К выходу второго сезона «Обычной женщины» вспоминаем, какие роли сделали актрису по-настоящему народной звездой.
«Анна: От 6 до 18» (1993)
Анна. От 6 до 18 (1993) ⁄ Документальный
За 20 лет до «Отрочества» Ричарда Линклейтера киноэксперимент со взрослеющими на глазах зрителей детьми провел Никита Михалков. С 1980-го по 1993-й он снимал свою дочь Анну, задавая ей одни и те же вопросы в разном возрасте (Чего ты больше всего любишь / боишься / хочешь / ждешь /не любишь?). Пока девочка превращается в девушку, в стране происходят исторические события: один за другим умирают Брежнев, Андропов и Черненко, начинается перестройка и рушится СССР. Самой Михалковой картина категорически не нравится — актриса считает ее «препарированием своей личной жизни» и «эксгибиционизмом души».
«Связь» (2006)
СВЯЗЬ (2006) / Фильм
На мелодраме «Связь» началось сотрудничество Михалковой с Авдотьей Смирновой, для которой фильм стал режиссерским дебютом. Затем дочери знаменитых кинематографистов сняли вместе комедию «Кококо» (2012), историческую драму «История одного назначения» (2018) и новеллу для альманаха «Петербург. Только по любви» (2016). «Связь» рассказывает о любви женатого московского бизнесмена (Михаил Пореченков) и замужней женщиной (Михалкова), которые никак не могут ни полностью расстаться, ни до конца сойтись, но упорно продолжают врать своим семьям. Простая, но понятная история и тонкая игра актеров, выступивших в образе «неформатных» любовников, сделали этот фильм едва ли не главой человеческой мелодрамой нулевых, хотя в ней легко угадывается влияние «Осеннего марафона» или «Отпуска в сентябре». За «Связь» Михалкова получила «Золотого орла», а Смирнова — приз «Кинотавра» за лучший дебют.
«Изображая жертву» (2006)
В экранизации пьесы братьев Пресняковых, которую снял Кирилл Серебренников, у Михалковой роль небольшая, но яркая. Она играет младшего лейтенанта Люду, которая не расстается с видеокамерой, фиксируя следственные эксперименты, и параллельно названивает мужу, объясняя ему, где лежит мясо. В театре текст, полный шекспировских страстей, с успехом ставил тот же Серебренников, но Михалкова спектакль не видела — режиссер советовал не ходить, чтобы не перенимать уже созданные образы. Многие чувствительные зрители не приняли черную комедию из-за обилия мата, однако актриса подчеркивала, что нецензурная лексика используется там не ради эпатажа, а чтобы адекватно показать людей, «живущих на городских окраинах». «Между ними и теми, про кого снимают фильмы, огромная пропасть, это просто два разных народа», — сетовала актриса в 2006-м.
«Кококо» (2012)
Кококо — Трейлер (2012)
В купе встречаются две девушки за 30: интеллигентная сотрудница музея Лиза (Анна Михалкова) и нагловатая провинциалка Вика (Яна Троянова). Их ограбят, первая приютит у себя в Питере вторую, героини подружатся, но с оговорками. Сначала Лиза увидит в шумной и прямолинейной Вике «антропологический интерес» и возможность повеселиться, но постепенно новая знакомая начнет действовать ей на нервы своими выходками. С одной стороны, Авдотья Смирнова сняла комедию положений, бадди-муви в стиле «Самолетом, поездом, машиной», с другой — трагикомедию о различиях «интеллигенции» и «народа» в России, ироничный (и временами язвительный) взгляд на стереотипы о социальных классах. По сути, Михалкова тут играет лишь вторую главную роль в карьере, и ее экранный дуэт с Трояновой — один из самых ярких женских тандемов в 2010-х. Обе актрисы по-настоящему раскрываются благодаря друг другу и остроумному и сценарию Смирновой и Анны Пармас.
«Обычная женщина» (2018)
Обычная женщина. Нерасказанная история
После череды лирических комедий Анна Михалкова неожиданно появилась в «Во все тяжкие» а-ля рус, вновь объединившись с режиссером Борисом Хлебниковым, у которого играла дочь доброго безумца в «Сумасшедшей помощи». «Обычная женщина» — детективный сериал про беременную владелицу убыточного цветочного магазина (Михалкова), которая втайне от семьи содержит бордель. Когда ее секс-работницу (Аглая Тарасова) убивают, героине приходится срочно избавиться от тела и метаться между полицией, бандитами, ФСБ, изменяющим мужем-хирургом, любопытной свекровью и проблемными дочерями, одна из которых захотела продать свою девственность в сообществе собственной матери. Несмотря на низкие рейтинги в эфире ТВ-3, реалистичная криминальная драма про Россию заинтересовала интернет-аудиторию, став одним из главных отечественных сериалов 2018-го наравне с «Звоните ДиКаприо!» и «Домашним арестом». Третий «Золотой орел» в карьере Михалковой.
«Шторм» (2019)
Шторм. Киносериал Бориса Хлебникова (18+) || 1 серия. Без цензуры
Через год после «Обычной женщины» на платформе Start показали еще один авторский сериал Бориса Хлебникова с Анной Михалковой про неоднозначных героев. Правда, на первом плане тут «адреналиновый мудак» из Следственного комитета (Александр Робак), который объявляет войну баллотирующемуся в мэры микроолигарху, из-за коррумпированной работы которого гибнут девять детей. Однако следователю приходится идти на сделку с совестью, когда его возлюбленной (Михалкова) — преподавательнице психологии — срочно требуется пересадка печени в Германии. Как и в «Обычной женщине» героиню Михалковой здесь зовут Марина, но на этом сходства заканчиваются: здесь у актрисы пассивная роль, помогающая раскрыть персонажа Градова. Четвертый «Золотой орел» в карьере Михалковой.
«Давай разведемся!» (2019)
Давай разведемся | Трейлер
Свой комедийный талант Михалкова продолжила демонстрировать в режиссерском дебюте Анны Пармас — сценаристки «Кококо» и автора клипов «Ленинграда» и культового сериала «Осторожно, модерн!». По сюжету, вечно занятая гинеколог-трудоголик Маша (Анна Михалкова) узнает, что ее муж-домохозяин (Антон Филипенко) завел любовницу. После ухода супруга Маша начинает во всем винить себя, но вскоре осознает, что никакой трагедии нет. Гомерически смешная и энергичная комедия о том, что жизнь после 40 не заканчивается. Пармас сняла своего рода анти-ромком, который продвигает феминистскую повестку в массовое кино и проговаривает бы очевидные вещи о необязательности гендерных ролей. Забавно что фильм вступает в полемику с вышеупомянутой мелодрамой «Связь», которая также когда-то получила приз «Кинотавра» за лучший дебют. Если Смирнова настаивала на сохранении семьи, то спустя 13 лет Пармас утверждает, что личное счастье женщины не должно завесить от наличия мужа.
Комментарии