Рассказываем про самые запоминающиеся русские фильмы, премьеры которых состоялись на 44-м ММКФ. В числе самых ярких проектов и однозначных фаворитов – якутская музыкальная драма Дмитрия Давыдова, исторический эпик, напоминающий «Игру престолов», размеренная история про маленького человека и криминальная драма из Хакасии.
Размашистый проект по роману Алексея Иванова про завоевание пармы – с Александром Кузнецовым, Сергеем Пускепалисом и Евгением Мироновым в главных ролях. Первый играет непокорного князя, которому земли достались в наследство, второй – его верного соратника, третий – епископа с непростым характером и желанием приобщить к вере всех язычников, населяющих Приуралье.
Разумеется, в историческом эпике найдется место и для десятка других героев – как реально существовавших, так и вымышленных. Впрочем, выдумать их действительно стоило: больше двадцати лет назад один из самых известных современных российских авторов сумел создать выдающийся сплав, в котором факты тесно сплелись с мифами.
А потому «Сердце пармы» сильно напоминает фэнтези, причем скорее западного, а не славянского образца – это скорее «Игра престолов», а не «Волкодав из рода Серых псов». С эпическими бойнями, наготой и руганью, любопытными режиссерскими и операторскими находками, красивыми костюмами и харизматичным актерским составом. Недостатки у картины Антона Мегердичева, конечно, тоже есть, но работает этот эффектный киноаттракцион преимущественно без сбоев.
Имя Дмитрия Давыдова в последнее время на слуху: если дебютный «Костер на ветру» из зрительской памяти чуточку поистерся, то «Пугало», «Ыт» и «Нелегал» в профильной прессе всплывают регулярно. А вот «Молодость», попавшая в основной конкурс ММКФ, и вовсе имеет все шансы понравится массовому зрителю – сделана она качественно, затрагивает знакомые струны души, да и изрядной доли самоиронии не лишена. Главный герой Васька (Альберт Алексеев из «Иччи») спустя двадцать лет возвращается в родные места. Родители умерли, друзья выросли и давно живут своей жизнью, все кажется странным и чужим, хотя время в заснеженном поселке как будто остановилось где-то в 1990-х.
Ваське по старой памяти быстро находят работу в котельной, однако жизнь по-прежнему далека от нормальной: в дверь постоянно кто-то ломится с угрозами, какой-то мужик донимает с просьбами вернуть старый мотоцикл, а еще Васька регулярно оказывается в полицейском участке – по чистой случайности. И заводит странные отношения с мухой, из ниоткуда взявшейся посреди зимы.
Несмотря на периодически возникающие во время просмотра вопросы «как?», придираться к «Молодости» – в случае героев давно ушедшей – совсем не хочется. Это безумно атмосферное кино, уютное и умиротворяющее, такое, которое можно разбить на музыкальные клипы (за кадром звучат песни первой якутской рок-группы «Хардыы») и пересматривать, когда становится особенно грустно. А еще тут есть замечательные вставки про то, как поднялось региональное кино: с несуществующим фильмом про якутского Дракулу и фальшивыми рекламными вставками, в которых снялся сам режиссер. В общем, чудо что такое.
Еще один размеренный фильм, в котором, кажется, не происходит ничего особенного, но при этом подкупающий своим очарованием. В главной роли – Александр Карнаушкин, уже работавший под началом Виталия Суслина («Седьмой пробег по контуру Земного шара», «Рапана»). Его Сапожник видит мир по-своему: несмотря на возраст, он не растерял ни искренности, ни непосредственности – чистой, почти детской. Услышав волшебную историю про человека, разделившего море, он тут же загорается желанием отправиться в это чудесное место, а девушке в турагентстве замечает, смущаясь, что она очень похожа на его любимую маму. В общем, про таких обычно говорят: «У него свои причуды».
Этими причудами больше всех недовольна супруга Сапожника: она не дает мужу уединиться даже в туалете, упрекает за любое решение, пеняет на маленькую зарплату (предпринимательской жилкой он действительно обделен) и совершенно не хочет даже слышать, о чем он говорит. Особых надежд нет и на сына – тот прагматичен и считает отца чересчур наивным, витающим в облаках. Сам Сапожник, к слову, тоже не идеален: лучшего друга Борю выслушивает только, когда хочет, а частенько и вовсе игнорирует.
В «Верблюжьей дуге» для молодых и пытливых умов слишком много размеренности. Сны и воспоминания переплетаются с реальностью, Новый год отдает сказкой, а лето – беззаботностью. Но все же режиссеру удалось в этой неторопливой мягкости воссоздать уникальное ощущение, освобождающее от любого беспокойства и возвращающее в детство. Когда, как известно, время текло по-другому, трава была зеленее, а самые дорогие сердцу люди не просто были рядом, но и принадлежали нам совершенно безраздельно.
Не слишком известная, но при этом достаточно титулованная Лариса Садилова своим новым фильмом «Огород» продолжает эксперимент, проводимый ею со значительными перерывами на протяжении последних лет двадцати. Суть эксперимента, тоже в некотором смысле огородного, состоит в том, чтобы аккуратно пересадить эстетику телемелодрамы на почву фестивального кино.
Садилова разглядывает своих героев, представителей так называемого глубинного русского народа, через призму иронии, но ирония эта – беззлобная и направлена на то, чтобы в архаичной повседневности тихой провинции подмечать и высвечивать смешное, трогательное, удивительное. Посредством чего Садилова заставляет нас вместе с нею умиляться постепенно отмирающей мещанской натуре.
И хотя снаружи фильм как будто неказист, но внутренне так хитро устроен, что способен прямо в мозг транслировать объемные комплексные ощущения. Напоенного запахами луговых трав знойного летнего дня на селе. Путешествия на поезде зимой, когда за окном снега, а внутри светло, тепло и черный чай разлит по граненным стаканам в блестящих подстаканниках. И пробуждения от мимолетного сна, когда случайно на минутку задремал, и пригрезилось что-то яркое, необычное и словно бы многозначительное.
Второй фильм Семена Серзина, дебютировавшего в прошлом году «Человеком из Подольска». И здесь постановщик шлифует свое мастерство, а также осваивает новые горизонты: он не просто адаптировал для больших экранов пьесу Дмитрия Данилова (снова), занял режиссерское кресло и контролировал монтаж, но еще и исполнил главную роль.
Безымянный полицейский расследует предположительное самоубийство, но показания свидетелей никак не сходятся. Абсурд – то драйвовый, то экзистенциальный – то и дело прорывается в жизнь: стрельбой на кладбище, личностным тренингом на собрании литераторов, бессмысленным, но очень прочувствованным разговором в городской бане.
Черно-белый Санкт-Петербург мрачен и безразличен: декорации и действующие лица сменяются, но атмосфера остается прежней. «Скучно», – говорит закадровый голос, и это отличная обратная подсказка для тех зрителей, которые не уверены, чего ждать от «Похожего человека»: скучно здесь точно не будет, хотя финал предсказуем до тесноты в грудной клетке.
Егор Тихонов – типичный герой тусовки: работает ведущим новостей на спортивном канале, сидит на диетах, «чтобы помещаться в кадр», а на благотворительные акции ходит для того, чтобы напиться со знакомыми. При этом плохим человеком его назвать нельзя: профессионален, в жене и дочке души не чает, а однажды ночью и вовсе выбирается из постели, чтобы помочь незнакомой девушке, которую избивает на улице пьяный бойфренд. Героическое мироощущение сопровождает Егора ровно один день – вечером он находит ту же самую девушку мертвой, после чего теряет покой.
Петр Тодоровский снял на удивление крепкую драму, в которой множество важных тем органично сосуществует друг с другом, не смещая фокуса внимания с основной линии: медленно теряющего себя героя Никиты Ефремова, который пытается заново собрать себя по кирпичикам и каждый раз терпит крах. «Здоровый человек» вполне мог бы называться «Нужным человеком»: болезненную зависимость от чувства собственной полезности Егор не признает. Отчего все сильнее подсаживается на новый наркотик, пытаясь заглушить пустоту внутри то бесконтрольной помощью всем подряд, то выпивкой, то поисками понимания в других, что приводит лишь к новой боли.
Сам того не подозревая, Тихонов влияет на всех, кто находится рядом с ним. И хотя линии других героев намечены пунктиром, в глазах Евгения Ткачука, Дарьи Балабановой и Олега Чугунова читаются все эти внутренние переживания – не менее глубокие, чем у самого Егора, впервые открывающего для себя новый мир, да и в принципе самого себя. «Здоровый человек» в итоге живописует человека отнюдь не здорового, но даже несмотря на обыденно показанные муки, скорбные переживания и обязательный вопрос про допускающего страдания Бога, мрачной безысходностью картина не отдает. Чем выгодно отличается от ближайших жанровых конкурентов. Да и о каком мраке может идти речь, если здесь есть Никита Ефремов в костюме чебурека?
Экранизация одноименной пьесы Ярославы Пулинович рассказывает о пятидесятилетней self-made woman Жанне (Ксения Раппопорт), которая сумела с достоинством пережить все тяготы 1990-х. Теперь у нее жизнь мечты: своя торговая компания, роскошная квартира и молодой любовник (Александр Новин). Однако идиллия рушится, когда тот объявляет, что уходит к другой – его девушка девушка (Таисия Вилкова) ждет от него ребенка.
В «Жанне» сыграл и Евгений Миронов, который также спродюсировал фильм. Любопытно, что, помимо «Сердце пармы», это уже второй актерский проект председателя жюри, представленный в этом году на ММКФ. «Увлекшись этой борьбой за лучшую жизнь и любовь, Жанна теряет какие-то человеческие качества, становится жестокой. И вот тогда возникает вопрос – стоят ли эти усилия такой большой цены?» – размышляет актер.
Добавим, что размах древнегреческой трагедии происходящему придает в том числе и операторская работа Максима Осадчего, снимавшего в том числе «Сталинград» и «Дуэлянта» – привычно глянцевая Москва, на которую мы смотрим его глазами, приобретает по-настоящему инфернальный оттенок.
В татарской деревеньке Сарсаз Кюл живет неунывающий мужичок Микулай (Виктор Сухоруков). Односельчане его вроде как уважают. Беременная жена вроде как любит. Все, в общем, неплохо у него. А однажды в эти края забредает незнакомец небритый (Иван Добронравов) и заявляет, что Микулаю вроде как сыном приходится. Почему здесь сплошные «вроде как», спросите вы? Да потому, что в этно-триллере Ильшата Рахимбая реальность и галлюцинации на редкость занятные хороводы водят, поди отличи одно от другого.
Казалось бы, нелинейный нарратив, причудливый визуал и расслоение привычной картины мира «Микулаю» должны идти на пользу. Снимали его в деревне Толкияз Пестречинского района, где проживает исчезающий народ кряшенов, поэтому местный колорит с костюмами, обрядами, настенными росписями на экран по полной программе перекочевал. То есть как этнографический проект «Микулай» явно удался. Но с кинематографической точки зрения все сложнее.
Вообще фильм основан на одноименной пьесе Мансура Гилязова, которая в процессе работы над лентой изрядно трансформировалась. В том числе – после мозгового штурма, который Рахимбай устроил на пару с Тимуром Бекмамбетовым. И, видимо, обросла массой деталей и прибамбасов, хотя не все из них одинаково нужны. Когда главный твист «Микулая» считывается довольно быстро, картина по-прежнему пленит магнетическим перфомансом великого артиста Сухорукова, но отчаянно путается в показаниях, сбивчиво перескакивает с одного на другое и в итоге превращается в престранную экранизацию реплики «Я вижу мертвых людей».
Элитная проститутка Катя провела год в декрете, и теперь сутенер заставляет ее отрабатывать упущенную за этот год прибыль. Но что-то все не клеится у проститутки Кати, катастрофически не везет ей на клиентов. То импотент попадется, то мерзавец или того хуже. Да и в целом мрачная во всех смыслах изнанка гламурной Москвы ей будто бы не рада и так и норовит подсунуть какую-нибудь гадость.
Борис Акопов в 2019 году дебютировал энергичным и дерзким боевиком про девяностые «Бык», открывшим всему миру замечательного актера Юру Борисова. Новый его фильм также имеет трехбуквенный заголовок, энергично дерзит и претендует на открытие звезды: исполнительница главной роли Анастасия Кувшинова прежде отметилась только в чудовищном триллере «Одержимая», о чем наверняка предпочитает лишний раз не вспоминать.
Правда, первая главная роль у Анастасии Кувшиновой не очень-то яркая. Как минимум в силу того, что большую часть времени от нее требуется молчать с кислой миной. В то время как вокруг ее героини постоянно творится мерзость, в основном довольно однообразная, хотя и богато декорированная. Отдельные сцены бывают даже хороши. Например, Николай Шрайбер очень талантливо пародирует Стаса Михайлова. Но сформулировать что-то более-менее внятное Борису Акопову в этот раз не удалось. Зато иллюстрации к тезисам «тяжело быть проституткой с ребенком на руках» и «московские богачи погрязли в пороках» вышли занятные.
В город Чегаринск, называемый в народе на американский манер Чекаго, прибывает партия запрещенного вещества. Местный авторитет Апельсин поручает своему ближайшему приспешнику переправить сумку с товаром в Красноярск, а тот, в свою очередь, делегирует задание младшему товарищу – дворовому рэперу, который намыливается перебраться с зазнобой-виолончелисткой в Москву. Но все идет не по плану, так как общий друг рэпера и приспешника Апельсина служит в полиции, а другой их общий друг плотно сидит на наркотиках. А еще подруга Апельсина спит с шахтером, что также немаловажно.
Региональное российское кино продолжает развиваться во всех возможных направлениях, чему очередное свидетельство – снятая в Хакасии криминальная драма «Чекаго». Создавалась она явно с оглядкой на рожденную в Бурятии киновселенную «Решала» (откуда даже специально был выписан актер Мосэ Куртанидзе, он же Завгар), по тем же примерно шаблонам. И соответствует тем же характеристикам: бескомпромиссно честно про суровые реалии депрессивных районов под плотный серьезный рэпчик.
Впрочем, и существенные отличия налицо. Во-первых, бюджет у «Чекаго», очевидно, повыше, чем у первого «Решалы». Сразу в глаза бросается, что поддержку из центра обеспечили солидную: тут и природные красоты сибирского края запечатлены должным образом, и артисты именитые в касте присутствуют (Юрий Кузнецов, Игорь Жижикин, Данил Стеклов), и экшна разнообразного нагрузили. Нагрузили, положим, как попало, но от души, с погонями, перестрелками и массовой дракой бандитов с пролетариями. Где побеждает, естественно, (уж извините за спойлер) рабочий класс. Стало быть, классовой праведной ненавистью кино заряжено. Тем удивительнее обнаруживать в нем поистине эстетские решения – вроде небанальной отсылки к «Крестному отцу» и изображения хакасской Мадонны с младенцем на фоне ковра.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…