8 ключей к пониманию хоррора «Мы» - КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > 8 ключей к пониманию хоррора «Мы»

8 ключей к пониманию хоррора «Мы»

10 апреля 2019 / Юлия Кузищина
8 ключей к пониманию хоррора «Мы»

Разбираемся в тайных смыслах, которые заложил (ну, или нет) в свой жанровый хит Джордан Пил.

Дебютный фильм Джордана Пила «Прочь» оказался ярким хоррором с доходчиво выраженной социальной позицией. В своей второй работе «Мы» режиссер продолжил говорить о проблемах американского общества. Фильм ужасов о злых доппельгангерах, уже собравший в домашнем прокате $152 млн., содержит немало потаенных смыслов и отсылок. «КиноРепортер» разбирает 8 элементов картины, которые помогут в понимании этого социального хоррора, рассказывающего об эпидемическом нападении двойников на американцев.

US

Фильм Джордана Пила рассказывает о двойственности мира, и намеки на это режиссер дает еще до начала истории. Оригинальное название «Us» может перевести и как «мы», и как «United States», то есть «США». «Да это же мы!» — говорит сын героини, когда Связанные проникают в их гостиную. Уже в названии Пил намекает на политический подтекст фильма. Эту идею проговаривают в фильме Связанные, утверждающие свои права: «Мы — американцы».

11:11

Надпись «Иеремия 11:11» появляется на картонке, которую держит бездомный в парке развлечений, где главная героиня Аделаида впервые встретит своего злого клона Рэд. Соответствующая глава в Библии предрекает беду: «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их».

Зеркальное число 11 продолжает мотив симметрии и двойственности и появляется перед тем, как героиня сталкивается с испытаниями. На ярмарке Аделаиде достанется одиннадцатый приз, перед тем как она впервые забредет в лабиринт. А в тот самый день, когда мир начинают наводнять двойники, число 11 будет постоянно всплывать перед глазами героини: то по телевизору, то на часах. Отсылки же к Библии тоже будут появляться и в других местах: некоторые двойники носят библейские имена — например, Авраам, двойник мужа Аделаиды Гейба.

КРОЛИКИ

Клетки с кроликами появляются уже на начальных титрах. Позже мы узнаем, что животные служат кормом для Связанных, которые поедают их сырыми. По собственному шутливому признанию, Джордан Пил не очень большой фанат кроликов: режиссер не доверяет их апатичному взгляду и призывает не покупаться на безобидный вид. Но даже если не брать во внимание личные антипатии режиссера, эти животные вызывают и другие ассоциации. Кроликов часто используют для тестов и экспериментов. В результате экспериментов правительства появились и Связанные. Помимо этого, кролики вызывают ассоциации с Льюисом Кэрролом: когда Аделаида спускается в подвал, он превращается в магическое место, подобное кроличьей норе, куда попала его героиня Алиса.

КРАСНЫЕ КОМБИНЕЗОНЫ

Красные комбинезоны, одна перчатка и золотые ножницы составляют отличительный вид двойников, происхождение которого в фильме не объясняется. Однако, можно предположить, что цвет костюма позаимствован из сценического образа Майкла Джексона — маленькая Аделаида разгуливает в футболке с его портретом из клипа «Триллер», где певец появляется в ярко-красной одежде. Сам комбинезон — это унифицирующая рабочая одежда, которая связывает антагонистов с определенной социальной прослойкой населения США. Кроме того, комбинезоны уже появлялись в хоррорах — например, похожим луком мог похвастаться Майкл Майерс в «Хэллоуине».

ПЕРЧАТКА

Отсылкой к Джексону может быть и другая деталь костюма Связанных — певец часто выступал только в одной перчатке. Впрочем, это можно считать и по-другому: «Мы» делает референсы к фильмам из 80-х, и вдохновляющей фигурой вполне мог стать культовый маньяк Фредди Крюгер (кассета с «Кошмаром на улице вязов» мелькает в кадре в самом начале фильма).

НОЖНИЦЫ

В «Мы» не объясняется, откуда же Связанные взяли так много ножниц. Образ этого инструмента складывается из нескольких свойств, которые легко укладываются в мир фильма. Ножницы обладают симметрией и состоят из двух одинаковых, но зеркально отраженных частей — знакомый мотив, да? Стилистически это идеальное холодное оружие для хоррора: запоминающееся, но обыденное, наносящие глубокие, но не обязательно смертельные раны. При этом ножницы несут определенный смысл для Связанных, которые хотят не столько убить, сколько отрезать себя от мира, от которого им приходится зависеть. Это желание иллюстрируется в одной из сцен Рэд, где разрезает ножницами бумажную гирлянду из соединенных фигурок людей.

HANDS ACROSS AMERICA

В начале фильма Аделаида видит по телевизору ролик флешмоба Hands Across America — реальной благотворительной акции, которая прошла 25 мая 1986 года, в котором приняли участие 6,5 миллионов американцев. Во время мероприятия 6.5 млн людей взялись за руки в знак поддержки бедных и бездомных и заодно пожертвовали небольшие суммы. Однако акцию раскритиковали, потому что она была направлена не на системные изменения, которые смогли бы улучшить жизнь тех, кому необходима помощь, а просто создавала видимость участия. В «Мы» восставшие связанные убивают своих двойников и выстраивают цепь, пытаясь добиться изменений в своей жизни.

I GOT 5 ON IT

Песня хип-хоп группы Luniz не только играет в начале фильма, когда Уилсоны едут в машине, но и звучит в финале. Именно под зловещий ремикс хита 1995 года происходит схватка Аделаиды и Рэд. В песне идет речь о покупке травки, но Пил не только хотел показать родителей, смущенно слушающих песню о запрещенных веществах при детях, но и отдать дань уважения музыке, которая зародилась в Калифорнии.

Читать такжеСильная мытафора: Рецензия на хоррор Джордана Пила «Мы»

Читайте также

Дженнифер Лопез и Оуэн Уилсон сыграют в ромкоме Кино
23 апреля 2019

Дженнифер Лопез и Оуэн Уилсон сыграют в ромкоме

Актеры сыграют неожиданную пару в экранизации графического романа.

[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность Кино
22 апреля 2019

[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность

В первой части обзора основного конкурса — четыре фильма, раскрывающие разные грани внутреннего мира человека.

Владислав Опельянц получил премию «Белый квадрат» Кино
21 апреля 2019

Владислав Опельянц получил премию «Белый квадрат»

Жюри отметило кинооператора за работу над фильмами «Селфи» и «Лето».

Александр Кузнецов и Ангелина Стречина стали лауреатами премии «Аванс» (фото) Кино
20 апреля 2019

Александр Кузнецов и Ангелина Стречина стали лауреатами премии «Аванс» (фото)

«КиноРепортер» вручил молодым российским актерам награду журнала на ежегодной вечеринке White Party в честь ММКФ.