Кино

Щит, орудие и универсальный символ: История зонтика в кино

Мы забываем их дома, в автобусах и театральных гардеробах, жалуемся, что они не помещаются в сумочке и ломаются в самое неподходящее время… Вот уж действительно не ценим, что имеем, – каких-то три века назад человечество мокло под дождем и подхватывало простуду, не имея под рукой такого простого и гениального изобретения, как зонт. «КиноРепортер» решил восстановить справедливость и рассказать историю не просто реквизита в фильме, а персонажа. И даже более того – главного героя.

Зонтик от дождя совсем молод – ему еще не исполнилось и 300 лет. Что странно, если вспомнить, как начинался Всемирный потоп: «…И разверзлись хляби небесные». Казалось бы, человечество могло извлечь уроки и изобрести защиту от дождя сразу после тех событий. Но нет – многие столетия и даже тысячелетия зонт считался барьером исключительно от солнца и почти исключительно для женщин.

Принято считать, что зонт изобрели в Египте больше трех тысяч лет назад. И если это правда так, неудивительно, что там дождя никто не боялся. На статус родины зонта претендуют также Китай и Индия, а это уже совсем другой климат. Тем не менее в Индии жива легенда о девушке Зите, которой никак не удавалось выйти замуж: мужчинам не нравились ее веснушки и облупившийся нос. Бог Брахма, узнав об этом, подарил Зите специальный навес с ручкой, сделанный из птичьих перьев и широких листьев, – перестав загорать, она быстро нашла себе мужа. А в Китае первые зонты были вообще не функциональны, а лишь служили признаком власти и достатка.

Кто-то из первых обладателей зонтов брал количеством, кто-то качеством… и снова количеством. У одного индийского раджи в коллекции было 13 штук – все знаки зодиака плюс солнце. А у короля Сиама был всего один зонт, зато с куполом в 24 яруса (за что его льстиво назвали «королем 24 зонтов»). Тибетские далай-​ламы предпочитали, чтобы над ними несли сразу два зонта – не очень понятно, зачем, но зато издалека было видно, что идет важный человек.

«Амели» (2001)

Однако, когда начинался дождь, все – и раджи, и короли, и далай-ламы – бежали прятаться под ближайший навес: никому не приходило на ум, что вообще-то этот инкрустированный золотом и бриллиантами предмет может спасти их священные головы.

В Средние века человечеству стало не до зонтов, зато в эпоху Ренессанса об этом аксессуаре вспомнили снова: итальянцы, французы, англичане уже могли позволить себе излишества. В конце XVI века зонты от солнца вошли в моду – говорят, первой обладательницей модного зонтика была итальянка Мария Медичи, вышедшая замуж за французского короля Генриха IV: вместе с приданым она привезла в Париж парасоли (в переводе с французского «защита от солнца»).

В инвентарном списке короля Людовика XIII уже фигурировали «дождевые зонты», но они предназначались для Анны Австрийской: мужчины в то время считали зонты исключительно женским предметом гардероба.

В общем, женщины оказались умнее и дальновиднее: они научились использовать зонтики по прямому назначению гораздо раньше мужчин. Хотя после выхода романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) некоторые мужчины стали выходить в свет с зонтиками, по примеру главного героя, моряка из Йорка.

«Как я встретил вашу маму» (2005 – 2014)

Некоторое время вообще все зонты в Англии называли «робинзонами», но в 1750-м лондонский денди, а также негоциант и путешественник Джонас Хэнвей привез из Персии несколько шелковых зонтов с ручками из рыбьих костей. Английский климат подсказал ему заменить женственную шелковую ткань на более прочную и плотную «мужскую» и выйти с зонтом в лондонский дождь.

Некоторое время Хэнвей служил объектом насмешек уличных мальчишек и ненависти кебменов, которые норовили облить его грязью как в переносном смысле, так и в прямом. Конечно, они боялись конкуренции: кто будет нанимать экипажи, если у клиента с собой средство индивидуальной защиты?! Это понимал и сам Джонас: «Зонт – это росток подлинной демократии, он доказывает, что у вас нет экипажа».

С каждым годом его последователей становилось все больше. В 1769-м в Париже открылся первый прокатный магазин зонтов, в котором продавались уже не только парасоли, но и параплю (в переводе с французского «защита от дождя»). Первый магазин зонтиков «Джеймс Смит и сыновья» был открыт в Лондоне в 1830 году – на Нью-Оксфорд-стрит, 53 (его до сих пор можно найти по этому адресу). Тогда же, в 1830-х, возникла мода на черные зонты. Возникла и никуда больше не уходила.

Через 30 лет по другую сторону океана американец Брэд Филлипс придумал зонт-автомат. С тех пор зонты стали надежными спутниками человека и, естественно, полноправными героями нового и важнейшего за последнее столетие искусства – кинематографа. Зонтик завершал образ персонажа, служил финальной деталью-подсказкой, символизируя в разное время открытость или замкнутость, опасность или предчувствие любви.

«Шербурские зонтики» (1964)

Самый первый зонт появился на большом экране еще в 1905-м — в английской короткометражке «Зонтик на день рождения». Но его мало кто помнит – в отличие от знаменитого зонта-трости Джина Келли в мюзикле «Поющие под дождем» (1951). В знаменитой сцене танца Джин буквально жонглирует своим зонтом, а для этого не каждый аксессуар подойдет.

На съемочной площадке устроили настоящий зонтичный кастинг – перепробовали пару десятков черных зонтов в поисках того самого, единственного, который должен идеально «лечь в руку». И да, на кастинг допускались экземпляры исключительно черного цвета. Почему именно черного? Потому что зонт должен был сработать на эффектном контрасте с каплями дождя, который специально «подкрашивали» молоком. Кстати, Джин Келли после съемок свой реквизитный зонт выкупил и хранил дома как память.

«Поющие под дождем» явно повлияли на Жака Деми, когда он придумывал «Шербурские зонтики» (1964). Сценарий, писавшийся под победительницу Евровидения 1962 года Изабель Обре, в итоге прославил 20-летнюю Катрин Денев. А еще – скромный городок Шербур, в котором дожди случаются не чаще, чем в Париже или Бордо, но где в каждой сувенирной лавке можно купить ярко-красный аксессуар вроде тех, что продавались в галантерейном магазине Женевьев, мамы главной героини. Хотя зонтики, которые действительно снимались в фильме, были выбраны художником по костюмам Жаклин Моро не случайные, а старого парижского бренда O.N.M., коллекционеры охотятся за ними до сих пор.

«Kingsman: Секретная служба» (2015)

Зонтик оказался самым романтичным аксессуаром из всех возможных, и в этом качестве был воспет в кино множество раз. Под зонтом находили друг друга Марко и Анна в «Супергероях» (2021) Паоло Дженовезе, Дан и Оля в сказке для взрослых «Двое под одним зонтом» (1983) Георгия Юнгвальда-Хилькевича. А в «Зонтике для новобрачных» (1986) Родиона Нахапетова вообще была представлена специальная модель, изобретенная по случаю советскими кинематографистами, – с одной ручкой, но с двумя куполами, чтобы ни одна случайная капля не нарушила уединения влюбленных.

Иногда зонтик на экране обретает душу и оживает – чтобы стать верным спутником влюбленных (короткометражка 1966 года «Зонтик» Михаила Кобахидзе) или… влюбиться самому. В замечательной пиксаровской короткометражке «Синий зонтик» (2013) влюбленный аксессуар ищет возлюбленную в разгар жуткого ливня – и это тот самый случай, когда семейный мультик смотрится как триллер, и сердца зрителей в унисон ухают вниз в моменты, когда изорванный, сломанный, но не теряющий надежды зонт ветер швыряет под колеса встречных машин.

Но в кино видели и другие зонты — мрачные орудия смерти, символы насильственных убийств. Начнем, пожалуй, с самого невинного – трости, которую носил с собой герой Пьера Ришара в «Уколе зонтиком» (1980) Жерара Ури. В наконечнике этого зонта был спрятан яд, предназначенный для одного бизнесмена. Кстати, сюжет своей черной, но все же комедии Ури черпал из реального случая: в 1978-м, за два года до выхода фильма, с помощью такого вот зонтика с ядом убили болгарского писателя Георгия Маркова.

Зонтик из «Kingsman: Секретная служба» (2015) был для героя Колина Ферта одновременно и смертельным оружием, и идеальным щитом. А в «Обители зла» (2002) зонт дал название и логотип зловещей корпорации Umbrella, решившей кардинально уменьшить популяцию населения с помощью зомби-вируса.

«История девятихвостого лиса» (2020)

Зонт может играть очень разную роль – с его помощью герои легко затеряются в толпе, как в «Особом мнении» (2002) Стивена Спилберга, а его отсутствие в окружении других людей с зонтиками сделает главного героя настоящим аутсайдером, как в «Бегущем по лезвию» (1982) Ридли Скотта.

Пурпурный зонт обозначал появление главного героя в корейском мистическом детективе «История девятихвостого лиса» (2020). Без зонтика невозможно представить Тоторо из мультфильма Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» (1988) и, конечно же, всеобщую любимицу Мэри Поппинс, а заодно и Скарлетт Йоханссон в «Дневниках няни» (2007).

А вот у старухи Шапокляк зонтика, наоборот, никогда не было, но воображение упрямо его дорисовывает (классический «эффект Манделы»!). Видимо, без черного зонта образ вредной старушки кажется неполным.

Так что стоит отнестись с уважением к постоянному спутнику в последний месяц осени – он не просто дополняет образ, он занимает в нашей жизни место большее, чем кажется. И может пригодиться в самой неожиданной ситуации. Как писал Владимир Набоков в романе «Камера обскура», «…он взял из ее рук зонтик, и она еще теснее прижалась к нему, и сверху барабанило счастье».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад