Рассказываем про героев, которые много страдают и мало говорят.
Осень – лучшее время погрузиться в мир скандинавского нуара. «КиноРепортер» выбрал 5 завораживающих фильмов, основанных на произведениях мастеров этого жанра. Имена Стига Ларссона и Ю Несбе на слуху, но и другие авторы подарят немало страшно приятных минут. А если захочется большего, то у нас хорошая новость – у этих фильмов чаще всего не только есть кинопродолжения, но и целая книжная вселенная, куда стоит заглянуть хотя бы одним глазком.
«Девушка с татуировкой дракона» (2009) / Швеция
Стиг Ларссон в представлении явно не нуждается – к его трилогии «Миллениум» про журналиста Микаэля Блуквиста и хакера Лисбет Саландер киноделы подступались не раз. В первый раз шведы сработали максимально оперативно и за год выпустили на экраны все три части – с Нуми Рапас и Микаэлем Нюквистом. Открывающая, «Девушка с татуировкой дракона», знакомит зрителя с основными персонажами, вводит в курс дела (герои расследуют смерть девушки из влиятельного семейства) и может считаться более-менее законченным произведением. Вторая и третья тесно переплетены между собой и позволяют пристальнее взглянуть на жизни героев и их взаимоотношения, хотя внешних угроз в продолжениях тоже хватает.
Позднее за роман Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» брался даже такой гений жанра, как Дэвид Финчер (Дэниэл Крэйг и Руни Мара в ремейке). А спустя еще несколько лет в попытке сыграть на наследии автора был уличен Давид Лагеркранц, использовавший наброски скончавшегося писателя в качестве основы для четвертого романа «Девушка, которая застряла в паутине». И само произведение, и его экранизация в итоге вызвали вопросы.
В частности и потому, что пропали присущие Ларссону рассуждения о феминизме, справедливости и правовом экстремизме. При этом своим убеждениями писатель не бравировал, вплетая остросоциальные мотивы в повествование. Получалось одновременно тонко и жестко, что добавляло его произведениям не только веса, но и глубины.
«Поцелуй зла» (2011) / Финляндия
Финн Рейо Мяки начал писать детективные истории в 1985 году. Спустя год на его страницах дебютировал частный детектив Юсси Варес, о похождениях которого уже написано 25 книг. Неудивительно, что в персонажа мертвой хваткой вцепились кинематографисты: вышло аж 9 полнометражных фильмов. В первых двух главную роль сыграл Юха Вейонен, в последующих – Антти Рейни. Действие всех романов происходит в портовом городе Турку, а потому экранизации можно воспринимать как готовое туристическое пособие. Правда, ехать туда после просмотра вам не захочется – разве что ради красивой природы.
Начинать знакомство с Варесом лучше с первого фильма обновленной серии «Поцелуй зла», чтобы лучше понимать: что происходит и кто на чьей стороне. В этой части Юсси пытается найти убийцу студентки и по старой доброй традиции влипает в неприятности. Так что здесь смешаны все классические жанровые ингредиенты – много убийств, жестокости, циничного юмора и красивых женщин. А в центре, конечно же, неоднозначный герой, за которым безумно интересно следить.
«Мистериум. Начало» (2013) / Дания
Писатель Юсси Адлер-Ольсен вырос в семье психиатра и детство провел в резиденциях неподалеку от госпиталей по всей Дании. В 34 года он взялся за non-fiction, а в художественной литературе дебютировал только 13 лет спустя. Зато с шиком – именно Юсси придумал отдел Q, где занимаются делами с истекшим сроком давности.
Главных героев серии – не сильно разговорчивого Карла Мерка и его оптимистичного напарника Ассада – сыграли Николай Ли и Каас Фарес Фарес. В первой экранизации, в оригинале – «Женщина в клетке», они внезапно выходят на след маньяка-психопата. Неторопливый темп, гнетущая атмосфера, страшные преступления – в общем, всего того, что вы так любите, в этой франшизе в избытке.
«Снеговик» (2017) / Норвегия
Со «Снеговиком» по мотивам одноименного романа Ю Несбе произошла любопытная история: несмотря на то, что его снял швед Томас Альфредсон, радикально изменивший первоисточник, на выходе получилась классическая голливудская картина. Которую попинали, кажется, все: и свои, и чужие. Ленте действительно настолько не хватило режиссерского мастерства, что плохо в ней почти все.
Однако Харри Холе, о котором было написано 12 романов, явно достоин лучшего, хоть он и не самый приятный тип. Впрочем, циник, курильщик и алкоголик – классический образ для любого героя нуара, скандинавский он или голливудский. И будем надеяться, что следующая кинореинкарнация у него выйдет получше.
Зато, словно в противовес, в киномире существует другой герой, вышедший из-под пера Несбе. Роджер Браун – блестящий специалист по подбору персонала, не гнушающийся кражами и прочими махинациями вопреки своему статусу. Однако, как водится, однажды что-то идет не так и Роджер сам становится добычей. Главные роли в фильме Мортена Тильдума с говорящим названием «Охотники за головами» (2011) сыграли Аксель Хенни и Николай Костер-Вальдау. На выходе – бодрый экшен, лихо закрученная интрига и неподдельный накал страстей.
«Горькие цветы» (2007) / Норвегия
Варг Веум – норвежский Шерлок Холмс, который в раскрытии дел полагается не на силу, а на острый ум и наблюдательность. Героя придумал Гуннар Столесен, который даже не скрывает, что вдохновлялся романами Конан Дойля, когда был подростком. Однако своему детективу он добавил любопытных черт. Веум, как и сам писатель, обитает в портовом Бергене и отличается довольно мягким (особенно для детектива) характером. Шутка ли: он потерял работу в службе защиты детей из-за того, что избил человека, проявляющего к ним насилие. Впрочем, дети часто помогают Варгу в его расследованиях – достаточно лишь прислушаться к ним.
Для норвежцев Варг Веум (имя происходит от старинного высказывания «вне закона», которое можно трактовать по-разному) стал действительно знаковым героем – ему даже установили памятник. Этим же фактором объясняется и интерес кинематографистов: персонажу посвятили целый цикл фильмов. Начинается он с «Горьких цветов» – истории о пропавшей девушке, чье исчезновение запускает целую цепочку непредсказуемых событий. Из плюсов, помимо играющего главную роль Тронда Эспена Сейма, можно выделить завораживающую атмосферу и размеренный темп, но саспенса это нисколько не убавляет.
Комментарии