Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Алексей А. Петрухин: «Зрителю необходима отдушина в искусстве, а кино – его самый доступный вид…»

Алексей А. Петрухин: «Зрителю необходима отдушина в искусстве, а кино – его самый доступный вид…»

22 февраля 2023 /
Алексей А. Петрухин: «Зрителю необходима отдушина в искусстве, а кино – его самый доступный вид…»
Алексей А. Петрухин. Фото: Игорь Герасименко

Интервью с продюсером фильмов «Вий», «Училка» и «Тайна Печати Дракона».

С уходом голливудских мейджоров российская киноиндустрия столкнулась с судьбоносным вызовом. Понятно, что как было уже не будет. А как будет? Продюсер Алексей А. Петрухин, известный такими знаковыми фильмами, как «Вий», «Училка» и «Тайна Печати Дракона», ответ на этот вопрос уже давно для себя нашел. Мы встретились с Алексеем и поговорили о том, что ждет наш кинематограф в условиях санкций, и как снимать действительно вдохновляющее кино.

Начнем с новости последних дней: череда судебных разбирательств по делу кинокомпании «РФГ», которая занималась производством проектов с вашим участием, наконец, завершена. Справедливость восторжествовала?

– Да, действительно, мы с бывшим партнером Русланом Устиновым, по его же инициативе, были втянуты в многолетнюю судебную тяжбу, в которой было все – от откровенного рейдерства до угроз и сфабрикованных обвинений против бывших руководителей кинокомпании «РФГ». Я не буду долго распространяться обо всех подробностях – о них можно узнать из СМИ, – однако очень важно отметить, что человек, спровоцировавший весь этот никому не нужный конфликт, в итоге сам оказался под преследованием со стороны правоохранительных органов. Против него и его конкурсных управляющих возбуждено уголовное дело, и это о многом говорит. Никаких сомнительных сделок и финансовых нарушений обнаружено не было, о чем свидетельствует заключение последнего арбитражного управляющего кинокомпании «РФГ». По итогам аудита вынесено решение, которое озвучили на общем собрании кредиторов. Все иски так называемыми (потому что на самом деле все они были фиктивными) кредиторами отозваны. В отношении бывших конкурсных управляющих заведены уголовные дела, так как выяснилось, что они действовали противозаконно исключительно в интересах Устинова за солидное вознаграждение.

Алексей А. Петрухин
Алексей А. Петрухин. Фото: Игорь Герасименко

Увы, это не первое подобное судебное разбирательство между продюсерами в российском кино. И опыт показывает, что ни к чему хорошему это не приводило – ни для индустрии, ни, что важнее, для зрителя.

– Я всегда говорил о том, что нам нужно перестать конфликтовать внутри такой еще пока небольшой индустрии. Напротив, необходимо сплотиться – особенно сейчас, когда нам бросили вызов недружественные страны. Сможем сейчас выстоять, сохранить кинопроизводство, пережить трудные время для кинопрокатчиков – дальше будет легче и лучше. Мы впервые столкнулись с отсутствием контента, так как сами сделали все, чтобы комфортно существовать в условиях непрерывной поставки фильмов от голливудских студий. Кинотеатрам, по сути, и делать-то ничего было не нужно – нет необходимости делать роспись, продвигать проекты, вкладываться в маркетинг, производить самим рекламную продукцию. Поэтому и прибыль от проката российских фильмов, которую потом можно было снова пустить на производство контента, кроме самих создателей, мало кого интересовала. Так ни одна киноиндустрия существовать не сможет! Надо работать с отечественным продуктом. Сейчас, пока мы, кинематографисты, создаем контент, у кинотеатров есть время наладить работу по продвижению фильмов. Нам нужно выстоять – потом сами же будем рады, что смогли отстоять независимость и самодостаточность.

Ваши проекты всегда отличались идеологической составляющей. В них чувствовалась некая гражданская позиция, за которую вас нередко ругали. Провоцируете критиков?

– Я бы не назвал это провокацией. Просто искренне верю, как и вся наша команда, в силу слова и важность того, что герои воспроизводят на экране. Любое художественное произведение должно нести идею, авторский посыл, вдохновлять и мотивировать. В моем понимании кино создается для того, чтобы вдохновлять! Даже самая трагическая драма должна давать оптимистический настрой, побуждать человека к позитивному действию, движению вперед. Посмотрев фильм, человек должен хоть на чуть-чуть, но стать лучше. Кино – это созидающая и мотивирующая сила, вдохновляющая на поиск и саморазвитие. Если мы говорим о национальном кинематографе, то еще одной важнейшей задачей кино является сохранение истории и традиций. Именно поэтому Голливуд создает такое количество фильмов о тех или иных исторических эпохах, событиях, реально существовавших героях. С помощью фильмов проще всего сформировать представление (правильное для государства) о собственных корнях. Только ученые-историки способны изучать архивные материалы, а простому человеку нужна быстрая и простая форма получения сведений. И эта форма – кино!

