Кино

«Американский психопат»: Главное, чтобы костюмчик сидел

25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками и моралистками за объективизацию женщин и прочий беспредел, как ни парадоксально, был успешно адаптирован не кем иным, как женщиной. Постановщица Мэри Хэррон огранила литературный алмаз и превратила его в бриллиант, за четверть века нисколько не растерявший зрелищности и актуальности. Разбираемся, как двуличный маньяк в исполнении Кристиана Бэйла стал не только одним из самых часто упоминаемых киногероев современности, но и – неожиданно! – ролевой моделью для завсегдатаев интернета.

Экранизировать всеми правдами и неправдами

Сатира Эллиса заполонила полки книжных магазинов в 1991 году и тогда же вызвала невиданный общественный резонанс. Одни восхищались смелостью писателя, решившего хорошенько так прожарить целое поколение яппи – «продавцов» успешного успеха, в 1980-х занявших посты топ-менеджеров. Другие же ратовали за то, чтобы поскорее с глаз долой и из книжных вон «Психопата» убрать – настолько омерзительными и оскорбительными казались изощренные описания насилия на его страницах. А роль женщин в романе, мол, и вовсе была сведена к бессубъектному пушечному мясу для утех главгада.

Тем не менее, учитывая громкость эха оригинала и его нескончаемую популярность, киноадаптация этого хоррора была лишь вопросом времени. Права на экранизацию были выкуплены еще в 1992-м, но долгих 7 лет проект перебрасывали из одних рук в другие, прямо как в детской игре в картошку. Режиссерское кресло успели примерить Дэвид Кроненберг, не на шутку замышлявший добавить в ленту музыкальные номера, и Оливер Стоун. А главную роль прочили Брэду Питту, Юэну МакГрегору и Леонардо ДиКаприо, на тот момент только сошедшему с феноменально успешного «Титаника».

Решение дать карт-бланш на адаптацию Мэри Хэррон, прежде засветившейся в Каннах со своей дебютной драмой «Я стреляла в Энди Уорхола», было если не вынужденной мерой, – более опытные претенденты по разным причинам выпадали из проекта – то, по крайней мере, очень смелым экспериментом. Мягко говоря, смелым было и соглашение насчет Кристиана Бэйла для роли заглавного психа – актер не обещал принести фильму внушительную кассу, ведь на момент конца 1990-х его было не видно на передовой индустрии. Но Хэррон поставила продюсерам ультиматум: либо они идут дальше вместе, либо она покидает команду и оставляет их ни с чем. Все остальное – история, как говорится.

Снять стресс и (не) сойти с ума

В центре сюжета «Американского психопата» – 27-летний инвестиционный банкир Патрик Бейтман, который живет в идеальной квартире и работает в идеальном офисе. Непонятно только, в чем его работа заключается, ведь все свои дни он тратит на бестолковые разговоры с напыщенными коллегами и с образцово-показательной невестой Эвелин (Риз Уизерспун). А ночи – на проспиртованные посиделки с проститутками, которые заканчиваются отнюдь не мирными расходами в полночь. А все чаще и чаще кровавой резней, куда горе-работяга сливает все накопившееся в нем раздражение.

Среди жертв Патрика оказываются, однако, не только падшие женщины или случайные бродяги. Однажды его неумолимо выбивает из колеи минутное превосходство Пола Аллена (Джаред Лето), одного из одетых с иголочки коллег героя, чья визитка якобы оказывается изящнее остальных. Бейтман в ярости кромсает нахального конкурента топором, после трупа оставляя следы. Следы крови и неопровержимых улик, которые ведут к нему самому. Так и оказывается убийца на прицеле правосудия – хитрый детектив Кимбалл (Уиллем Дефо) начинает то и дело провоцировать его на всякого рода откровения.

Сценарий для картины Хэррон написала в соавторстве с актрисой Гвиневер Тернер, и незамыленный женский взгляд однозначно пришелся «мужской» картине к лицу. Отдельно примечательно сие действие тем, что некоторые знаковые моменты здесь подзвучены закадровым голосом протагониста. Включая демонстрацию растасканной на многочисленные мемы утренней рутины Патрика, напоминающей приторную рекламу из телемагазина, а также культовую финальную секвенцию, в которой герой теряет последнюю каплю самообладания. Самому Эллису, между прочим, идея с закадром не особо приглянулась, но проверку временем эта нарративная изюминка прошла вполне успешно.

Спортсмен, красавец, но все еще псих

Так, повествование ленты ведется от лица самого маньяка, что остроумен, самодостаточен и уверен в себе. Возможно, даже слишком уверен, но не без веских на то оснований. Тело мечты он себе заработал, равно как и уважение коллег и благосклонность невесты, высокая должность в компании – спасибо папочке – железно за ним закреплена, о чем еще может мечтать мужчина в его годы? Только на деле Бейтману претит весь этот успех, потому на публике, по его же словам, он склонен надевать маску принятия всего «нормального», пока в душе его бушует отвращение к собственной идеальной реальности.

Хэррон исключает из повествования традиционную для жанра предысторию убийцы и ставит зрителя перед фактом – он настроен враждебно по умолчанию и жаждет разрядки прямо здесь и сейчас. Бэйл же – со слов постановщицы, прочувствовавший своего персонажа ровно так же, как видела его она сама, – называл Патрика «инопланетянином, который высадился посреди бессовестного торжества капитализма в Нью-Йорке 1980-х». Никаких тебе штампов про назойливых родственников, буллинг или превратности первой любви. Мгновенное погружение в омут злобы и кровожадности.

При этом название вовсе не обманывает зрителя – все признаки психопатии у Бейтмана обнаруживаются даже не особо вооруженным взглядом. Налицо эго, раздутое до размеров небоскреба, отсутствие эмпатии – как к незнакомцам, так и к приближенным, – и, конечно, патологическое стремление врать без разбора. К тому же очевидно, что «пациент» страдает от нынче модного обсессивно-компульсивного расстройства. Но здоровое и мирское вовсе не чуждо Патрику – помимо крови и плоти отдушину он находит в музыке и ее анализе, поразительно тонком для его жестокой натуры.

«Я по большей части убиваю и мучаю…»

Убийственный холод и животная ярость, сквозящие от Патрика, и заставляют двигаться хоррор-локомотив картины вперед. Невиданная решительность, что отражается в зеркалах его безумных глаз и в предельно отточенных действиях, завораживает и то и дело заставляет попереживать за успех кошмарного предприятия, возделанного им. Благо почти припадочная импульсивность Бейтмана и намеренное смещение акцентов не позволяют влюбиться в психопата и полностью романтизировать ужасы вокруг него, что нередко случается с восприимчивыми любителями кинозарисовок о маньяках.

Хэррон намеренно оставляет за кадром большую часть резни – одному Бейтману остается известно, скольких невинных он отправил на тот свет и как конкретно с ними расправлялся. «Я не хотела, чтобы убийства были увлекательными или волнующими в традиционном смысле», – отмечала постановщица. И, признаться, расправы в «Психопате» действительно увлекают по-другому – до мурашек интересно, во-первых, как далеко в конечном счете сможет зайти преступивший закон безумец, и, во-вторых, что на этом пути приключится с его рассудком, пораженным безграничной ненавистью. 

И при всем этом саспенсе ленте вовсе не чуждо высмеивание традиционных жанровых тропов – экзекуции, оставленные в кадре, поданы под юмористическим соусом. Исключительную смешинку вызывает небезызвестная сцена с пилой, которая падает в лестничный пролет и по всем законам жанра врезается в убегающую жертву. Словно вишенкой на торте Хэррон украшает свой хоррор оммажами к классике разной степени очевидности. Будь то прямой поклон «Техасской резне бензопилой», которую одухотворенный на убийства герой смотрит во время тренировки. Или – внезапно! – обращение к стилю Достоевского.

«Преступление и наказание» – наверное, мой самый любимый роман. Признаюсь, что я использовала кое-что из этого романа для «Американского психопата». Мне всегда нравилась игра в кошки-мышки, которую Порфирий Петрович ведет с Раскольниковым: описывая то, как тот мог совершать убийства, он смеялся и говорил: «Но так совершенно точно не могло случиться!» Я украла эту идею для одной из сцен с Бейтманом и детективом», – отмечала Хэррон.

