Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы» (2006)
Вы можете не знать этого британца по имени, но, вероятно, где-то слышали его убаюкивающий голос, ведь именно Бен Уишоу блестяще озвучил милашку Паддингтона из всеми любимой семейной трилогии. На деле же в послужном списке у него – несколько десятков разношерстных ролей от оглушительных блокбастеров до тихих мелодрам. Неизменно рука об руку с его героями идут личные драмы разной степени разрушительности, и подкупает актер как раз искренним проживанием этих волнений на экране. К 45-летию скромняги Уишоу «КиноРепортер» вспоминает главные фильмы и сериалы с его участием и попутно разбирается, какое дарование стоит за неуклюжим CGI-медвежонком.
Однажды виртуоз Том Тыквер заглянул на «Гамлета» в лондонском «Олд-Вике», где Уишоу сиял на тот момент еще как театральная звезда. И понял, что наконец нашел актера для многострадальной экранизации мистического романа Патрика Зюскинда. Бен, будучи практически неизвестным широкой публике, подходил постановщику как никто другой (а пробовались у него, на секундочку, аж Леонардо ДиКаприо и Орландо Блум). Ведь арка сироты Жана-Батиста Гренуя как раз и вела антигероя по кровавому пути от таинственного инкогнито до особо опасной персоны, о которой слагают легенды.
Роль парфюмера, убивающего необыкновенных дам с целью создания сакрального аромата, фактически стала пророческой для актера. Слава о его таланте совмещать в своем отыгрыше несовместимое – ангельское и инфернальное, созидательное и убийственное – облетела весь мир и донеслась до продюсеров. Наблюдая фурор чувственной драмы о незаконном и незаконно прекрасном, те закономерно начали охоту за дерзким новичком, чей персонаж одновременно очаровывал и внушал панический страх. И все это при том, что Гренуй почти всю ленту молчал и ходил, мягко говоря, в неприглядном виде.
Надушившись божественным ароматом, притянувшим к нему внимание всей индустрии, Уишоу удостоился чести прикоснуться к колоссальному наследию маэстро Боба Дилана. В музыкальном эксперименте Тодда Хейнса точеный британец, собственно, и сыграл светило фолк-рока и блюза 1960-х. Но на то это и был эксперимент, что вместе с Уишоу его портрет написали и пятеро других актеров – Кристиан Бейл, Ричард Гир, Кейт Бланшетт, Хит Леджер и Маркус Карл Франклин. Так лента представила целых шесть различных ипостасей певца с разными именами, явками, паролями и даже характерами.
Альтер эго, воплощенное Беном, – французский поэт-сюрреалист Артюр Рембо, к колоритному творчеству которого Дилан, равно как и Джим Моррисон и Патти Смит, обращался в своей лирике. В оптике Хейнса 19-летний Рембо, в нарочито высокопарной манере отвечающий на вопросы местных следователей, отражал бунтарскую субличность рокера. Которая, среди прочего, размышляла о предназначении поэта, злости рока и хаосе. В этом образе Уишоу пусть и не перетягивал все внимание зрителя на себя, но будто бы невзначай гипнотизировал его в каждую минутку своего появления в монохроме.
По-хорошему сдержанный и благородный перформанс Уишоу представил во все еще единственном байопике о другом прославленном романтике и культурном столпе Запада. Бен не опять, а снова перевоплотился в поэта – на сей раз в Джона Китса образца последних лет его предательски короткой жизни. Постановщица Джейн Кэмпион раскрыла личность вечно молодого рифмоплета через его совсем не вымышленный бурный роман с аристократкой Фанни Браун (Эбби Корниш). Закончившийся, будто бы по сценарию печальной пьесы, трагично вследствие скоропостижного угасания Китса от туберкулеза.
Певец английского романтизма с лицом Уишоу – кроткий и экзальтированный кавалер, околдовывающий флером тайны и невыносимой легкости бытия творцом. Хоть ярые фанаты Китса и порицали актера за то, что своим исполнением тот сгладил некоторые углы в, судя по хронике, более противоречивом портрете поэта, сделано это было бережно и с уместным в случае исторических лент трепетом перед настолько влиятельной фигурой. Тем более что химия Бена с его прелестной напарницей в кадре была очевидна – так и сам стихи слагать начнешь, покоренный магией кино и чудом любви.
Умник Q – глава исследовательского центра британской разведки MI6 – c самого старта бондианы казался драгоценным винтиком команды Бонда. Вот только на пути к последней на сегодняшний день итерации франшизы его где-то потеряли, чем был крайне недоволен Дэниел Крейг. Потому и предложил вернуть технического гения на экраны, а Уишоу, прежде поработавший с Крейгом над тремя фильмами, был тут как тут. И с призрачной легкостью не только впорхнул в главную шпионскую сагу в истории кино, но и вдохнул новую жизнь в ее слегка запылившийся, но все еще любопытный образ.
А дело в том, что статные Десмонд Ллевелин и Джон Клиз, исполнявшие роль Q в предыдущих лентах серии о всемогущем агенте MI6, были заметно старше своих 007-х. Тогда как Бен, напротив, стал самым молодым киновоплощением техника. Более того, он осовременил его портрет, слепив из него чудаковатого и вместе с этим действительно гениального помощника крейговского Бонда. Уишоу так полюбился фанатам серии, что задержался в ней еще на два сиквела, включая «Не время умирать». Где и Крейг, и его младший товарищ попрощались со шпионской историей навсегда. Хотя кто их знает…
Вскоре Уишоу вернулся к историческим проектам, снявшись в по-настоящему «английском» телевизионном эпосе. Речь о тетралогии канала BBC о монархах прошлого, основанном на цикле исторических пьес Уильяма Шекспира. И начиналась она как раз с фильма, где Бен примерил на себя королевское облачение Ричарда II, правившего Англией в конце XIV века и прославившегося как слабый, наивный стратег и своенравный тиран. К слову, закончил он в тюрьме, свергнутый и оскорбленный.
