Эдди Мерфи, Мэл Гибсон, Уилл Смит и Джеки Чан на страже закона и хорошего настроения.
35 лет назад, 6 марта 1987 года, в американский прокат вышел легендарный боевик «Смертельное оружие». Который привлекал не только отличным экшеном, но и феерическим дуэтом Мэла Гибсона и Дэнни Гловера, навеки вписавшим их имена в историю полицейских бадди-муви. Однако эта картина и все ее продолжения – далеко не единственные жемчужины популярного жанра. О других примечательных его представителях мы и рассказываем в этом материале.
«Старски и Хатч» (1975–2004)
В период Нового Голливуда фильмы о копах были, как правило, довольно мрачными, жестокими и подчеркнуто приземленными. Лучшие из них – уж точно: хоть «Грязный Гарри» (1971), хоть «Французский связной» (1971), хоть «Серпико» (1973). Однако в середине 1970-х появился проект, который словно распахнул форточку и окутал жанр свежим калифорнийским дыханием. Сперва детективы Дэйв Старски (Пол Майкл Глейзер) и Кен Хатчинсон (Дэвид Соул) должны были стать персонажами другого сериала, «Новобранцы», но в итоге получили собственное шоу, которое растянулось на 4 сезона и 93 эпизода (включая пилот).
Любопытно, что Дэвид Соул снимался с Клинтом Иствудом в «Высшей силе» (1973), сиквеле «Грязного Гарри», и вначале хотел сыграть грубоватого Старски. Но ему досталась роль более интеллигентного Хатча – именно в таком виде дуэт и прославился, не только благодаря харизме актеров, конечно, но и за счет прочих деталей. Вроде роскошного ярко-красного «Гран Торино», на котором колесили герои, стильных костюмов, будь то кожанки, джинсовки или свитера, и метких шуток.
В мае 1979 года сериал завершился, однако его популярность с тех пор ничуть не угасла. «Старски и Хатча» до сих пор крутят различные сервисы во множестве стран – в январе 2022-го, например, колоритные копы забрались во Францию с Paramount Channel.
Десятью годами ранее вышла одноименная мультиплатформенная видеоигра, а в 2004-м Тодд Филлипс («Мальчишник в Вегасе», «Джокер») комедийно обыграл знакомый сеттинг и узнаваемых персонажей в полнометражном «Старски и Хатче». Бен Стиллер стал Дэйвом, а Оуэн Уилсон – Кеном. И пусть это кино никто не назовет великим: $170 млн долларов в прокате (при бюджете $60 млн) оно собрало не только потому, что на дуэт Стиллера и Уилсона любо-дорого смотреть. Приключения Старски с Хатчем тоже, знаете ли, всегда актуальны.
«48 часов» (1982–1990)
Благодаря боевикам Уолтера Хилла жанр полицейских бадди-муви стал отлично веселить публику и в формате полного метра. В своей 6-й по счету работе «48 часов» Хилл вывел идеальную формулу подобного фильма, и неважно, что только один из героев охраняет закон – второй же систематически его нарушает. Суровый фараон Джек Кейтс в исполнении Ника Нолти и болтливый пройдоха Рэджи Хэммонд (Эдди Мерфи) сколотили огненный союз. Первый без конца ворчит, второй зубоскалит, и кажется, что еще немного – и эти двое вопьются друг другу в глотки. Но нет, сотрудничество оказывается на удивление плодотворным.
Сиквел 1990 года «Другие 48 часов» на фоне оригинала выглядел довольно вторичным, однако за 8 долгих лет зрители успели изголодаться по новым похождениям и склокам Джека с Рэджи. И плевать, что антагонистом являлся очередной стереотипный наркоторговец, он же – стереотипный продажный коп. Карьера Эдди Мерфи с «Полицейским из Беверли-Хиллз» (1984) и «Поездкой в Америку» (1988) взлетела к недостижимым высотам, и если раньше народ рвался в кинотеатры ради Ника Нолти, то теперь у зрителей появился новый кумир. Благодаря которому вторая часть оказалась почти вдвое прибыльнее первой – $153,5 млн. по сравнению с $78,9.
«Полиция Майами: Отдел нравов» (1984–2006)
А вот еще один пример культового сериала, из которого впоследствии вырос полнометражный фильм (причем вновь, как и в случае со «Старски и Хатчем», иной по замыслу и атмосфере).
