15 июля состоялась премьера двух первых серий нового проекта Райана Мерфи и Брэда Фалчука. «Американские истории ужасов» – спин-офф хоррор-антологии «Американская история ужасов», но, по сути, это отдельный сериал, действие которого происходит в той же вселенной, в тех же локациях и практически в то же время, что и ряд уже вышедших сезонов оригинального сериала.
В отличие от антологии, первый сезон спин-оффа не посвящен конкретной теме, а представляет собой сборник самостоятельных хоррор-сюжетов. И первые два эпизода, как и первый сезон «Американской истории ужасов», рассказывают про дом-убийцу. Одним из режиссеров проекта выступила Сара Полсон, задействованная практически во всех проектах Мерфи и Фалчука. Ранее актриса продюсировала несколько эпизодов хоррор-антологии, а также сняла 6 серию сезона «Апокалипсис». Что вышло из совместного творчества Райана Мерфи и Сары Полсон, рассказываем в нашем материале.
«Американская история ужасов» – сериал, который вот уже 10 лет радует любителей жанра хоррор. 5 октября 2011 года состоялась премьера пилотного эпизода, серии выходили раз в неделю, в сезоне их было 12. За время трансляции «История» стала настолько популярной, что ее продлили на несколько сезонов вперед.
Затем дуэт Мерфи-Фалчук было уже не остановить: «Королевы крика», «Американская история преступлений», «Вражда», «Поза», «Рэтчед», «Голливуд» – продуктивная работа, кажется, не ставится на паузу уже добрый десяток лет. Но, конечно же, все началось с сезона под названием «Дом-убийца», который был посвящен особняку, населенному призраками.
По сюжету не самая счастливая семья въезжает в прекрасный большой особняк. Глава семейства Бен Хармон, практикующий психолог, принимает в доме пациентов, не все из которых оказываются живыми, его жена Вивьен внезапно беременеет от парня в черном латексе, а дочь Вайолет в ответ на травлю в школе устраивает жестокий пранк, пробирающий до самой седины.
Из этого дома никто не может уйти, зато его стены всегда рады свежей крови. Именно ему и посвящены первые эпизоды нового сериала (причем оба), но все не так скучно и ожидаемо, как могло бы быть. Об этом – дальше.
«Американские истории ужасов» как спин-офф самого масштабного и популярного хоррор-сериала были объявлены в 2020 году. Тогда стало ясно, что новый сезон антологии задерживается минимум на год, зато в 2021 году выйдет сразу две истории: «на суше» и «на море», как пообещали создатели.
Спин-офф должен то ли отвлечь, то ли порадовать фанатов, то ли выступить связующим звеном между основными сезонами. На самом деле, в новом сериале история пока что одна: про дом-убийцу. Первый и второй эпизоды представляют единый сюжет, но будут ли связаны между собой последующие серии, пока неясно.
Мэтт Бомер в первых кадрах и пока еще неизвестная старлетка с рыжим каре – хорошее начало, учитывая, что мы вновь возвращаемся в «тот самый» дом. На ветру постукивают костяные вуду-обереги, звучит тревожная музыка, герои с восхищением смотрят на огромный величественный особняк с башней и витражами. Впереди приключения – по крайней мере, мы, как зрители, этого ждем.
Одного знакомого лица (Мэтта Бомера) в кадре вполне достаточно, чтобы намекнуть: мы вернулись на прежнее место. Это фирменный стиль Мерфи и Фалчука: задействовать один и тот же каст, рассказывая при этом принципиально разные ужасы. Но по ходу действия в кадре появляются и новые лица, которые рискуют остаться в «Историях» надолго: Пэрис, дочь Майкла Джексона, и Кайя Гербер, дочь Синди Кроуфорд. Роли наследницам звезд достались интересные, так что с кастом сериал вновь попал в яблочко.
Постановка кадра явно отличается от той, что показывала дом Хармонов 10-летней давности, хотя диван психотерапевта, кажется, по-прежнему на месте. Перспектива, угол знакомства с главными героями и периодические лонгшоты – что-то новенькое для хоррор-стори. Семейная пара прибывает в особняк не для жизни: популярность призраков и Хэллоуина позволяет заработать на теме смерти и ужаса, так что они берутся за переделку дома (напоминает недавний сериал «Призраки дома на холме» Флэнэгана, но там основой послужил роман), чтобы затем приглашать фанатов жутких историй на жесткую перезагрузку с кофе и кексиками.
«Контролируемый страх – как вакцинация: немного тревоги позволяет избавиться от общей тревоги» – таким простым заявлением спин-офф «Историй» сходу оправдывает не только свое появление или появление масштабной антологии, но и жанра хоррор в целом. Это, однако, не помогает Скарлетт, дочери дельцов, адаптироваться в новом сообществе, вне зависимости от того, какое прошлое было у нового дома. Но – удивительно – не потому, что ее что-то пугает: напротив, девушку вообще мало что трогает, кроме, разве что, неудачно выбранной пассии. Подростки, что с них взять.