Сдается, мало кто был способен транслировать на экраны настолько неоднозначный характер монарха, увековеченного в поэзии классика. Но Уишоу недаром специализировался на самых контрастных и уязвимых антигероях. Вдобавок в декорациях давно минувших лет чувствовал себя как рыба в воде. Хоть на запятнанном кровью троне его позже сменили не менее яркие Джереми Айронс и Том Хиддлстон (в ролях Генриха IV и V соответственно), успех сказа о Ричарде им превзойти так и не удалось.
Унижен и все так же оскорблен и другой герой Уишоу, работник службы безопасности аэропорта Джозеф. Он живет словно во временной петле с рутинным взаимодействием с людьми на службе и одинаково раздражающими ужинами с семьей. Так недолго и из ума выжить и пойти во все тяжкие. Например, при тех же самых предках раскусить стакан, обагряя кровью свое же лицо, а на следующий день ограбить банк. Ну с кем не бывает. И, поверьте, все это безумие Бен вывозит исключительно собственной органикой, причем вывозит практически без слов и интеракций с фоновыми персонажами.
Вероятно, это самая неординарная и самая абсурдно трагичная работа актера – бунт Джозефа кажется и абсолютно понятным всем тем, кто трудится в графике 5/2, и невероятно странным. Впервые Уишоу в кадре так жестоко и местами отталкивающе играется со своей телесностью, что здесь однозначно доминирует над диалогами и в принципе стройной сюжетностью. По словам звезды, «Аффект» стал для него очень личным проектом, где ему было предельно важно выразить как физические, так и эмоциональные ограничения личности, погрязшей в якобы приятной и общеполезной стабильности.
По признанию самого актера, роль в криминальной антологии Ноа Хоули стоит особняком в его трудовой книжке как «самая нормальная». «Бесспорно, мой герой по-своему эксцентричен, ведь он по натуре сдержанный и особенно скрытный, но персонажи вокруг него – фрики похлеще», – делился Бен. Патрик «Рэбби» Миллиган и впрямь обескураживал разве что историей своего детства, омраченного борьбой преступных синдикатов мрачного Канзас-Сити, нежели привычной для Уишоу чудинкой.
Будучи дважды проданным в чужие семьи, по мере развития сюжета сезона уже взрослый Рэбби нежданно-негаданно проявляет себя с лучших сторон, будто бы не оглядываясь на совершенно реальные риски. Он легко вписывается в экшен-составляющую нелегального действа, разворачивающегося в пылкие 1950-е, а Бен, как мы уже знаем, в историческом сеттинге очень даже хорош. Настолько хорош, что стал для многих любимым персонажем этого сезона «Фарго», обогнав Криса Рока и Джейсона Шварцмана.
Уишоу продолжил блистать на телевидении, представ в во всех смыслах руководящей роли в мини-сериале, исполненном в ключе медицинской драмы. Да драмы непростой, а с элементами черной комедии, что позволило актеру утвердиться в статусе мастера всех тональностей и настроений. Хотя вслед за его героем все еще плелась простая человеческая уязвимость – тяжела и неказиста жизнь ординатора родильного отделения государственной больницы, следящего за собой и за кучкой интернов.
В течение 7 эпизодов, основанных на мемуарах экс-медика Адама Кея, зритель ощущает всю тяжесть груза, выпадающего на долю госврачей архиважных специализаций. Зашивающийся и спасающийся лишь остроумными байками на грани фола, а временами и нешуточно беспомощный протагонист Уишоу частенько ломает четвертую стену. И все для того, чтобы, словно в дружеской беседе, поделиться хрониками своего выгорания с теми, кто внимает его больничным взлетам и падением с дивана.
Наконец, одна из последних работ звезды – сериал, несправедливо прошедший мимо подавляющего большинства любителей чего-то шпионского и остросюжетного в духе «Дня шакала» и «Медленных лошадей». В центре сюжета «Голубей» – опытные наемники и давние товарищи Сэм (Уишоу) и Хелен (красотка Кира Найтли), вынужденные одновременно спасать собственные жизни, Соединенное Королевство и вообще мир во всем мире. Без единого шанса уйти на пенсию.
Харизматичный тандем уставшего от превратностей скользкого ремесла солдата удачи и его мужественной коллеги возносит сериал если и не на шпионский олимп, то как минимум в ранг достойного мыла выходного дня. При всей эпичности здешних перестрелок и подковерных интриг Уишоу и Найтли умудряются приковывать внимание редкой реалистичностью портретов измученных профи, под влиянием все того же аффекта сбивающихся с цели и теряющих вроде бы понятные моральные ориентиры.
В Лос-Анджелесе прошла церемония открытия звезды Наоми Уоттс на голливудской «Аллее славы». Среди гостей присутствовали муж актрисы Билли Крудап, старший…
«Пингвины моей мамы», нашумевшее драмеди о трудностях приемного родительства и жизни в многодетной семье, возвращается со вторым сезоном, премьера которого…
Был такой боец ММА Марк Керр, в конце 1990-х на потеху японцам метелил людей, а потом его самого отметелили пару…
История про настоящего грабителя, который прячется на чердаке супермаркета, звучит как городская легенда, но именно она легла в основу криминальной…
Объявлен лонг-лист премии «Золотой орел» за 2025 год. В списки Национальной академии кинематографических искусств и наук России вошли 40 фильмов, 20 телесериалов…
Группа злоумышленников проворачивает ограбление ипподрома. Без непредвиденных затруднений и жертв не обходится, но в итоге все заканчивается относительно благополучно. Как…