90 лет назад в прокат вышел самый первый полнометражный звуковой фильм про ходячих мертвецов. Хоррор «Белый зомби» (1932) с Белой Лугоши, однако, не рассказывает про смертельный вирус и толпы пожирателей мозгов, готовых стереть человечество с лица земли. Здесь нежить представлена жертвой магии вуду, которая, к слову, практикуется на Гаити до сих пор – и возникла гораздо раньше, чем идея Джорджа Ромеро превратить потребительство в ужастик. Рассказываем, чем отличается история зомби в гаитянской культуре от феномена массовой культуры и с чего все началось на самом деле.
Каждый ужастик основан на той или иной легенде, интерпретирует миф или переиначивает городские байки. Это самая рабочая схема: то, что нельзя проверить за истечением «срока давности» – таинственные события, неведомые явления, – служит идеальной базой для хоррора. А поверх ложится изобретательно скрытая за ярким визуалом социальная проблема. Но, хотя оживление умерших есть в каждой культуре (Панночка не мертва, а Яга вообще с костяной ногой ходит меж двух миров), история зомби в американской культуре начинается именно с Гаити.
Легенды о нежити – это реакция культуры на порабощение, причем довольно очевидная: человек не владеет телом, так? Им владеет хозяин, господин, словом, рабовладелец. Душой, по сути, тоже: раб не делает то, что хочет, и не хочет то, что делает. Но если в кино безвольная нежить появилась в 1932 году, то сам миф о зомби уходит корнями в историю аж XVII века, когда Республика Гаити называлась Сан-Доминго и была французской колонией.
Рабов привозили из Африки для тяжелейшей работы на сахарных плантациях, но умирали они в основном не от голода или непосильного труда, а из-за жестокого обращения: половина привезенных людей была забита до смерти в течение первых лет. Это усугубило проблему: рабов и насилия стало еще больше. Так что, начиная с 1659 года, вера в жизнь после смерти постепенно трансформировалась в особый культ. Плененные настолько страдали, что ждали смерти с нетерпением, ведь она должна была вернуть их в родную lan guinée – Гвинею, или хотя бы просто в Африку.
Порой рабы не дожидались физического и духовного освобождения и кончали жизнь самоубийством. Но после суицида в Лангвинею вернуться нельзя, и тогда умерший обречен вечно скитаться без воли и желаний по землям колонии. Вот вам и архетип зомби. Кроме того, умершие неестественной смертью, по верованию гаитийцев, «задерживались» в могилах – и в это время их можно было оживить для использования в качестве личного слуги. Это тоже зомби.
Само слово zombie (гаитянский французский) или zonbi (гаитянский креольский), вероятно, произошло от слов на языке конго nzambi (бог) и zumbi/nzumbi (фетиш). Хотя есть менее похожее слово с более близким значением: nvumbi – тело без души.
В 1791 году началась революция – явление, подаренное плененным людям их надзирателями, – и в 1804-м Республика Гаити стала независимым государством, вторым после США (в то время невиданная редкость). И первым государством Америки с бывшими рабами во главе, которые вдобавок вырезали почти все оставшееся белое население. Тогда же западный мир принялся демонизировать Гаити, считая революционный успех угрозой для империализма, а культура вуду стала символом отсталости. Так что, когда США отправились захватывать Гаити в 1915 году, католические миссионеры решили от местной религии избавиться.
Как известно, удалось плохо: два очень разных верования слились воедино и стали частью современной гаитянской культуры. Зато именно оккупация «перевезла» зомби в США: репортер Уильям Сибрук, служивший в армии во время Первой мировой войны, в 1929 году написал рассказ «Остров магии» (The Magic Island). Это было первое упоминание зомби в англоязычной литературе. По сюжету, главный герой сталкивается на Гаити с культом вуду и воскресшими рабами. Книга имела огромный успех, так что ждать, что история зомби просочится на большой экран, особо не пришлось.
Этот часовой фильм – редкий экземпляр, где в зомби превращается человек, ставший жертвой темной магии вуду. Да, вуду считается религией, но во многом похожа на оккультную науку с таинственными снадобьями и пугающими ритуалами. В том числе, воскрешающими из мертвых.
Вот и в «Белом зомби» главная героиня Мадлен сразу после свадьбы с Нилом умирает – и становится бессловесной красивой куклой в доме очумевшего от любви Бомона. Дело было так: будущие супруги прибыли на остров, чтобы провести медовый месяц в экзотической стране. Пока они ехали домой, им попались бездушные рабы и таинственный господин, который с первого взгляда влюбился в Мадлен.
Заручившись поддержкой мага (его как раз играет Бела Лугоши, за год до того популяризовавший Дракулу), Бомон решается присвоить себе чужую невесту. Маг производит ритуал с зельем и заклинаниями, Мадлен умирает, Нил сходит с ума от горя, а затем вдруг узнает, что тело его возлюбленной пропало из могилы. Варианта два: украли или ушла сама, – и оба невероятные. Разгадать тайну Нилу помогает местный доктор по фамилии Брюнер. Он-то и становится проводником между зрителем и необъяснимыми событиями. Режиссер буквально вложил в уста персонажу суть явления зомби и породившей его культуры вуду.
