Сумчатые оборотни, неподвижные маньяки, горючие зомби и убийственная магия кино.
Австралия – место чрезвычайно опасное. О чем местные кинематографисты не перестают напоминать и предупреждать, живописуя всевозможные кошмары, обитающие там. С наиболее яркими и экстраординарными примерами таких живописаний за последние несколько десятков лет мы вас сейчас с удовольствием познакомим.
«Машины, которые съели Париж» (1974)
Обозначенный в заголовке Париж – это на самом деле маленький, неприметный с виду городок, расположенный где-то в австралийском захолустье. Но примечателен он в первую очередь отнюдь не громким названием. А, скажем так, особенностями муниципальной экономической политики, выстроенной вокруг одного предприятия, с которого все жители доход имеют. Суть предприятия в том, чтобы заманивать проезжающих мимо автолюбителей в ловушку и пускать их машины под откос. После чего сами машины разбираются на запчасти для последующей продажи, а если кто вдруг в аварии уцелеет, их в местную психлечебницу сдают на опыты. Кроме того, из остатков разобранных автомобилей парижская шпана себе конструирует монструозного вида драндулеты в деструктивных целях.
Отсюда – от упомянутых монструозного вида драндулетов (по-боевому раскрашенных и шипами оснащенных) – и есть пошли сначала «Смертельные гонки» прозорливого Роджера Кормана, вышедшие буквально на следующий год, а затем и «Безумные Максы». Автор же этой скромной, но по-своему выдающейся антиутопии локального масштаба – небезызвестный Питер Уир. То есть это сейчас он небезызвестный, а на тот момент был всего лишь зеленым дебютантом. Прославил его на весь мир чуть позже готический морок «Пикник у Висячей скалы», который по сей день числится во всех списках заслуженной классики. Однако надлежит заметить, что «Машины, которые съели Париж» – произведение ничуть не менее замечательное: грустное, причудливое и весьма поучительное. И раз уж на то пошло, где-то даже более влиятельное.
«Патрик» (1978)
В обычной больнице в отдельной палате содержится пациент – молодой человек, пребывающий в безнадежно глубокой коме. Фактически мертвый. По крайней мере, все на то указывает: рефлексы, мозговая активность и все прочие показатели, за исключением разве что пульса, – на нуле. Его держат подключенным к системе жизнеобеспечения в качестве подопытного, а рядом с ним дежурят по очереди медсестры, в которых он иногда поплевывает – такая у него почему-то привычка имеется. Но однажды штат дежурных медсестер пополняется одной хорошенькой особой. И та вскоре понимает, что пациент этот далеко не так вегетативен, каким кажется. И рефлексы все же некоторые у него функционируют.
Как вам, например, такое: фильм ужасов про убийцу-психопата, который весь фильм (почти) лежит на кровати бездвижно, таращась в пустоту перед собой? Дело в том, что оный убийца-психопат, даром что лишен возможности шевелиться и что-либо чувствовать, развил в себе экстраординарные таланты. В частности, телекинез. Благодаря чему умудряется строить и осуществлять коварные многоходовые планы, устранять неугодных ему личностей разнообразными способами, практиковать харассмент и сталкинг, а также прочие злодейства учинять. Да еще и Оскара Уайльда до кучи цитировать. Все это, повторимся, не вставая с больничной койки. И не переставая жутко таращиться. Дивный, конечно, экземпляр.
«Долгий уикенд» (1978)
Семейная пара в кризисе, прихватив с собой собачку, едет отдохнуть дикарями на необжитом пляже. Жена, правда, не особо в восторге от перспективы провести все выходные где-то в глуши, кормя комаров, но муж ее мнение в расчет не берет. Собственно, как мы далее убедимся, кризис у них назрел по большей части из-за того, что он, как бы помягче выразиться, очень неприятный тип. Что проявляется и в его вызывающе наплевательском отношении к природе. Мусорит повсюду, зверушек почем зря из ружья стреляет, деревья просто так, от скуки рубит. Природа, в свою очередь, терпит. Как и жена. Но в конце концов не выдерживает и дает решительный отпор.
Как именно дает отпор природа? Чрезвычайно изощренно и коварно. «Долгий уикенд» – это, представьте себе, что-то среднее между, допустим, «Птицами» Хичкока (помимо птиц здесь фигурируют еще маленький поссум и зловещий труп дюгоня) и любым «Пунктом назначения». Будучи вместе с тем эталонным, из палаты мер и весов, эко-хоррором. Который, как и любой в принципе экохоррор можно использовать в качестве наглядного агитационно-воспитательного материала: вот так, вот так и особенно вот так не надо поступать. Иначе – вот что будет. Безжалостное атата. Да, где-то это, пожалуй, чересчур прямолинейно и в лоб, зато предельно доходчиво.
