Как Катя Пушкарева преобразила себя и российское телевидение.
В конце ноября СТС неожиданно анонсировал продолжение «Не родись красивой», культового сериала нулевых о невзрачной секретарше Кате Пушкаревой, влюбленной в своего начальника. О чем будет новый проект – остается только догадываться. Поэтому «КиноРепортер» решил окунуться в историю современной Золушки, чтобы понять, в чем кроется секрет успеха сериала.
После удачного показа исторической мелодрамы «Бедная Настя» СТС стал активнее создавать сериальный контент собственного производства. Получалось с переменным успехом – на один популярный проект вроде «Моей прекрасной няни» приходилось несколько сомнительных («Дорогая Маша Березина», «Джек-пот для Золушки», «Люба, дети и завод…»). Подходы к съемкам отличались, но тренд оставался неизменным – аудитория подобных сериалов была преимущественно женской, а значит, и основную сюжетную арку требовалось посвятить главной героине. Желательно несчастной и слабохарактерной девушке, которая по ходу развития истории преодолевает все трудности, закаляется и достигает успеха в жизни и любви.
В нулевые новым телевизионным направлением становятся адаптации зарубежных шоу самых разных форматов. Добившись успеха с «Моей прекрасной няней», СТС решает испытать удачу в теленовеллах – продюсеры присматриваются к колумбийскому проекту «Я – Бетти, дурнушка». Сериал рассказывает об умной, но невзрачной девушке, которая устраивается работать в модную компанию. К тому моменту адаптации «Бетти» успешно показали себя в Мексике и Индии, но внимание мировой общественности ни они, ни оригинал пока не привлекли. Первоначально некоторые продюсеры «Амедиа», ответственной за многие телехиты СТС, сомневались в перспективности проекта на отечественном рынке, но после долгих обсуждений сериалу дали зеленый свет.
СТС выкупил права на адаптацию, переделал историю под российские реалии (не без участия колумбийских коллег) и назвал новинку «Не родись красивой». По сюжету, Катя Пушкарева, талантливая, умная и неприметная девушка, попадает на работу в компанию по производству модной одежды ZIMALETTO, которую возглавляет богатый красавчик Андрей Жданов. Ключевой задачей создателей было найти актрису, которая органично смотрелась бы и в роли «гадкого утенка», и в образе красотки. Кастинг длился долго, поскольку с каждой из претенденток проводился ряд перевоплощений, которые придумывались буквально на ходу.
Нелли Уварову, будущую Катю Пушкареву, утвердили не сразу. Как вспоминала актриса, ее пробы пришлись на начало кастинга, и в течение месяца она ощущала себя в подвешенном состоянии. Причем не все сразу увидели в Уваровой нужный образ.
«Во время проб к нам случайно зашел оператор, он работал в другом проекте. И он видел, когда я пробовалась в страшненькой «подаче». После чего сказал режиссеру: «Я все, конечно, понимаю, история о «гадком утенке»… Он, наверное, и должен быть некрасивым, но не настолько. Ведь потом-то он все же… потом-то… Но тут же все безнадежно!» Режиссер и говорит ему: «Сейчас покажу тебе»… Когда я появилась на площадке, оператор не поверил, что я – это она. Говорит: «Нет, вы позовите ту самую, это совсем другая девушка», – поделилась Уварова.
Актрисе пришлось пойти на некоторые жертвы, чтобы стать «дурнушкой Катей». И дело было не только в непривычном для Уваровой невзрачном образе с очками а-ля Гарри Поттер, старомодной одеждой и отсутствием макияжа. Также Нелли поставила те самые знаменитые брекеты, которые должны были быть временными, но после нескольких съемочных дней стали постоянными. Тем не менее Уварова стойко перенесла все тяготы ради возможности сыграть «девушку, у которой запоздало избавление от подростковых комплексов».
«Все мы когда-то в детстве были «гадкими утятами», а Катя Пушкарева осталась им дольше обычного», – отметила артистка.