Когда Нил задается вопросом, что за безвольные люди молча топают по сахарным плантациям, Брюнер ему объясняет, что это не мертвецы, восставшие из могил, а вполне живые люди – во всем, кроме мозга и сердца. Кроме того, Брюнер четко указывает на то, что в гаитянской культуре есть такая практика – при помощи химических веществ вводить человека в искусственную кому. И локальный закон признавал возможность захоронения людей живьем, правда, приравнивал это к уголовщине.
«Использование наркотиков/лекарств или других практик которые вызывают летаргическую кому или безжизненный сон должны быть приравнены к попытке убийства», – зачитывает доктор Брюнер главному герою выдержку из «Закона Гаити».
В итоге, конечно, все заканчивается хорошо. Потому что, во-первых, Бомон понимает, что зомби-Мадлен ему не подходит: бездушной красоты явно недостаточно для счастья, и это главный моральный посыл картины. А во-вторых, стечение обстоятельств оказалось удачным и для спасения от мага, и для снятия с несчастной девушки проклятия.
После «Белого зомби» появлялись и другие фильмы, где история зомби была повязана на магии вуду, но популярности они не снискали. Примеры – малоизвестная картина Ouanga (1936) про зомби-месть брошенной жрицы вуду и фэнтези «Я гуляла с зомби» (1943) про белую медсестру на Гаити. Затем «Человек-вуду» (1944) с тем же Белой Лугоши и «Женщина вуду» (1957) рассказывали уже знакомую историю о сумасшедшем профессоре-экспериментаторе.
После событий 1945 года стал популярен зомби как продукт радиации, который, впрочем, не сильно задержался на экране. И, в общем, как ведьмы, вампиры и оборотни, зомби всегда отражали то или иное социокультурное или экополитическое явление. Ну а «Чума зомби» (1966), начавшаяся на Гаити, буквально предварила «Ночь живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро. И с этого момента история зомби в кино разветвилась, дав жизнь мощнейшему феномену поп-культуры.
О том, что было после, не знает только ленивый. Начиная с 1968 года этот феномен так разросся, что полностью отделился от своих социокультурных корней и стал самостоятельным явлением. Теперь зомби – продукт вируса, а не вуду, он, как и человек, эволюционирует («Обитель зла»), ускоряется («Война миров Z») и даже влюбляется («Тепло наших тел»). Но все еще остается отражением ярких проблем общества – таких, как, например, потребление и нетерпимость.
Ладно, еще до Ромеро всяческая нечисть иллюстрировала разнообразные социальные страхи – от расовой сублимации до ужаса перед незнакомцами. Но после «Ночи живых мертвецов» (1968) зомби закрепили за собой статус метафоры для апокалипсиса как такового – неважно, от ядерного взрыва он наступил или массовой эпидемии. Кроме того, по мнению некоторых киноведов, ходячие мертвецы в то время воплощали кризис идей 1960-х – десятилетия массовых движений. А идиоматическое выражение «зомбификация» сейчас означает болезненную подчиненность мнению/действиям толпы.
Так в чем же состоит революция Джорджа Ромеро, если он использовал уже давно известный миф? Действительно, во время создания первого фильма Ромеро вдохновлялся легендами о гаитянских рабах – нежити, изображенной в «Белом зомби», – и романом «Я – легенда». Но все-таки он создал нечто принципиально новое.
Дебютная картина Ромеро «Ночь живых мертвецов» была снята за копейки и была очень жестокой, так что ни одна компания не взялась ее прокатывать. Вдобавок, из-за низкого бюджета пленка была черно-белой, что не способствовало симпатии киностудий. Но история создания – это уже отдельная легенда, а у нас тут история зомби. Мало того, что главным героем фильма был чернокожий парень: всего лишь спустя 4 года после отмены расовой сегрегации его сыграл Дуэйн Джонс. Так он еще и противостоял злу и безумию, представленному в фильме толпой мертвецов и группой неадекватных людей в панике.
По сюжету, во время внезапного оживления мертвых в фермерском доме собираются случайные люди – Барбара, бросившая своего брата на кладбище, Бен, у которого сломалась машина, молодая пара Том и Джуди, а также семья – Гарри, Хелен и их укушенная дочка. К сожалению, люди не могут договориться о том, как сохранить жизни на фоне надвигающейся катастрофы, – и это привело к трагедии для каждого из них. Угадаете, что в итоге? Выживает только чернокожий Бен, которого по ошибке убивает… полицейский. Ну, все.
Так что «Ночь живых мертвецов» – первый мощный хоррор, где опасность представлял не маньяк или чудовище, а общество. Адекватный человек остался в меньшинстве, когда всех вокруг охватывает паника и ужас. И вот, с легкой руки Ромеро, восстание зомби, ведущее к апокалипсису, превращается в жесточайшую социальную сатиру. И то, что происходит с обществом, – это настоящий апокалипсис. Который затем превратился в аттракцион в виде игр и фильмов «Обитель зла», комиксов и сериала «Ходячие мертвецы» и сотен других зомби-проектов.
