10 ноября легендарному Эннио Морриконе могло бы исполниться 95 лет. Он был, возможно, самым значимым и многогранным кинокомпозитором в истории. Блестящий стилист, он улавливал темы и мотивы фильмов с необыкновенной точностью, а часто придавал им новые измерения и смыслы. Музыка из «Хорошего, плохого, злого», «Однажды в Америке», «Нечто», «Неприкасаемых», «Малены» и «Омерзительной восьмерки» навсегда останется непревзойденной. Однако мастер, помимо всемирно известных хитов, написал более пятисот саундтреков.
«КиноРепортер» выбрал 10 малоизвестных, но столь же превосходных работ Эннио Морриконе, с которыми стоит ознакомиться каждому.
Заглавная тема Tema Italiano к криминальной драме «Сицилийский клан» – одна из жемчужин фильмографии Эннио Морриконе. Достаточно представить, как Ален Делон, Жан Габен и Лино Вентура стреляют друг в друга под нее в фильме, чтобы понять, насколько композитор тонко прочувствовал драматизм гангстерской игры в смерть. Музыка прекрасно передает атмосферу французских криминальных фильмов 1960-х – стильных, мужских и непременно трагичных.
Помимо классической музыки к фильмам Серджио Леоне, Эннио Морриконе написал немало саундтреков к другим культовым спагетти-вестернам. Исступленные крики в начале заглавной темы к «Навахо Джо» Серджио Корбуччи так же сильно въедаются в голову, как свист из леоновского «Хорошего, плохого, злого» (1966). Кроме того, они отлично передают душевное смятение главного героя в исполнении Берта Рейнольдса. К слову, Квентин Тарантино использовал отрывок из этой композиции в кульминации «Убить Билла 2» (2004).
В этом довольно мрачном детективе герой Жан-Поля Бельмондо идет по следу серийного маньяка, убивающего проституток и стриптизерш. Эннио Морриконе прекрасно уловил атмосферу «Страха над городом», саундтрек не только вызывает тревогу, но и подчеркивает одиночество сурового комиссара, которому некому доверять в порочном Париже 1970-х.
Культовый итальянский криминальный фильм с Франко Неро («Джанго», 1966) в роли скромного банковского служащего, задумавшего тайком ограбить свое место работы. Для музыкального сопровождения Эннио Морриконе неожиданно выбрал джаз, напоминающий Дэйва Брубека и других классиков конца 1950-х. Диссонансы и контрапункты клавишных будто раздаются в нервном мозгу главного героя-социопата. Отличный пример многогранности композитора и его гигантского диапазона.
Сентиментальная красота и драматизм музыки к «Калифше» предвосхищает гениальные композиции Эннио Морриконе к картине «Однажды в Америке» (1983). Фильм о любви на фоне политических конфликтов в Италии с Роми Шнайдер в главной роли сам по себе уже ощутимо устарел, но саундтрек все так же красочен и проникновенен.
Эннио Морриконе неоднократно работал с Бернардо Бертолуччи, и его музыка к «Двадцатому веку» (1976) стала идеальным фоном для многочасовой эпопеи с Робертом Де Ниро и Жераром Депардье. «Трагедия смешного человека» – не самый известный фильм итальянского классика, рассказывающий историю капиталиста, готового пожертвовать жизнью своего сына ради комфорта и благополучия. Морриконе придал этому сюжету мрачные, декадентские черты, стремясь показать моральное разложение богатого владельца фабрики, страх этого «смешного человека».
Услышав первые ноты психоделического саундтрека к триллеру Дарио Ардженто «Четыре мухи на сером бархате», вряд ли кто-то опознает за ними авторство Эннио Морриконе. Здесь нет и следа от монументального стиля мастера: бешеный и громогласный синтезатор вместе с ревущей электрогитарой создают впечатление хаоса, в который по воле злого рока превращается жизнь главного героя фильма – музыканта, случайно убившего человека в пылу вечеринки.
Морриконе написал множество очень интересных и ярких саундтреков для итальянского режиссера Элио Петри. Одной из наиболее значительных работ можно назвать музыку к драме «Рабочий класс идет в рай». Мрачная и гротескная притча о рабочем, который оказывается в центре конфликта интересов как капиталистов, так и профсоюзов и революционеров. Эннио Морриконе отлично стилизовал композиции под коммунистические марши, добавив при этом фирменную щепотку тревожности и амбивалентности.
Феминистская драма Дамиано Дамиани о молодой сицилийке (в исполнении Орнеллы Мути), бросившей вызов патриархальному обществу, которым руководят мафиозные законы. В «Самой красивой жене» Эннио Морриконе немыслимо компонует музыкальные инструменты – истеричные скрипки перекликаются с варганом и губной гармошкой. Смелый и оригинальный саундтрек подчеркивает боевой дух героини, жаждущей отомстить молодому мафиози, покусившемуся на ее невинность.
Убийства, предательства и роковая страсть. Марчелло Мастроянни, Жаклин Биссет и Жан-Луи Трентиньян оказываются в центре детективных интриг в этом нуаре, который Эннио Морриконе украсил одной из лучших своих мелодий. Западающая в память музыка создает ощущение дискомфорта и тайны, которые потом мастерски лягут на тарантиновскую «Омерзительную восьмерку» (2015).
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…