Энергичное, пестрое, яркое шоу рассказывало о буднях Сонни Крокетта (Дон Джонсон) и Рико Таббса (Филип Майкл Томас), которые противостояли подонкам из солнечного Майами под аккомпанемент хитов ZZ Top, U2, Брайана Адамса и Билли Айдола. Коррупция, проституция, наркоторговля – совсем не новые проблемы американского общества, однако Крокетт с Туббсом разбирались с ними так лихо и стильно, что «Полиция Майами» мигом завоевала армию поклонников. 112 эпизодов в 5 сезонах, «Эмми» и 2 «Золотых глобуса» – неплохое, согласитесь, достижение.
Исполнительным продюсером сериала являлся великий Майкл Манн, режиссер, с именем которого ассоциируются крутые криминальные ленты 1980–1990-х: «Вор», «Охотник на людей» и «Схватка». Конечно, «Полиция Майами» и в 1980-х была далеко не беззаботной. Но в 2006-м полнометражный вариант с Колином Фарреллом и Джейми Фоксом, снятый уже самим Манном, оказался еще более угрюмым. А в нужные моменты – грубовато сентиментальным, как крепкое рукопожатие, неловкие объятия, застрявшая в трехдневной щетине скупая слеза. Меньше гламура, больше нуара – серьезный олдскул для любителей мужских разборок.
«Смертельное оружие» (1987– …)
Куда же без виновника сегодняшнего торжества? Цитируя героя «Как я встретил вашу маму» Барри Стинсона, эта франшиза поистине леген-подожди-дарна. Жил да был в 1980-х молодой человек по имени Шейк Блэк. Большой поклонник полицейских лент в целом и «Грязного Гарри» в частности. И вот однажды он взял да и написал сценарий современного городского вестерна, где парочка копов из Лос-Анджелеса изо всех сил сражались за справедливость, оставаясь при этом совершенно обычными мужиками. С тягой к алкоголю, женщинам и неизбежными размышлениями о кризисе среднего возраста.
Проект под названием «Смертельное оружие» приглянулся автору «Омена»» и «Супермена» Ричарду Доннеру, и вскоре он уже заправлял в обойму грядущего фильма нужные патроны. Во главе с исполнителями ключевых ролей – безбашенного детектива Мартина Риггса (Мэл Гибсон) и его степенного соратника Роджера Мерта (Дэнни Гловер). На протяжении четырех лент они прожили на экране целую жизнь, успев обезвредить массу злодеев и спасти множество невинных душ. Может, есть и более зрелищные, и более веселые картины, но «Смертельное оружие» – штука уникальная. Поскольку все жанровые ингредиенты добавлены сюда в безупречно точных пропорциях.
Подобно «Старски и Хатчу» с «Полицией Майами», позднее «Смертельное оружие» обрело вторую жизнь в формате видеоигры. А еще переродилось в сериал с Дэймоном Уайнсом и Клейном Кроуфордом, который нагло паразитировал на популярности великого предка, но свои 3 сезона все-таки получил. Шейн Блэк и сам стал классным режиссером, отсалютовав полицейским бадди-муви в «Поцелуе навылет» (2005) и «Славных парнях» (2016), а полнометражная франшиза «Смертельное оружие» в ближайшее время возродится из пепла. Эпизод под номером 4 вышел в 1998-м, и теперь, после смерти Ричарда Доннера, сам Мэл Гибсон готовится к съемкам пятой части – вероятно, финальной.
«Плохие парни» (1995– …)
Что объединяет большинство описанных выше франшиз? Верно – расовое многообразие. Напарниками, как правило, становились представители разных национальностей и цветов кожи, что повелось еще с конца 1960-х. В частности, с фильма «Полуночная жара». Он, кстати, тоже запустил целую франшизу – о полицейском Вирджиле Тиббсе в исполнении двукратного оскаровского лауреата Сидни Пуатье. А в середине 1990-х впервые появилось без преувеличения культовое кино, где оба копа были чернокожими: речь, естественно, о «Плохих парнях», режиссерском дебюте единственного и неповторимого Майкла Бэя.