Сейчас ужастики о проклятиях или колдовстве, которое может лишить человека чего угодно, включая волю, выходят чуть ли не каждый день. Однако в 99% случаев их сюжеты основаны на историях об экзорцизме, сатанизме, тяжелых психических заболеваниях или вовсе представляют собой чистейшую выдумку. А потому повтор «Белого зомби» встретить можно крайне редко – таких фильмов буквально раз, два и обчелся.
Уэс Крэйвен, например – тот самый мастер ужаса, который создал «Кошмар на улице Вязов» и «Крик», – заинтересовался темой гаитянской нежити и в 1988 году экранизировал книгу «Змей и радуга» Уэйда Дэвиса. Дэвис – антрополог и этноботаник, который еле выжил на Гаити, исследуя химическую природу зомбификации. Пережитый опыт превратился в документальную, но очень захватывающую книгу «Змей и радуга».
Название объясняется тем, что в легендах вуду змей – символ земли, а радуга – символ небес, рая. Между змеем и радугой все существа должны жить и умирать. Однако из-за того, что у человека есть душа, он может оказаться за пределами этого мира, и смерть будет лишь началом.
Экранизация Крэйвена выходила с пометкой «Основано на реальных событиях», и это пугает больше всего, несмотря на то, что фильм игровой. Потому что, в общем, не так уж и сложно поверить в то, что яд тетродотоксин в небольших количествах вызывает тотальное оцепенение – но не смерть. Картина «Змей и радуга» получилась пугающей, интересной, в каком-то роде даже просветительской. Но, увы, недостаточно известной даже в самых узких кругах.
По сюжету, главный герой Уэйд отправляется на Гаити исследовать историю зомбификации в случае с единственным официально зарегистрированным зомби Клервиусом Нарциссом. Разумеется, в неспокойной республике приезд любопытного белого не проходит незамеченным – и вот уже Уэйд сам втянут в мрачную историю с ожившими мертвецами и полумертвыми живыми, вуду-ритуалами, проклятиями и… полицией.
«Змей и радуга» не имеет абсолютно ничего общего с зомби-хоррором, несмотря на то, что в центре сюжета – именно история зомбификации, а по краям – захватывающая и ужасающая культура вуду. Вероятно, именно поэтому фильм остался на отшибе поп-культуры: не так уж легко вызывать в кинотеатре искусственный страх-аттракцион, если его корни реальны.
История Клервиуса Нарцисса, который, кстати, повторно (и навсегда) умер в 1994 году, в итоге послужила вдохновением и для следующего фильма о вуду-нежити. Речь о «Малышке зомби» (Zombi Child, 2019) Бертрана Бонелло. Главная героиня фильма Мелисса – внучка Нарцисса, которая после чудовищного землетрясения 2010 года живет с тетей в Париже и ходит в престижную, но закрытую школу для девочек. Там она рассказывает новым подружкам о вуду, но находит близкого человека лишь в лице скучающей бунтарки Фанни. Потому что только она не считает Мелиссу странной и не боится ее зомби-вуду-истории…
Но было бы слишком просто показать девичью тусовку в библиотеке под покровом ночи – с джином и сплетнями. Здесь смешивается придуманный сюжет об элитной школе и реальные факты: землетрясение действительно было – и унесло свыше 200 тысяч жизней, Клервиус Нарцисс действительно существовал – и у него могли быть потомки. Благодаря этому, истории персонажей тоже становятся реальнее, ближе.
Центральным конфликтом при этом, что интересно, является противостояние культур: современная Франция, потомки колонизаторов – и Гаити, бывшая французская колония. Белые школьницы, потомки Ордена Почетного Легиона – и чернокожая чужестранка, чьи родители погибли из-за землетрясения. Попытка перейти эту культурную границу оборачивается для Мелиссы, ее тети и Фанни кошмаром.
В отрыве от культурологических изысканий на тему Другого, революций и интеграции разных культур эта картина все еще любопытна: настоящий слоубернер, который никто не заметил на фоне премьеры «Мертвые не умирают» Джима Джармуша в основном конкурсе Канн. «Малышку зомби» показали там же, в программе «Двухнедельник режиссеров», но, увы, это был маленький и тихий триумф, впоследствии обруганный непонимающими зрителями.
Подобных фильмов очень мало, потому что история зомби как элемента вуду-культуры – это не красочный ужастик с литрами крови, не аттракцион. Да и судьба Клервиуса Нарцисса не может служить основой для сюжета бесконечно: двух раз вполне достаточно. Но тема объективно интересная, хотя и стараниями киноделов ХХ века разбитая надвое – фильмы про вуду и фильмы про зомби.
Хотя, возможно, развивающийся постхоррор еще вернет на экраны прежнюю интерпретацию образа зомби – без поедания плоти, зато с безвольным и ужасающе пустым существованием.
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…