Абсурдная погоня за столиком в Dorsia

Помимо подшучивания над ужасами, «Психопат», следуя за первоисточником, мастерски высмеивает и американское общество того времени. А конкретно тогдашний расцвет капиталистических отношений и порожденных ими социального расслоения и культуры потребления. Что, безусловно, остается актуально и сейчас, в эпоху суждения о людях по пестрящим брендами соцсетям и молниеносно сменяющих друг друга модных «коров». Тем не менее задумывался фильм именно как сатира на яппи и культивируемую ими токсичную культуру успеха и псевдонормальности, правившую бал в 1980-х.

На смех поколение молодых дельцов поднимается во многом из-за того, что при всем желании соответствовать выдуманным самими собой же стандартам – Патрик прямо говорит невесте, что кровь из носа хочет в них вписываться – яппи изо всех сил стремятся выпрыгнуть из штанов, чтобы выделиться из толпы коллег. Постричься элегантнее остальных, отпечатать визитки с более тонким тиснением, попасть в ресторан, где все столики забронированы на год вперед, и попробовать то самое блюдо, которое в респектабельной газете обозначили дурацким эпитетом «игривый». И как же иронично, что все зря!

Ведь как бы Патрик и его дружки ни старались, они всегда будут похожи друг на друга как капли воды. Именно поэтому актеры второго плана будто сливаются в одного человека, которого клонировали, а копии одели в костюмы, еле уловимо отличающиеся друг от друга полутонами. Сами же герои путают имена друг друга – их индивидуальности претерпевают кризисы похлеще экономического, что нисколько не удивительно при таких сомнительных ценностях. А добивают всю комичность и безысходность ситуации слова одной из ключевой песен фильма – «круто быть нормальным» («it’s hip to be square»).

То ли кровь, то ли ягодный соус

При всем сатирическом и устрашающем великолепии адаптация умудряется передавать и многогранность, и своего рода мистичность романа Эллиса. Умело балансируя между хоррором и черной комедией, Хэррон не ограничивается лишь этими двумя жанрами – во все полотно ленты вплетены поблескивающие на свету нити триллера. Загадочность и давящее напряжение начинают разгоняются прямо-таки с кадров, встречающих нас на титрах – красные капли, обрамляющие имена создателей фильма, в итоге оказываются не кровью, а лишь соусом из ягод, идущим к модному стейку.

Обмануть жаждущую ответов публику здесь пытаются частенько, в половине случаев и вовсе не давая раскаленной донельзя загадке никакого разрешения. Например, мы так и не выясняем, знал ли детектив Кимбалл о вине Бейтмана наверняка. Чего Хэррон добилась прехитрой режиссерской уловкой – сцена ужина этих двоих переснималась 3 раза, и в каждом из дублей Дефо играл с разной на то установкой. Сначала так, будто детектив знает, кто убил Пола Аллена, потом лишь с подозрением, направленным в сторону героя Бэйла, а в конце и вовсе без всяких мыслей о том, что Патрик причастен к делу. А на постпродакшене эти дубли смонтировали в один – вот и догадайся, что в голове у Кимбалла!

Тем не менее самая лихая головоломка ленты тихонько поджидает публику в финале, когда Бейтман, сознавшись во всех своих кровавых делишках, не получает от этого ни облегчения, ни толики осуждения со стороны. Будто он все это придумал, а в реальности и мухи не обидел. Потому зритель на пару с главгадом оказываются в ловушке – правда ускользает от них так же стремительно, как столик в Dorsia. И каноничного завершения злодейской арки гад не находит, перед ним расстилается лишь выжженное поле из преступлений без наказания, застывшее где-то между реальностью и больной фантазией.

Не фильм, а вечный мемодвигатель

Вне всякого сомнения, «Американский психопат» породил столько мемов, сколько никакой другой фильм или сериал не подарил интернет-публике за всю последнюю пятилетку (оставим родное «Слово пацана» за скобками). Та самая утренняя рутина Патрика, невообразимо серьезная проходка по офису с не самой серьезной музыкой в наушниках, смехотворное обсуждение визиток, надменные высказывания красавчика о том, что «ты всегда можешь быть более подтянутым и выглядеть лучше» – все это увековечено в мем-архивах и при необходимости поднимается к актуальным инфоповодам.

