долларов, в 6,5 раз превысив бюджет. А «Люди в черном» оставались в черном на протяжении 15 лет, вернувшись в сиквеле 2002 года и триквеле 2012-го. Где сценаристы напридумывали занятных трюков со временем, представив в образе молодого Кея Джоша Бролина. И здорово получилось, свежо, энергично, как в старые-добрые.

Ну а в 2019-м элегантные костюмы примерили другие защитники земной цивилизации – агенты Эйч и Ти в исполнении Криса Хемсворта и Тессы Томпсон. Режиссурой занимался создатель «Законопослушного гражданина» и «Форсажа 8» Ф. Гэри Грей, менее самобытный творец, чем Зонненфельд. Поэтому за глянцевыми, до блеска начищенными стеклами темных очков новых агентов душа франшизы, увы, где-то затерялась.

«Час пик» (1998–2007)

Подобно Майклу Бэю, другой многостаночник Бретт Рэтнер («Люди Икс: Последняя битва», «Геракл») тоже дебютировал в режиссуре с бадди-муви. Криминальной комедией «Деньги решают все» (1997), где персонажи Криса Такера и Чарли Шина ввязались в бандитские разборки. А уже на следующий год Рэтнер воссоединился с Такером в бадди-муви полицейского характера, где Крису досталась роль эксцентричного лос-анджелесского копа Джеймса Картера. Его полной противоположностью оказался детектив Ли (Джеки Чан) из Гонконга, но лишь преодолев многочисленные разногласия, необычные напарники смогли остановить коварного злодея Джантао (Том Уилкинсон).

К концу 1990-х Джеки Чан стал признанной иконой боевиков, и Рэтнер мечтал заполучить его в голливудский проект. Режиссер не видел в образе Ли ни одного другого актера, тогда как роль Картера могла достаться Уэсли Снайпсу, Эдди Мерфи и Мартину Лоуренсу. Хвала судьбе, что все сложилось именно так: дурашливое обаяние Криса и благородное изящество Джеки стали важнейшими компонентами грандиозного успеха франшизы «Час пик», растянувшейся на 3 фильма. Причем самым прибыльным оказался второй, 2001 года, собравший $347 млн. Ну и выдающаяся потасовка в спа-салоне оттуда же – вершина вершин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад