В подборке – боевик с Петровым и Ходченковой, драма с Мишель Уильямс и Джулианной Мур, полицейское расследование с Леа Сейду и трагикомедия про московского бизнесмена в Киеве.
«Герой»
В Лондоне переполох. Некто заявил, что он российский «спящий агент» из секретной спецшколы «Юность», которого заслали в Англию 15 лет назад. Но выступление перед прессой срывает диверсия. Вслед за этим в Германии интеллигентного вида пожилой мужчина пытается убить Андрея Родина (Александр Петров)— продавца скейтов. От неминуемой смерти парня спасает звонок отца, которого тот давно схоронил. Вскоре мы узнаем, что Андрей, как и Маша (Светлана Ходченкова), которую он успел спасти сам, также прошли подготовку в «Юности». Двое агентов пробираются в Калининград, чтобы найти своего бывшего куратора — того самого якобы давно погибшего отца Андрея (Владимир Машков). А за ними одновременно охотятся российская разведка и какие-то загадочные наемники.
Последний, по заявлениям самого актера, фильм в карьере Машкова и четвертый тандем с режиссером Кареном Оганесяном («Домовой» и сериалы «Налет» и «Медное солнце»), получился масштабным ответом «Джейсону Борну» — впечатляющим шпионским экшеном с пестрой географией, перестрелками, погонями, драками и резкими сюжетными поворотами. Петров и Ходченкова играют молодых людей, которые 15 лет вели жизнь простых обывателей, а потом вдруг включили режим «супершпион», словно не прекращали практиковаться ни на минуту. А еще у них любовь, и поверить в это, честно говоря, еще сложнее. И тем не менее смотрится «Герой» легко, скучать не приходится, и даже несколько странно, что на премьере на финальных титрах были такие жидкие хлопки.
Александр Фолин
«Боже мой!»
В основе фильма — участника конкурса последнего Каннского фестиваля от режиссера Арно Деплешена — лежит реальный случай, произошедший в 2012 году во Франции, когда в своем доме была найдена мертвой пожилая женщина. В картине, где главные роли сыграли Рошди Зем, Леа Сейду и Сара Форестье события происходят в коммуне Рубе на границе с Бельгией, художественно описывая расследование из нашумевшей документальной ленты, показанной тремя годами ранее по французскому телевидению.
Комиссар полиции Якуб Дауд — уставший от бесконечных драк, наркоманских разборок и побегов магрибских девушек к бельгийцам, где по слухам обретается рай для проституток, — единственный из своей большой арабской семьи, кто не вернулся на родину в Северную Африку. Привык, стало быть, к чужому языку и западной жизни. Он одинок, умен и прозорлив до такой степени, что всегда знает, кто виноват в преступлении, а кто нет. Первая половина фильма отдана тщательной экспликации полицейской работы в депрессивном городке, чуть ли не эмигрантском анклаве, где проницательный комиссар расследует всякую ерунду, типа ложных доносов с целью получения страховки.
Однако когда в одной бедной развалюхе произошел пожар (опытному глазу копов становится ясно, что с целью сокрытия улик), Дауд мгновенно оживляется и после короткого расследования изобличает двух подружек-лесбиянок во лжи. Леа Сейду играет мать-одиночку Клод, которая, возможно, задумала преступление, а Сара Форестье ее дебиловатую сожительницу Мари, судя по всему и совершившую жестокое убийство соседки. Впрочем, невиновных в этой истории нет, и нам лишь остается наблюдать, какими методами следователи добиваются правды от обеих преступниц. Снято это кино впечатляюще подробно, причем актерская игра с трудом поддается критике — поэтому классический сюжет про убийство старушки у Деплешена выглядит не столько очередным перепевом Достоевского, сколько трагической оперой, до краев наполненной гуманистическим пафосом. Режиссера всерьез интересует неприкаянность и изматывающее одиночество людей, обесценивание жизни в социуме, где все меряется деньгами, и как следствие — потеря нравственных ориентиров у изгоев общества. Стоит отметить, что после того, как стало известно, что Деплешен снимет «Боже мой!», родственники реальной жертвы выступили с обращением к автору, с просьбой не оправдывать в фильме убийц.
Игорь Игрицкий
«После свадьбы»
В 2007 году датчанка Сюзанна Бир чуть было не взяла «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, проиграв Флориану фон Доннерсмарку с его нашумевшей «Жизнью других». В оригинальной версии «После свадьбы» главную роль играл Мадс Миккельсен, а речь шла о филантропе, живущем Индии, который получал из Копенгагена неожиданный миллион евро на свой детский приют в Мумбае. В 2019-м муж Джулианны Мур, режиссер Барт Фрейндлих переснял картину, сделав одной из главных героинь звездную супругу, хотя роль Миккельсена досталась все же Мишель Уильямс. Почему так — не совсем ясно.
Но история осталась прежней: соучредитель индийского детдома Изабель (Уильямс) узнает, что в Нью-Йорке ни с того ни с сего беспризорникам готовы пожертвовать два миллиона долларов (видимо ставки растут с оглядкой на инфляцию). Женщина едет за щедрым донатом в Штаты, чтобы принять неожиданный дар и познакомиться с миллионершей-благотворительницей Терезой (Мур) и ее семьей. На Манхэттене героиня неожиданно встречает своего экс-бойфренда Оскара (Билли Крудап) на свадьбе его дочери Грейс (Эбби Куинн) — и по странному стечению обстоятельств бывший оказывается мужем Терезы. Попутно выясняется, что вся троица связана некой тайной, относящейся к их далекой юности. Изабель понимает, что просто так никто никому миллионов не подаст. Она начинает поиски правых и виноватых, но натыкается на ряд интересных обстоятельств, меняющих ее картину мира. Поначалу соц-активистка подозревает благотворителей в нехорошем, но как часто бывает в сценариях, где гражданский пафос переливается через край, обнаруживает, что миллионщики вовсе не такие уж сволочи, как показалось вначале, а некоторые совсем даже наоборот.
Стоит отметить, что Крудап до того снимался у Фрейндлиха в дуэте с Мур аж дважды — в «Тенях прошлого» и «Доверься мужчине», так что можно говорить не только о семейном подряде, но и стабильном актерском ансамбле у данного режиссера. Однако на пользу картине это не идет.
Игорь Игрицкий
«Иванов»
В 1982 году, в день, когда Андропов занимает пост генсека ЦК КПСС, маленький москвич Саша Иванов узнает, что его родители погибли, и спрашивает бабушку: «Что со мной будет?». Спустя 30 лет Иванов — успешный бизнесмен, занимающийся производством сухариков. Когда на него заводят дело, бывший физик пакует розовый чемодан и срывается в Киев, где ищет наживы, встречается с девушками в клубах и вместе с партнером покупает судоверфь у подозрительного рейдера Тарадайко, еще одного экс-физика.
В 2011-м «Иванова» сыграл, написал и поставил инвестор, топ-менеджер и синефил Дмитрий Фалькович, решивший снять автобиографичную трагикомедию, впечатлившись примерами друзей-режиссеров Ильи Хржановского и Ильи Демичева. Восемь лет кино монтировали, катали по фестивалям и просто держали «на полке». Лента не попала на крупные смотры, хотя у Фальковича получился живой и нетривиальный взгляд на криминальное кино про постсоветский бизнес. Здесь нет разборок в стиле «Бригады», зато есть зайдлевский черный юмор, сорокинские монологи, оператор от Брюно Дюмона и постдокументальный подход: разговоры подслушаны, следователь играет следователя, инвестор — инвестора. Также по «Иванову» можно будет изучать, как российская и украинская столицы выглядели до Собянина и Кличко.
Михаил Моркин
О фильмах «К звездам» и «С любовью, Антоша» «КиноРепортер» писал отдельно. Рецензию на сайфай-драму с Брэдом Питтом можно прочесть здесь, а текст про документальный фильм об Антоне Ельчине смотрите тут.
Комментарии