Рассказываем о французских картинах, претендующих на «Золотого медведя».
Основная конкурсная программа 72-го Берлинале буквально оккупирована фильмами, в производстве которых так или иначе участвовала Франция. Из 18 картин, сражающихся за награды, французский след присутствует ровно в половине. Лент немецкого происхождения, для сравнения, всего 4.
Об одном незабываемом французском фильме из параллельной секции мы уже писали в предыдущем материале, посвященном Берлинале. Теперь же пробил час двух конкурсантов, которые рассказывают о семейных драмах современных женщин в исполнении блестящих актрис.
«С любовью и ожесточением»
В этом году 73-летняя француженка Клер Дени претендует на «Золотого медведя» Берлинале впервые в карьере. Три ее более ранних фильма, «Хорошая работа» (1999), «К Матильде» (2005) и «35 стопок рома» (2008), тоже показывали на фестивале, но в конкурсную программу ни один из них не попадал. Зато теперь Дени, чья фан-база 4 года назад ощутимо выросла благодаря «Высшему обществу» с Робертом Паттинсоном, покорила новый рубеж с печальной лентой, название которой (Avec Amour et Acharnement) буквально переводится как «С любовью и ожесточением».
Жюльет Бинош, работавшая с Дени на упомянутом «Высшем обществе» и мелодраме «Впусти солнце» (2017), исполнила роль радиожурналистки Сары, счастливой в браке с Жаном (Венсан Линдон из «Титана»). Тот недавно вышел из тюрьмы и до сих пор окончательно не вернулся к нормальной жизни. Шанс на реабилитацию появляется с неожиданной стороны. Бывший коллега и товарищ Жана Франсуа (Грегуар Колен) предлагает ему деловое партнерство. Все бы ничего, но когда-то Сара без Франсуа жить не могла. И вскоре выясняется, что былые чувства еще не до конца охладели.
На фоне классических драматических перипетий в рамках романтического треугольника картина рассказывает историю одиноких взрослых людей, каждый из которых по-своему справляется с гнетущим чувством неприкаянности в безразличном ко всему Париже. Рассказывает неторопливо и, возможно, не всегда логично – но и в жизни наши поступки не каждый раз поддаются логическому объяснению. Да и само существование, как правило, отнюдь не наполнено яркими, незабываемыми событиями. С этим фильмом удается породниться не сразу. Но если настроиться на его волну – она захлестнет с головой.
«Пассажиры ночи»
Еще одна драма о семейных отношениях из основного конкурса Берлинале – теперь, правда, совсем иного характера. Героиню Шарлотты Генсбур Элизабет бросает муж. Отныне ей нужно в одиночку содержать двоих детей-подростков – сына и дочь. Женщина ищет работу, но из-за недостатка опыта (Элизабет может похвастаться лишь степенью по психологии) вопрос трудоустройства превращается в неразрешимую проблему. Впрочем, однажды ей все-таки улыбается удача, и она находит уютное местечко на радиопередаче «Пассажиры ночи». Ее ведущая Ванда Дорваль (Эммануэль Беар) соглашается дать отчаявшейся Элизабет шанс, и та начинает принимать телефонные звонки слушателей.
В свою очередь Элизабет предоставляет приют 18-летней наркоманке Талуле (Ноэ Абита). Этот персонаж вдохновлен образом французской актрисы Паскаль Ожье (не путать с режиссером «Мучениц» Паскалем Ложье), которая играла в фильмах Эрика Ромера и Жака Риветта и трагически скончалась в 1984 году в возрасте 25 лет. Еще она дружила с Джимом Джармушем и могла сняться в его ленте «Вне закона» – именно Паскаль она и посвящена. В «Пассажирах ночи», кстати, мелькают архивные кадры из документалки о Жаке Риветте, снятой в 1990 году Клер Дени, – такое вот любопытное пересечение.
Действие «Пассажиров» происходит в 1981 году, когда президентом Франции стал Франсуа Миттеран, и сердца многих французов озарила надежда на либеральные реформы. Вот и Элизабет учится находить оптимизм там, где, казалось бы, ему нет места: в атмосфере затяжной депрессии и меланхолии. И там, где реальная жизнь могла бы просто добить героиню, магия кино позволяет ей выкарабкаться из бездны и вдохнуть полной грудью. Спасибо режиссеру Микаэлю Херсу – его чуткость не пала жертвой сентиментальности.
Комментарии