В павильонах снимали и сцены просторных офисов ZIMALETTO с наклеенными фотографиями городских панорам, подиум с казавшейся бесконечной вереницей моделей, и уютную, до боли знакомую многим телезрителям квартирку главной героини. Причем реквизитом нередко оказывались вещи, которые члены съемочной группы приносили из дома. Создатели сериала буквально дышали проектом: их любовь и энтузиазм не могли не передаться и аудитории.
Первоначальные опасения продюсеров действительно могли оказаться верными, если бы не удачное стечение разного рода обстоятельств. Тут и запоминающийся образ Кати Пушкаревой, моментально завоевавшей любовь зрителей, и увлекательный симбиоз современной истории Золушки с «Гадким утенком» и «Царевной-лягушкой», и незабываемый флер модной офисной России нулевых. О «Не родись красивой» говорили практически все – вы могли даже не смотреть сериал, но почти наверняка о нем слышали либо от друзей и родственников, либо благодаря многочисленным шуткам и пародиям на ТВ и в сети, либо просто по радио. Хит Юлии Савичевой «Если в сердце живет любовь» стал гимном сериала.
Сериал шел в эфире практически год и закончился на юбилейном, 200-м эпизоде. За это время герои много чего пережили, но, как и большинство проектов тех лет, «Не родись красивой» завершился хеппи-эндом – Катя и Андрей сыграли свадьбу, а через год у пары родился ребенок. Заключительные кадры сериала, кстати, получились неоднозначными: друзья и коллеги, желая посмотреть на новорожденного, пытались выдавить из себя улыбку, явно намекая на то, что дитя пошло в маму. Сегодня за подобную сцену создателей наверняка утопили бы в критике, но тогда к таким вещам относились более непринужденно.
Финала «Не родись красивой» действительно ждала вся страна. Феноменальная популярность проекта могла потягаться с ажиотажем вокруг другого важного события того периода – чемпионата мира по футболу 2006 года. Последний эпизод сериала пришелся на заключительные дни спортивных соревнований, тех самых, на которых Зинедин Зидан совершил знаменитый удар головой не по мячу. Пока одна половина страны гадала, кто же станет новым чемпионом, другая ждала развязки отношений одной из известнейших экранных парочек нулевых.
Сухие цифры тоже говорили сами за себя – впервые в истории российского телевидения доля зрителей сериала втрое превысила среднюю долю канала. СТС превратился в еще более лакомый кусок для рекламодателей: во время показа «Не родись красивой» авторы заработали на продакт-плейсменте $3 млн (для сравнения, «Моя прекрасная няня» на тот момент принесла создателям втрое меньше). В июне 2006 года, когда история Кати Пушкаревой подошла к концу, «СТС-Медиа» разместила акции на Nasdaq – за первые два месяца торгов капитализация компании выросла на треть и достигла $3,5 млрд.
И вот мы подошли к моменту, когда, казалось бы, логически завершенный сериал получит продолжение. В российской киноиндустрии наметился тренд на возвращение сериальных хитов прошлых лет (например, «Букины» и «Папины дочки. Новые»), но пока нельзя предугадать, насколько удачной окажется эта затея. В случае с «Не родись красивой» создатели не спешат делиться подробностями – ничего, кроме анонса и изображения Кати Пушкаревой в стиле Че Гевары, у нас нет.
У оригинальной «Бетти» в свое время тоже имелось продолжение, о котором мало кто слышал. Сериал был посвящен семейной жизни влюбленных после свадьбы и представлял собой сборник коротких зарисовок, практически никак друг с другом не связанных. Из-за низких рейтингов он продержался в эфире всего сезон. Будем надеяться, что провальная участь не постигнет наших кинематографистов, но для этого им придется приложить немало усилий – одного наследия Кати Пушкаревой недостаточно, чтобы успешно возродить один из популярных проектов 2000-х.
Комментарии