Эрос и танатос рука об руку под свист прославленной Тарантино мелодии врываются в фантазийную девичью реальность: первая влюбленность, первый травмирующий опыт, первый серьезный разговор с родителями. Темная сторона сексуальности вперемежку с недопониманием близких и осознаваемой инаковостью рождают демонические порывы, которые воплощаются у главной героини Скарлетт (англ. scarlet – алый) в тяге к черному латексу и применению насилия.
Кстати, мелодия, которую мы слышим, когда Скарлетт примеряет костюм из черного латекса – Twisted Nerve(Bernard Herrmann) – звучит и в первой серии «Дома-убийцы», когда Тейт, названный, к слову, в честь Шэрон Тейт, представляет, как расстрелял бы одноклассников.
Два родителя пытаются найти общий язык с ребенком (все повторяется), однако теперь напротив психиатра сидят все трое – сразу видно, десятилетие прошло, действуют другие установки. А дом все тот же. Да и сами родители – то ли шутка создателей, то ли злая ирония над реальностью, в которой «предки» замазывают стремлением к лучшему страх воспитать «не такого» ребенка – даже в гендерно-нейтральной паре.
Но это все несерьезно, потому что в определенный момент хоррор деконструируется, обрастая юмором, и все персонажи вдруг предстают мишенями для разного рода иронии: от шаблонов на тему однополых отношений и странных сексуальных наклонностей до шантажа самоубийством и романтических встреч в Хэллоуин.
В первом сезоне «Американской истории ужасов» семья въезжает в новый дом, и риэлтор сообщает, что предыдущая пара тщательно следила за особенным интерьером особняка (как и главное герои новых серий), однако они погибли. Это другие парни, но комментарий риэлтора забавен, как и слова горничной о том, что она может убрать, что угодно, включая следы убийства.
Есть и другая перекрестная ссылка в виде саундтрека, связывающая новую и старую истории: в начальных титрах пилотной серии про особняк с привидениями звучит Tonight You Belong To Me в исполнении Patience & Prudence, как бы намекающая на привязку к дому. Эта же песня играет в финале второго эпизода: эдакий намек, что дом все еще стоит, что в нем огромное количество не самых добрых призраков – однако контекст совершенно иной: главная героиня намеренно возвращается туда, а «мстительные» духи практически ждут ее с панкейками на пороге.
В спин-оффе главных героев никто не встречает, как если бы мы уже знали, что перед нами за дом (а мы ведь действительно знаем). Да и не может быть в истории на 1-2 эпизода затяжного сеттинга. С нами говорят без четвертой стены, потому что все это мы уже видели. И речь теперь вообще не о доме, который убивает, а о том, как в нем обретает свою идентичность Скарлетт.
А ее родители, начавшие за здравие («Мы заработаем деньги!») и кончившие за упокой («Теперь нам не нужно думать о деньгах и будущем, заживем нормально»), незаметно для себя становятся призраками. Причем происходит это довольно комично, хотя и в духе Шекспира.
В новом сериале отношения пары подвергаются жесткой сатире. Даже когда речь идет о жизни и смерти, происходящее принимает совершенно комичный поворот. И весь кошмар, который в первом сезоне тщательно создавался, деконструируется под совершенно необычным для творений Мерфи углом – стало быть, дело рук Полсон.
Когда еще главные герои, став свидетелями убийства, стали бы верещать и носиться по дому, который в итоге не могут покинуть? Или вот: Скарлетт не придумала ничего лучше, чем подарить свою любовь призраку-убийце, с которым у нее в итоге сложилась прочная и многолетняя романтическая связь.
«Людям необходимо выдумывать всякие ужасы… Страх смерти породил идею реинкарнации» – эта идея из уст психолога звучит в первом эпизоде сезона про особняк, и снова речь об оправдании жутких фантазий. Как и в новом сериале, через главных героев к нам будто обращаются создатели: бойтесь здесь и сейчас, чтобы жилось спокойнее, ведь ужас на экране имеет терапевтический эффект.
В первом сезоне Бен Хармон проводит терапевтические сеансы для призраков, как если бы они были живыми (для него они таковыми и являются). В спин-оффе все наоборот: пара родителей нанимает для Скарлетт психолога, который в итоге общается со всей семьей, и в какой-то момент он тоже оказывается «по ту сторону». Впоследствии он упоминает, что встретил в доме коллегу, и они пишут книгу для его обитателей.
Коллега – это, надо полагать, тот самый Бен Хармон из первого сезона, который был вынужден остаться в стенах проклятого особняка. Представьте: сеанс с призраком, который всерьез ведет диалог о ваших проблемах. Смешно, не правда ли? И в таком формате обе серии.
В итоге получается, что мы наблюдаем за более жестокой и при этом более забавной версией истории про дом-убийцу, и, кажется, черным юмором будет разбавлен весь первый сезон спин-оффа. Если это и промо, то пока что оно сделано в формате – лучшем, надо сказать – насмешки над серьезным и трагичным первым сезоном «Американской истории ужасов».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…