Конечно, сейчас главной звездой этой серии считается Уилл Смит. Однако 27 лет назад он был менее известным, чем его коллега Мартин Лоуренс, который снимался в кассовых комедиях и засветился в знаменитой ленте Спайка Ли «Делай, как надо» (схожая ситуация, как мы помним, наблюдалась с актерами из «48 часов»). Благодаря «Плохим парням», правда, Смит и Лоуренс быстро поменялись статусами. Аналогично их персонажи в первом фильме, бравые легавые из Майами, притворяются друг другом, дабы раскрутить свидетельницу на ценные показания.
Качественный экшен и редкая химия между артистами зачислили «Плохих парней» в когорту главных боевиков 1990-х, после чего съемки сиквела (вышел в 2003-м) были лишь вопросом времени. А в 2020-м появился и триквел, причем достойный, убедительно доказывающий, что Майк Лоури и Маркус Бернетт ничуть не стары для этого де… дела. Еще и кассовые сборы росли в геометрической прогрессии – $141 млн у первой картины, $273 млн у второй, $426 млн у третьей (которая внезапно понравилась и критикам, и зрителям). Неудивительно, что на горизонте маячит четвертый эпизод франшизы, благо карьера Уилла Смита наконец-то стремительно пошла в гору.
«Люди в черном» (1997–2019)
И вновь в центре внимания Уилл Смит – уже полноправная голливудская звезда, за плечами которой остались не только «Плохие парни», но и блокбастер «День независимости». В картине Барри Зонненфельда Уиллу вновь досталась роль копа, теперь, правда, фантастического. И фантастически обаятельного. Агенты Кей (Томми Ли Джонс) и Джей (Смит) защищают Землю от отбросов Вселенной – инопланетян, которые давно живут среди людей, но периодически выходят из-под контроля. А тут еще и нежеланный гость из далекой-далекой галактики объявляется: убивает, сеет хаос… Словом, нуждается в немедленной трепке.
Необычный антураж придал вполне классическому бадди-муви невиданную доселе привлекательность, благодаря чему лента собрала в прокате полмиллиарда долларов, в 6,5 раз превысив бюджет. А «Люди в черном» оставались в черном на протяжении 15 лет, вернувшись в сиквеле 2002 года и триквеле 2012-го. Где сценаристы напридумывали занятных трюков со временем, представив в образе молодого Кея Джоша Бролина. И здорово получилось, свежо, энергично, как в старые-добрые.
Ну а в 2019-м элегантные костюмы примерили другие защитники земной цивилизации – агенты Эйч и Ти в исполнении Криса Хемсворта и Тессы Томпсон. Режиссурой занимался создатель «Законопослушного гражданина» и «Форсажа 8» Ф. Гэри Грей, менее самобытный творец, чем Зонненфельд. Поэтому за глянцевыми, до блеска начищенными стеклами темных очков новых агентов душа франшизы, увы, где-то затерялась.
«Час пик» (1998–2007)
Подобно Майклу Бэю, другой многостаночник Бретт Рэтнер («Люди Икс: Последняя битва», «Геракл») тоже дебютировал в режиссуре с бадди-муви. Криминальной комедией «Деньги решают все» (1997), где персонажи Криса Такера и Чарли Шина ввязались в бандитские разборки. А уже на следующий год Рэтнер воссоединился с Такером в бадди-муви полицейского характера, где Крису досталась роль эксцентричного лос-анджелесского копа Джеймса Картера. Его полной противоположностью оказался детектив Ли (Джеки Чан) из Гонконга, но лишь преодолев многочисленные разногласия, необычные напарники смогли остановить коварного злодея Джантао (Том Уилкинсон).
К концу 1990-х Джеки Чан стал признанной иконой боевиков, и Рэтнер мечтал заполучить его в голливудский проект. Режиссер не видел в образе Ли ни одного другого актера, тогда как роль Картера могла достаться Уэсли Снайпсу, Эдди Мерфи и Мартину Лоуренсу. Хвала судьбе, что все сложилось именно так: дурашливое обаяние Криса и благородное изящество Джеки стали важнейшими компонентами грандиозного успеха франшизы «Час пик», растянувшейся на 3 фильма. Причем самым прибыльным оказался второй, 2001 года, собравший $347 млн. Ну и выдающаяся потасовка в спа-салоне оттуда же – вершина вершин.
Комментарии