Берлинале-2019: Бразилия, США и CCCР глазами революционера, вице-президента и журналиста | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Берлинале-2019: Бразилия, США и CCCР глазами революционера, вице-президента и журналиста

Берлинале-2019: Бразилия, США и CCCР глазами революционера, вице-президента и журналиста

16 февраля 2019 / Михаил Моркин
Берлинале-2019: Бразилия, США и CCCР глазами революционера, вице-президента и журналиста

В Берлине показали «Маригеллу», «Власть» и «Мистера Джонса».

Берлинале славится своей политической повесткой. На программах фестиваля всегда можно найти противоречивые и вызывающие споры ленты, где месседж не менее важен, чем художественные достоинства. 69-й выпуск фестиваля не стал исключением. Среди прочего здесь показали несколько занятных байопиков, рассказывающих об известных людях на фоне важнейших исторических событий.

Бразильский фильм «Маригелла», показанный на фестивале вне конкурса, рассказывает о Жуане Карлусе Маригелле – левом революционере, пытавшемся свергнуть военную диктатуру, которая пришла к власти в Бразилии в 1964 году и просуществовала 21 год. Маригелла боролся с режимом, практиковавшим пытки и расстрелы, ведя партизанскую войну в городе.

Режиссерский дебют актера Вагнера Моуры, знакомого зрителям по роли Пабло Эскобара в сериале «Нарко» и экшн-дилогии «Элитный отряд», не вдумчивый взгляд в прошлое, а скорее драматический боевик на актуальную тему. Фильм начинается с пятиминутной сцены ограбления поезда, снятой одним кадром. 155-минутная картина смотрится динамично, так как дебютант аккуратно скачет между сюжетными линиями и разбавляет пафосные разговоры напряженными экшн-сценами. Революционера сыграл харизматичный и статный Сеу Жоржи («Город бога», «Водная жизнь») который наконец-то добрался до главной роли. Жоржи и Моура показывают Маригеллу решительным борцом, верным другом, страдающим родителем (из-за своей деятельности Маригелла никак не может встретиться с сыном) и человеком с чувством юмора – на миссии он ходит в дурацком парике с кудряшками, а одному из товарищей в шутку дает задание переспать с женой врага.

Бразильский прокатчик пока не знает, когда «Маригеллу» можно будет показать на родине. Моура известен в Бразилии своими прогрессивными и либеральными взглядами и явно проводит параллели между диктатурой 60-х и действующим ультраконсервативным правительством Бразилии. На пресс-конференции он говорил об активистке движений за права рабочих, женщин, ЛГБТ и жителей фавел Мариэль Франку, которая стала жертвой политического убийства в прошлом году. По словам Моуры, ее, как Маригеллу, убили государственные агенты.

К сожалению, «Маригеллу» сложно назвать достоверным фильмом. Моура не подвергает сомнению правильность идей титульного революционера-экстремиста, а главного антагониста – полицейского комиссара Лучио (основанного на реальном участнике политических репрессий и командире эскадронов смерти Сержио Флеури) изображает гипертрофированным злодеем из боевиков 80-х. Их противостоянию не хватает деталей, отчего мачисткие замашки Лучио (в одной из сцен он мочится на листовку с Маригеллой) кажутся пародией.

Также вне конкурса показали «Власть» Адама Маккея – биографическую ленту о жизни бывшего вице-президента США Дика Чейни, который занимал должность в администрации Джорджа Буша-младшего и имел не меньшее влияние на мировую политику, чем сам президент.

Язвительный и изобретательный фильм снят в духе предыдущей работы режиссера «Игра на понижение». Повествование скачет из 1963-го в 2001-й и обратно, четвертые стены подают, а в середине начинаются титры – оказывается, шутка. Атмосфера фильма напоминает сложносочиненный скетч Saturday Night Live – кажется, что на огонек заглянет Алек Болдуин в образе Дональда Трампа.

Смешит Маккей и команда лишь поначалу, а затем, в финале, когда оказывается, что Чейни развязал войну в Ираке и проглазел создание ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация), обвиняют зрителей (американских, разумеется), в том, политик оказался у власти.

Кристиан Бэйл, набравший для роли 20 килограмм, снова удивляет радикальными внешними трансформациями, но несерьезная и достаточно поверхностная подача материала явно того не требует – хватило бы и накладок, как у Болдуина.

Тем временем в конкурсной программе показали новый фильм польской постановщицы Агнешки Холланд «Мистер Джонс». В нем британский журналист Гарет Джонс едет в СССР, чтобы взять интервью у Сталина. Разговор не состоится, зато фрилансер напросится поглядеть на харьковские оборонные заводы, а затем прошмыгнет в украинские деревни, где ужаснется голодомору: пока дети поют песни о величии Сталина и едят умерших родственников, местное продовольствие продают за границу, чтобы укрепить экономику державы. Джонс решит во что бы то ни стало рассказать миру, на чем построен Советский Cоюз.

Удивительно, но в новом фильме классика польского кино, чьи фильмы «Европа, Европа» и «В темноте» аккуратно работали с историческим материалом и показывали сложных и неоднозначных героев, нет какой-либо двусмысленности. Джонс – бравый идеалист, продажный и лживый журналист московского бюро The New York Times Уолтер Дюранти в исполнении Питера Сарсгаарда ходит с таким лицом, что сразу видно – гнида. Второстепенные герои – ходячие стереотипы. Увы, из-за этого фильм сильно напоминает проходную клюкву «Номер 44».

Читайте также

Фильм ужасов «Хэллоуин» получит сразу два сиквела Кино
20 июля 2019

Фильм ужасов «Хэллоуин» получит сразу два сиквела

Продолжения хоррора об убийце Майкле Майерсе выйдут в 2020 и 2021 году.

9 фактов из переписки режиссера «Солнцестояния» с фанатами Кино
20 июля 2019

9 фактов из переписки режиссера «Солнцестояния» с фанатами

Ари Астер раскрыл планы на будущее и подробности о режиссерской версии фолк-хоррора, а также пошутил про фабрику чизкейков.

Коты в Голливуде: 9 фильмов с милыми и пушистыми Кино
19 июля 2019

Коты в Голливуде: 9 фильмов с милыми и пушистыми

Представители семейства кошачьих сыграли важную роль не только в «Короле Льве».

Они повсюду: Гид по мемам из фильмов и сериалов. Часть 2 Кино
19 июля 2019

Они повсюду: Гид по мемам из фильмов и сериалов. Часть 2

Охреневающий Ривз, растерянный Траволта, довольный ДиКаприо и плачущий МакКонахи – «КиноРепортер» с продолжением подборки киномемов.