Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

27 апреля 2024 /
«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

Медитативный фильм со стреляющими чеховскими ружьями.

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все важные статуэтки. В прошлом году за картину «Сядь за руль моей машины» он получил «Оскара», «Золотой глобус» и три приза в Каннах. За фильм «Случайность и догадка» ему вручили берлинского «Серебряного медведя». «Зло не существует» успело съездить на Венецианский кинофестиваль и привезти оттуда две награды – «Особый взгляд жюри» и «Премию международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)».

Композиция новинки закольцована – начинается и заканчивается фильм кадром с кронами деревьев. Как если бы вы на ходу запрокинули голову, чтобы посмотреть на небо. Разница лишь в том, что в начале они показаны при свете только зарождающегося утра, а в финале – в сумерках, почти ночью. Этот прием своеобразно обыгрывает игру слов в названии, где частица «не» выделена красным цветом. Убери ее – и смысл фразы станет совсем другим: «Зло существует».

«Зло не существует»

Главный герой Такуми (Хитоси Омика) живет в глухой деревеньке недалеко от Токио вместе с маленькой дочкой. Жизнь их неспешна и однообразна. Такуми рубит дрова, набирает воду из источника, чтобы отвезти ее в местную лапшичную, общается со старостой и жителями, ест лапшу и рассказывает дочери про деревья. Жизнь других персонажей протекает не более динамично. Но всех все устраивает. Они нашли свой маленький рай, в котором им хорошо.

Поэтому, когда в деревню заявляются агенты с проектом строительства глэмпинга – отдыха на природе с отельным обслуживанием, – герои воспринимают их в штыки. Но не саму идею как таковую (все понимают, что для деревни туризм станет золотой жилой), а место для строительства, которое выбрало агентство. Глэмпинг будет располагаться прямо на оленьей тропе. Септики быстро загрязнят источник, которым жители очень дорожат, и вся грязь пойдет в деревни, расположенные ниже по течению.

С самого начала понятно, что силы неравны: жители деревеньки против уже вложенных в проект денег и стремительно растущей конкуренции, когда, чтобы срубить барыш, нужно успеть первыми. Исход предрешен, но об этом мы можем только догадываться и предполагать, потому что этот момент нам так и не покажут. Зато покажут кое-что другое: как мирная и спокойная жизнь одного человека может в один миг перестать быть таковой, окрасившись в трагические тона.

«Зло не существует»

«Зло не существует» трудно отнести к одному жанру. Драма? Определенно: в картине переплетены несколько судеб и показаны изменения в характерах героев – Такуми и двух агентов, которых послали в деревню решить вопрос сопротивления местных жителей.

Экологическое кино? Безусловно: о проблемах загрязнения герои говорят постоянно, а некоторые сцены выстроены таким образом, что картину можно косвенно отнести к документалистике. В кадре много природы – чаще всего она показана длинными планами с разных ракурсов и озвучена щебетанием птиц, треском веток, журчанием ручьев. Все это создает гипнотическую атмосферу и навевает благоговейное уважение перед природной дикостью и величием.  

Притча? В какой-то мере да: зло может таиться даже в самом райском уголке, внутри самого хорошего человека. И нужен лишь внешний толчок, чтобы оно вырвалось на свободу.

«Зло не существует»

Этот фильм мог и не появиться, если бы не Эйко Исибаси, композитор, с которой Хамагути сотрудничал во время съемок «Сядь за руль моей машины». Она написала музыку и попросила режиссера снять для нее небольшую визуализацию. Так появились природные сцены будущего фильма, а уже потом придумались персонажи, диалоги и сюжетная линия.

Хамагути остается верным себе и Чехову: его ружья всегда выстреливают прямо в цель. Кажущиеся непонятными разговоры об оленях, охотниках и звуки далеких выстрелов в один момент складываются в единую мозаику и бьют под дых, унося почву из-под ног. На спусковой крючок режиссер нажимает элегантно и жестко одновременно – без морализаторства, а просто констатируя факты и давая зрителю возможность самому сделать выводы.     

     

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: