Берлинале славится своей политической повесткой. На программах фестиваля всегда можно найти противоречивые и вызывающие споры ленты, где месседж не менее важен, чем художественные достоинства. 69-й выпуск фестиваля не стал исключением. Среди прочего здесь показали несколько занятных байопиков, рассказывающих об известных людях на фоне важнейших исторических событий.
Бразильский фильм «Маригелла», показанный на фестивале вне конкурса, рассказывает о Жуане Карлусе Маригелле – левом революционере, пытавшемся свергнуть военную диктатуру, которая пришла к власти в Бразилии в 1964 году и просуществовала 21 год. Маригелла боролся с режимом, практиковавшим пытки и расстрелы, ведя партизанскую войну в городе.
Режиссерский дебют актера Вагнера Моуры, знакомого зрителям по роли Пабло Эскобара в сериале «Нарко» и экшн-дилогии «Элитный отряд», не вдумчивый взгляд в прошлое, а скорее драматический боевик на актуальную тему. Фильм начинается с пятиминутной сцены ограбления поезда, снятой одним кадром. 155-минутная картина смотрится динамично, так как дебютант аккуратно скачет между сюжетными линиями и разбавляет пафосные разговоры напряженными экшн-сценами. Революционера сыграл харизматичный и статный Сеу Жоржи («Город бога», «Водная жизнь») который наконец-то добрался до главной роли. Жоржи и Моура показывают Маригеллу решительным борцом, верным другом, страдающим родителем (из-за своей деятельности Маригелла никак не может встретиться с сыном) и человеком с чувством юмора – на миссии он ходит в дурацком парике с кудряшками, а одному из товарищей в шутку дает задание переспать с женой врага.
Бразильский прокатчик пока не знает, когда «Маригеллу» можно будет показать на родине. Моура известен в Бразилии своими прогрессивными и либеральными взглядами и явно проводит параллели между диктатурой 60-х и действующим ультраконсервативным правительством Бразилии. На пресс-конференции он говорил об активистке движений за права рабочих, женщин, ЛГБТ и жителей фавел Мариэль Франку, которая стала жертвой политического убийства в прошлом году. По словам Моуры, ее, как Маригеллу, убили государственные агенты.
К сожалению, «Маригеллу» сложно назвать достоверным фильмом. Моура не подвергает сомнению правильность идей титульного революционера-экстремиста, а главного антагониста – полицейского комиссара Лучио (основанного на реальном участнике политических репрессий и командире эскадронов смерти Сержио Флеури) изображает гипертрофированным злодеем из боевиков 80-х. Их противостоянию не хватает деталей, отчего мачисткие замашки Лучио (в одной из сцен он мочится на листовку с Маригеллой) кажутся пародией.
Также вне конкурса показали «Власть» Адама Маккея – биографическую ленту о жизни бывшего вице-президента США Дика Чейни, который занимал должность в администрации Джорджа Буша-младшего и имел не меньшее влияние на мировую политику, чем сам президент.
Язвительный и изобретательный фильм снят в духе предыдущей работы режиссера «Игра на понижение». Повествование скачет из 1963-го в 2001-й и обратно, четвертые стены подают, а в середине начинаются титры – оказывается, шутка. Атмосфера фильма напоминает сложносочиненный скетч Saturday Night Live – кажется, что на огонек заглянет Алек Болдуин в образе Дональда Трампа.
Смешит Маккей и команда лишь поначалу, а затем, в финале, когда оказывается, что Чейни развязал войну в Ираке и проглазел создание ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация), обвиняют зрителей (американских, разумеется), в том, политик оказался у власти.
Кристиан Бэйл, набравший для роли 20 килограмм, снова удивляет радикальными внешними трансформациями, но несерьезная и достаточно поверхностная подача материала явно того не требует – хватило бы и накладок, как у Болдуина.
Тем временем в конкурсной программе показали новый фильм польской постановщицы Агнешки Холланд «Мистер Джонс». В нем британский журналист Гарет Джонс едет в СССР, чтобы взять интервью у Сталина. Разговор не состоится, зато фрилансер напросится поглядеть на харьковские оборонные заводы, а затем прошмыгнет в украинские деревни, где ужаснется голодомору: пока дети поют песни о величии Сталина и едят умерших родственников, местное продовольствие продают за границу, чтобы укрепить экономику державы. Джонс решит во что бы то ни стало рассказать миру, на чем построен Советский Cоюз.
Удивительно, но в новом фильме классика польского кино, чьи фильмы «Европа, Европа» и «В темноте» аккуратно работали с историческим материалом и показывали сложных и неоднозначных героев, нет какой-либо двусмысленности. Джонс – бравый идеалист, продажный и лживый журналист московского бюро The New York Times Уолтер Дюранти в исполнении Питера Сарсгаарда ходит с таким лицом, что сразу видно – гнида. Второстепенные герои – ходячие стереотипы. Увы, из-за этого фильм сильно напоминает проходную клюкву «Номер 44».
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…