В этой связи самым занятным является следующий факт: именно вокруг вымышленной фигуры Бейтмана выросла абсолютно реальная sigma-male-культура. Что простыми словами означает возвышение посреди серой и удобной для общества толпы тех, кто не гонится за чужим одобрением. Для ироничных – или не слишком – адептов лайфстайла сигм Патрик видится образцовым одиноким волком, который не только на всех плевать хотел, так еще и перестал считать себя тварью дрожащей и пошел вершить чужие судьбы. Что, конечно, перебор, но как гипертрофированный символ неповиновения сгодиться может.

От своеобразного выражения лица местного психопата пошел и так называемый сигма-фейс. Когда Патрик хмурит брови и надувает губы, жди беды – так он выражает максимальное презрение к словам и мнению собеседника. Но в сети этот жест разошелся настолько широко, что используется он уже абсолютно по любому поводу, потеряв конкретную начальную коннотацию. Круто пошутил? Сделай сигму. Кто-то сделал что-то ну очень кринжовое, ой, простите, стыдное? Снова настало время того самого фейса. Уж очень брутально Бэйл это делает в кадре, так и хочется на него быть похожим. Главное, чтобы следование примеру его героя по возможности оставалось в рамках моральных и юридических законов.

Яппи не умирают

Сдается, что главная прелесть «Психопата» – его вечная дискуссионность. Не в том плане, что он сомнительно состаривается и начинает вызывать вопросы посерьезнее. Нет, напротив, чем больше противоречий всплывает в нашем совсем не однородном обществе, тем злободневнее воспринимается сатира, скроенная умелыми руками Хэррон по заветам Эллиса. Что весьма иронично – роман-то еще тогда можно было назвать историческим, ведь обращен он был в уже прошедшее десятилетие. Ну как тут не вспомнить пресловутый тезис о цикличности истории, если он проявляет себя без всякого стеснения?

Недалеко ушло и радикальное феминистское движение, до сих продолжающее вставлять свои критические палки в колеса как фильма, так и первоисточника. Тут же ненароком вспоминается и то, что Глория Стайнем, активистка и ярая защитница всякого рода меньшинств, в свое время обличавшая негодяя Эллиса в сексизме и прочих непростительных грехах, в год выхода картины вышла замуж за отца Кристиана Дэвида Бэйла. И, соответственно, стала мачехой актера, который прославился как раз благодаря участию в экранизации ненавидимой ей нетолерантной книженции. Ирония судьбы, не иначе!

Да, хоть цирк 1980-х, казалось бы, уехал, его клоуны очевидно все еще остаются с нами. Зовутся правда уже не яппи, да и на смену Стайнем пришли другие борцы с ветряными мельницами, но смысл остается, увы, все тот же. Или, точнее, полное отсутствие смысла. Потому чрезвычайно любопытно узнать, каким выйдет предстоящий ремейк уже классического хоррора Хэррон в оптике европейского мэтра Луки Гуаданьино, который больше в любовных драмах специализируется. Благо ожидание новой версии можно скоротать в приятной компании старого друга Патрика за столиком в том самом ресторане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Кожа да кости: Недооцененное величие «Сынов анархии»

Недавно два уважаемых артиста отметили юбилеи: Чарли Ханнэму стукнуло 45, Рону Перлману – 75. Что объединяет этих колоритных мужчин? Одни…

3 часа назад

«Западня»: Сижу за решеткой в машине чужой

Инфантильный воришка Эдди (Билл Скарсгард) болтается по Лос-Анджелесу, перебиваясь инспекцией чужих кошельков и машин на наличие мелочовки, на которую можно…

7 часов назад

Морской кошмар: Как менялся образ кракена в кино и не только

По сравнению с пугающей бесконечностью космоса океан кажется более привычной средой. Но и в его глубинах, если верить легендам, обитает…

11 часов назад

Как российские фильмы и сериалы конвертируются в нейророманы, аудиопьесы и нон-фикшен

Когда по книге снимают кино, это называется экранизация. Бывает же, что, наоборот, тот или иной кинематографический опус конвертируют в опус…

1 день назад

Звезды сошлись: Фильмы о дружбе детей и инопланетян для всей семьи

Космос, манящая даль… Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы…

1 день назад

Сериал «ВИА «Васильки»: Сдвоенный эксперимент по исследованию феномена застойной эстрады

Пожилая богатая дама завещает все свое немалое имущество двум взрослым дочерям, отягощенным проблемами на личном фронте, и юному внуку, вечно…

2 дня назад