«Ближайший родственник» (1982)
Молодая девушка после долгих лет отсутствия возвращается домой в связи с внезапной кончиной матери. Та оставила ей в наследство родовое гнездо – красивый старинный особняк, переоборудованный в частный пансионат для пожилых людей. Вскоре в этом особняке начинают происходить странные и пугающие вещи. То мертвое тело одного из постояльцев в ванне обнаружится, то потоп кто-то устроит, то еще чего. До кучи обнаруживается дневник почившей экс-владелицы учреждения, в котором она перед смертью описывала очень похожие события.
Фильм практически всю дорогу старательно притворяется одновременно томным мистическим хоррором и параноидальным психологическим триллером. Но в итоге оказывается ни тем, ни другим, а кое-чем покруче. Обойдемся, пожалуй, без спойлеров, а скажем только, что весь заключительный акт – это просто чудо что такое. Одна сцена крышесноснее другой (особенно та, в которой главная героиня пирамидку из рафинада строит, прекрасна), и все это под музыку великого Клауса Шульце. Не зря этому потаенному бриллианту сам Квентин Тарантино дифирамбы пел, сравнивая его в плане атмосферы с «Сиянием» Кубрика.
«Вой 3» (1987)
Юная прелестница, воспитанная в изолированной общине вдалеке от цивилизации, устав от домогательств собственного отчима, сбегает в большой город. Там красотку замечает помощник кинорежиссера. Он тотчас влюбляется в нее без памяти и пристраивает ее в актерский ансамбль фильма «Меняющие облик 8». Она же отвечает ему взаимностью и с энтузиазмом принимается открывать для себя прелести богемной жизни в густонаселенном мегаполисе. Однако родственнички ее уже выдвинулись вдогонку, чтобы вернуть беглянку обратно в стаю. И они, кстати, все оборотни. Как и она.
Сразу отвечаем на возникающий первым делом вопрос: нет, «Вой 3» не имеет ничего общего с «Воем» и «Воем 2». Кроме названия и ликантропической тематики. Также он не имеет ничего общего с такими понятиями, как здравый смысл, чувство вкуса и тому подобными условностями. Тем и прекрасен. Теперь переходим к следующему вопросу: да, австралийские оборотни – тоже сумчатые. Но помимо австралийских сумчатых оборотней в фильме есть русская балерина-оборотень. И много чего еще потрясающего. Включая межвидовые браки, фильм в фильме под названием It Came From Uranus, а также восхитительные спецэффекты.
«Непослушный Бабби» (1993)
Мужчина по имени Бабби вот уже 35 лет ютится в тесном убогом помещении с бетонными стенами без окон со своей матерью. Все эти годы – прямо с рождения, судя по всему, – он ни разу не выходил наружу, поскольку мать утверждает, что воздух там отравлен. Унылую однообразную повседневность его скрашивают лишь ловля тараканов да ежевечерний секс. Но однажды на пороге возникает непрошенный гость – отец Бабби. И захватывает все внимание своей много лет назад брошенной супруги, тем самым делая существование Бабби совсем уж невыносимым. Тогда последний обматывает головы родителей пищевой пленкой и, упаковав в чемодан мертвого кота, отправляется исследовать внешнее пространство, где его ждут невероятные непредсказуемые приключения.
Итак, переходим потихоньку к разного рода перверсивному шок-контенту. «Непослушный Бабби» – кино, как вы, наверное, уже поняли, далеко не для всех. Слабонервным и впечатлительным лучше держаться подальше. Однако если вступительную часть, с инцестами, поеданием насекомых и прочими мерзостями, перетерпеть, то дальше уже пойдет полегче. И выяснится, что это на самом деле довольно трогательная история о познании себя и удивительно прекрасного в своем многообразии мира. С элементами музыкального байопика и тремя десятками операторов (31, если точнее, – по одному на каждую локацию) в титрах. За высококонцептуальность и глубокозамороченность картину в свое время отметили специальным призом жюри Венецианского фестиваля. И попробуйте только сказать, что незаслуженно.
«Режиссерская версия» (2000)
На съемках типового слэшера в конце 1980-х артист, изображавший маньяка в маске, зверски порешал режиссера. Засим съемки свернули. 12 лет спустя группа студентов киношколы берется проект довести до конца. Им удается и актрису, которая там главную роль играла, ангажировать, и с финансированием вопрос решить, договорившись со вдовой продюсера, и дом, где основное место действия должно разворачиваться, арендовать, и маску точь-в-точь изготовить. Но едва они приступают непосредственно к производству, как их принимается по одному убивать как будто тот самый маньяк из фильма.
Начинается «Режиссерская версия» с того, что Кайли Миноуг отрезают язык. Уже неплохо, правда? Продолжается тоже ничего себе: слэшер про то, как снимают слэшер, – это уже как минимум на уровне идеи здорово. Но совсем становится шикарно, когда авторы изящным жестом извлекают из рукава последний козырь и раскрывают, кто же совершает убийства на площадке. «Он порождение всей созидательной энергии, которая присутствует в фильме», – так звучит исчерпывающее объяснение. Иными словами, это слэшер об убийственной магии кинематографа. В самом буквальном смысле. Разве не гениально?
«100 кровавых акров» (2012)
Немногочисленная компания молодежи – два парня и девушка, состоящие между собой в запутанных отношениях, – едет развлекаться на музыкальный фестиваль. Посреди сельской местности у них глохнет машина. Кстати проезжавший было мимо на своем грузовичке деревенский парубок любезно соглашается их подбросить. Но отвозит не на фестиваль, а на ферму, принадлежащую ему и его брату. Где они производят удобрения, на всю округу знаменитые своими чудодейственными свойствами (тыква на них во какая вырастает). А ключевой ингредиент их продукции – измельченные трупы.
Вроде бы еще один хоррор про страшных реднеков-людоедов, промышляющих добычей угодивших в их края городских мажоров, наподобие «Техасской резни бензопилой». Но на деле – совсем не то. Потому что, во-первых, вот эти конкретно реднеки если кого и разделывают на куски, то не из людоедства, а только из практических соображений. Во-вторых, из них настоящий злодей только один. А в-третьих, в конце концов фильм мягко подводит к морали о том, что страшный реднек, похожий на персонажа «Техасской резни бензопилой», с трупом в грузовике, если узнать его поближе, вполне может по человеческим качествам превзойти любого смазливого городского мажора.
«Полынь: Дорога мертвых» (2014)
Однажды ночью над Землей проносится необычный метеоритный дождь. В результате чего случается следующее. Бензин перестает быть горючим, а все люди, за исключением обладателей второй отрицательной группы крови, обращаются в зомби, которые днем выделяют горючий газ, а ночью не выделяют, но делаются злее, быстрее, сильнее. Наступает всеобщий постапокалипсис, посреди которого мощный бородатый мужик разыскивает свою сестру, украденную солдатами и томящуюся в какой-то лаборатории, где над ней проводит эксперименты сумасшедший ученый.
Этот дивный, экстремально брутальный опус официально позиционируется так: «Безумный Макс» встречает «Рассвет мертвецов». Что его в целом достаточно полно описывает. Но самое интересное – как именно скрещивание указанных культовых феноменов организовано. А организовано оно так: бронированные монструозные машины вместо бензина работают на выделяемом зомби газе. Каково, а? Смекалисто. А в сиквеле, который у нас получил заголовок «Безумная дорога» (2021), эта концепция отточена уже практически до совершенства. В смысле – больше зомби, больше машины, больше экстремальной брутальности. Плюс зомби-киборг на дистанционном управлении с металлической рукой.
«Бестии» (2019)
Ну и на сладкое – подлинное сокровище. Шесть девушек просыпаются в черных гробоподобных ящиках посреди огороженной пустынной территории. У каждого гроба сбоку имеется надпись: «Красавица 1», «Красавица 2» и так далее до шести. Вокруг рыщут свирепые маньяки, также в количестве шести. Свирепые, уродливые все, рычат, характерным маньячным арсеналом вооружены, маски жуткие носят. Они, соответственно, обозначаются как «Чудовище 1», «Чудовище 2», ну вы поняли.
Суть, значит, мероприятия в следующем. К каждому «чудовищу» приписана своя «красавица», которую тот должен охранять, убивая других «чудовищ» или «красавиц». Иначе, если какая-либо из «красавиц» погибнет, у ее «чудовища» взорвется голова (о да, еще как взорвется). При этом «красавицы» не знают, какое из «чудовище» их «защищает», а спросить нельзя, поскольку «чудовища» все понимают, но сказать ничего не могут. И все это затеяно ради подпольного реалити-шоу. По сравнению с которым, как вы понимаете, любая «Игра в кальмара» – унылый детский утренник.
Комментарии