Ваши проекты, основанные на исторических фактах, – военная драма «Прощаться не будем», экшен-триллер «Последнее испытание», – как раз шаги в этом направлении?

– Совершенно верно! В любые времена зрителю необходима отдушина в искусстве. Как говорил герой Василия Шукшина: «Душа требует праздника». В этом нет ничего плохого, наоборот, человек, приходя в кинотеатр, должен отдыхать душой и получать пищу для ума. Мы постарались объединить эти две задачи в новом проекте – семейной комедии «Папы против мам». Она выходит в прокат 23 февраля, но отлично подойдет к любым праздникам – от Нового Года, когда зрители ждут чудес, до 8 Марта. Таким образом, после премьеры фильма его экранная история может охватить сразу несколько месяцев, что позволит кинотеатрам осуществить роспись на длительный период. «Папы против мам» — это проект-напоминание зрителю о простых житейских ценностях, о стабильности семейных отношений, необходимости уметь слышать друг друга, об ответственности и любви, без которых не может быть крепкой семьи. Уверен, что жанр семейной комедии с элементами драмы – самый популярный и востребованный зрителем. Мы постарались сделать фильм по-настоящему душевным.

Кого зритель увидит на экране?

– В картине главные роли исполняют блогеры-миллионники Елена Балабанова (Helen Yes, более 11 млн подписчиков) и Артем Кухтеев, а также популярные актеры Роман Постовалов («Уральские пельмени»), Анна Чурина, Артем Ткаченко, Владимир Стеклов и совсем юные дарования Лиза Медведева и Севастьян Бугаев. Также в одной из ролей в проекте занят кумир миллионов – лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков. Надеюсь, что нам – актерам и создателям – удалось передать главную мысль картины: важнее семьи ничего нет! С какими бы испытаниями мы ни столкнулись, очень важно сохранить любовь и взаимопонимание, ну и – просто оставаться людьми.

Каков ваш прогноз на развитие киноиндустрии в 2023 году?

– Главное сейчас – перебороть страх перед неизвестностью и собственную лень. А дальше уже можно просто работать, занимаясь каждый своим непосредственным делом. Если кинематографисты, засучив рукава, будут производить качественный контент, а прокатчики и онлайн-площадки его грамотно продвигать, все трудности мы преодолеем. Еще хотел бы отметить, как важно нам перестать соперничать и претендовать на своего «особого» зрителя. Огромной проблемой стало то, что большинство из участников киноиндустрии считают себя конкурентами. Каждая российская студия выпускает по одному фильму в год, дай Бог… а то и в два года. Конечно же, есть Сергей Сельянов, который выпускает два-три фильма и мультфильма в год. Но сколько в России таких крупных продюсеров? По пальцам можно пересчитать. А конкуренция есть! И конкуренция в чем? Два фильма сделали – встали на одну дату. И начинают тягаться, у кого ресурс сильней. Кинопроизводство – это обмен творчеством, энергией, духом, вдохновением, эмоциями. Для проекта важна обертка – так же, как и начинка. Если то и другое отличного российского качества – зритель будет доволен. И нечего сравнивать себя с Голливудом, о нем зритель очень скоро забудет!

В одном из постов в своем telegram-канале вы говорите о том, что с уходом из онлайн-кинотеатров контента компании Disney российский зритель не только ничего не потеряет, но и наоборот – приобретет. Мысль вполне логичная, но споры вызвала немалые!

– Не устану повторять: необходимо не только квотировать голливудские фильмы в кинопрокате, но и жестко лимитировать те, что выходят на онлайн-площадках. Да, пока своего собственного контента недостаточно, его необходимо создавать с учетом наших традиций, интересов российской публики и образовательной задачи, которая стоит перед кинопроизводителями. Обойдемся мы без Disney с его сомнительными посылами, которые прямо или косвенно постоянно внедрялись в детские фильмы в последние годы. Все эта гендерная нейтральность, толерантность на грани пропаганды ЛГБТ и прочее. Зачем это нашим детям? Переходный период будет трудным и долгим! Он может занять несколько лет (хотя мы, кинематографисты должны, обязаны торопиться создавать свое нужное и важное кино), уйдут иностранные дистрибьюторы, на их место придут российские, закроются некоторые кинотеатры, откроются новые. А те, кто выживут станут основой новой российской независимой от Голливуда индустрии.

Алексей А. Петрухин в кино с 2002 года. На его счету – более 30 продюсерских работ. Среди них – самый кассовый фильм 2014 года «Вий 3D», драма «Училка», удостоенная 36 фестивальных наград, самый дорогой фильм в истории российской индустрии «Тайна Печати Дракона», а также «Последнее испытание», «Прощаться не будем», «Буран», «Выйти из группы» и др. В этом году у него уже вышла на экраны семейная комедия «Папы против мам», впереди – социальная драма «Два капитана», боевик «Невиновен 2. Кровник» и военно-приключенческий фильм «Отряд «С». Также в производстве сериал и два полных метра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: