«Чужой: Земля» встречает зрителей знакомыми элементами. Интерьерами космического корабля, ретрофутуристичными вещами, нагнетающим музыкальным сопровождением, разношерстной командой исследователей и густой атмосферой тревожности. Ноа Хоули с огромным уважением к оригинальным фильмам перенес удачную формулу классического «Чужого» в свою уникальную работу. При этом завершив отличное вступление мощнейшей кульминацией, которая впервые в серии перенесла место действия на Землю.
Вместе с тем шоураннер ввел в сюжет интересную концепцию – гибридов. Это люди, чье сознание переместили в синтетические тела. Причем первыми испытуемыми оказываются неизлечимо больные дети. «Взрослые» ребятишки и правда органично смотрятся во вселенной ксеноморфа. Этот отряд во главе с синтетиком-наставником посылают расследовать инцидент, показанный в начале истории.
Сериал ясно дает понять, что, несмотря на смену локации и героев, фирменный хоррор, присущий лучшим частям серии, возможен не только в космосе. И выглядят, и звучат все происходящие на экране ужасы на уровне блокбастеров. Однако неожиданно конфликт разрешается самым банальным способом, а на место хоррора Хоули ставит темы, которые Ридли Скотт поднимал в своих последних фильмах по «Чужому».
Насколько сериал хорош в хоррор-составляющей, настолько же он плох в своих псевдофилософских размышлениях. За все более утомительными отсылками к Питеру Пэну и повторяющимися вопросами в духе «Бегущего по лезвию» о том, что делает людей людьми, «Земля» не может предложить практически ничего нового. Хоули выбрал интересный путь развития франшизы в лице гибридов-детей, постепенно осознающих свое превосходство над человеческим видом. В этом видении четко прослеживается настроение «Повелителя мух», также демонстрирующего, что цветы жизни без должной опеки и воспитания теряют ориентиры и становятся настоящими монстрами. Но подал эту тему шоураннер настолько поверхностно и алогично, что ничего, кроме недоумения, эти размышления не вызывают. А от финальной трети сезона и вовсе хочется пробить ладонью лоб.
По сравнению с безумным мистицизмом и отвращением к человечеству в фильмах Скотта интерпретация франшизы Хоули выглядит скорее как имитация, чем как глубокое понимание. Эти высокопарные речи о трансгуманизме, позиционировании Чужого как существа не злого и даже просто непонятого, потакание эмоциональной незрелости гибридов, классовое и видовое неравенство перемешиваются в претенциозный коктейль. Безвкусный, дезориентирующий и запоминающийся лишь тяжелым похмельем.
Теперь в каноне «Чужого» есть еще две вещи. Во-первых, стоит уже принять как должное, что в мире корпоративного будущего работают исключительно люди с отрицательным IQ. Вы сетовали на прошлые части, где персонажи совали лица в яйца ксеноморфов, разгуливали без особой защиты на неизвестной планете и вообще нарушали строгие инструкции, тем самым запуская цепочку из хаоса и разрушений? Здесь подобными вещами выстреливают в аудиторию, точно из пулемета.
Системы сдерживания инопланетных видов будто бы делал инженер-самоучка, а не работник крупной корпорации. Итог – очередная гибель десятков и даже сотен людей. Удаление памяти у гибридов никак не корректируется командой наблюдателей. Что, в свою очередь, логично вызывает непонимание и даже агрессию у других «детей», узнавших о подобной операции. Хотя этого вполне можно было избежать банальным объяснением о сбое в работе программы. Но нет, в данном случае авторам нужно направить праведный гнев зрителей, а заодно и гибридов, на хозяев-диктаторов. Почти у каждого героя отсутствует инстинкт самосохранения, что всегда приводит к предсказуемому кровавому финалу. Глупость на глупости.
Второй элемент канона – наличие персонажей не просто с сюжетной броней, а невероятными, дисбалансными способностями. Вроде главной героини Венди, которая (внимание!) может общаться с ксеноморфами. Вводя подобные элементы в историю, авторы должны четко понимать, что сверхсиле не просто нужно что-то противопоставлять – у физических, ментальных, врожденных или приобретенных преимуществ должны быть четкие объяснения. А когда сценаристы интегрируют имба-героев в историю по собственной прихоти, произведение трансформируется в очередной скучный фанфик про Мэри Сью.
Конечно, есть в сериале и другие приятные моменты помимо высококлассного хоррора. Природная невозмутимость и безупречный скептицизм обесцвеченного блондина Тимоти Олифанта делают синта Кирша самым интересным персонажем сериала. Как и его архиврага – киборга Морроу. По сути, лишь эти герои в любой ситуации руководствуются серым веществом в своей голове (или хорошо написанной программой в случае Кирша). За что им обоим и уходит приз зрительских симпатий.
Стоит, безусловно, похвалить и расширение лора. Те же гибриды удачно вплетены в сеттинг и наверняка найдут развитие в других продолжениях. Или, например, дополнение о масштабах влияния корпораций в будущем, где власть между собой делят пять конгломератов (к сожалению, в сюжете фигурируют лишь два из них). Или введение новых инопланетных паразитов, местами наводящих ужас сильнее Чужого.
Сконцентрировавшись на детях, запертых в телах взрослых, но в то же время получивших небывалые способности, Хоули стал заложником собственного видения. Поскольку любой просчет персонажей, глупый диалог, сюжетную дыру, странные и импульсивные действия теперь можно объяснить банальной глупостью ребятишек или отсутствием у них должного жизненного опыта.
Поэтому и все попытки шоураннера поговорить на серьезные темы воспринимаются как рассуждения псевдоинтеллектуалов о трудностях бытия и роли человека в бескрайней Вселенной, населенной другими разумными видами. Именно эта детскость мешает восприятию «Земли» как зрелого произведения, на что целился Хоули. А в итоге получилось как у позднего Ридли Скотта. И даже хуже.
На Исторической сцене Малого театра состоялась премьера «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого. Сюжет произведения разворачивается вокруг семейной драмы,…
В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…
17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…
Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…
Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…
Главный редактор портала ProfiCinema Нина Ромодановская, кандидат экономических наук, доцент кафедры дистрибьюции и маркетинга продюсерского факультета ВГИК им. Герасимова планирует…